Содержание
Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка



Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.
Перед началом
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.
Шаг 1. Подготовка необходимых документов
Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:
- уставные документы;
- документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
- решение об одобрении крупной сделки;
- лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
- свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».
В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации
Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.
При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:
- диапазон начальной цены заявки;
- регион поставки;
- наименование заказчика;
- ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.
Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.
Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена.
Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:
Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.
Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе
Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч. На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.
Когда проводится открытый конкурс
Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия. Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион. Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну
Сколько времени длится открытый конкурс
В общей сложности открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).
Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Этапы открытого конкурса
Этап открытого конкурса
Сроки проведения и действия участников
Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)
Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками
Прием и регистрация заявок
Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями
Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола
Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день
Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол
Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика
Заключение контракта с победителем
Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС
Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса
В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:
- данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
- требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
- способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
- преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
- запреты и ограничения по допуску товаров;
- реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.
Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки
Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.
Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.
Как подготовить и подать заявку на участие
Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.
К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.
По каким критериям заказчик оценивает заявки
В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).
Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:
- цена контракта;
- свойства или качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг или квалификация участника;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.
Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.
Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.
Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.
После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.
В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.
Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию:
Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6);
Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).
По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.
Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).
Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.
Сроки заключения контракта
Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.
В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся
Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).
Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.
Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица для чайников




44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.
Что регулируют
Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.
Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».
223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.
Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?
Таблица отличий
В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.
Кто может быть заказчиком
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.
Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
- за счет грантов;
- как субподряд;
- за счет собственных доходов.
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.
Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.
Кто может участвовать
Юридические лица (не офшоры).
Индивидуальные предприниматели (ИП).
Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.
Кому предоставляются преимущества
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.
СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.
Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.
Виды тендеров
- открытый;
- открытый в электронной форме;
- с ограниченным участием;
- с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный;
- двухэтапный в электронной форме.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.
Запрос котировок в электронной форме.
Закупка у единственного поставщика.
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
Конкурентная закупка в электронной форме.
Закрытая конкурентная закупка.
Закупка у единственного поставщика.
Другие способы, указанные в Положении.
Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.
Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении.
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.
Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.
Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.
Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).
О закупках у СМП И СОНКО.
Обоснование закупки у единственного поставщика.
Об исполнении контрактов (отдельного этапа).
Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.
Годовые отчеты о закупках:
- инновационной, высокотехнологичной продукции;
- у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ежемесячные отчеты
Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).
- По соглашению сторон.
- По решению суда.
- При одностороннем отказе одной из сторон.
Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.
Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.
Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.
Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.
Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:
44 – ФЗ для «чайников». Часть первая.
Вас переводят на закупки по 44-ФЗ? Вы пришли работать в организацию, которая закупает по 44-ФЗ?
Эта информация может быть интересна всем вынужденным или желающим работать по 44-ФЗ.
Если у Вас есть время и силы, то я рекомендую изучать оригинал закона. Это будет не просто, но очень полезно.
Если Вы не располагаете ни временем, ни силами, то я постараюсь помочь Вам получить общее представление о 44-ФЗ и о реальной практике его применения.
Cразу поясню, что статьи рассчитаны на сотрудников отдела АХО, а не на юристов и контрактную службу. Поэтому, прежде всего мы будем освещаться вопросы, которые важны для административно-хозяйственного отдела, (общего отдела, отдела тылового обеспечения и т.д.).
Поскольку данный материал рассчитан на «чайников» (пожалуйста, — не обижайтесь), некоторые частности, которые имеют редкое распространение будут намерено пропущены. Без этого никакой простоты не получится. Объем 44-ФЗ приличен, а язык, очень специфичен и требует перевода на русский.
В этой части я расскажу о нормировании, обосновании закупок, планах закупок и планах-графиках закупок. Т.е. рождении закупок.
План закупок.
Все закупки необходимо заранее запланировать (это не прописная истина, это я уже про закон рассказываю). Для этого составляется официальный документ, — план закупок. Он размещается в открытом доступе в интернете на сайте zakupki.gov.ru и доступен для всеобщего просмотра.
В плане закупок указывается:
- Идентификационный код закупки. Уникальный код, с которым Ваша закупка будет дальше путешествовать по всем этапам ее проведения. По этому коду, ее всегда можно найти.
- Цель закупки. Они стандартные. Креатива, тут не бывает. В Вашем случае, это вероятно обеспечение нужд Вашего предприятия.
- Бюджет закупки.
- Обоснование закупки (о том, что это поговорим ниже).
- Сроки закупки.
Планы закупки составляются в процессе составления всего бюджета РФ. И утверждаются в течение 10 рабочих дней, после официального доведения до Вашей организации Вашей части финансирования.
Как изменить план закупок?
Изменить план закупок, можно по следующим причинам:
- Изменение целей закупки или требований к нормированию (о том, что это поговорим ниже) закупки в постановлениях Правительства РФ.
- Приведение планов закупок в соответствии с законом о бюджете.
- Использование экономии от закупок.
- В иных случаях, предусмотренных в постановлении Правительства РФ о порядке формирования планов закупок.
Практика показывает, что меняются планы закупок часто. Из чего, я делаю вывод, что проблем с этим нет.
Обоснование закупок.
Если, кратко, то каждую закупку необходимо заранее обосновать. Т.е. в установленной форме предъявить доказательства оптимальности.
Обосновывать нужно следующее:
- Начальную (максимальную) цену контракта. Т.е. максимальную начальную стоимость Вашей закупки.
- Способ определения поставщика. Аукцион, конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Значение всех эти терминов мы рассмотрим в соответствующей статье.
Как обосновывать?
Форму и порядок обоснования устанавливает Правительство РФ.
Нормирование закупок.
Нормирование – это предельные (максимальные) требования к закупке.
Они могут касаться:
- Процедуры проведения торгов.
- Технических характеристик товаров.
- Потребительских свойств товаров.
- Максимальных цен.
- Количества товара.
Другими словами, это требования к закупке (ко всем ее свойствам), не позволяющее закупать товары (услуги) с избыточными характеристиками или предметы роскоши.
Кто их устанавливает и определяет.
Правительство РФ устанавливает требования к нормированию в целом. По отдельным товарам Правительство РФ устанавливает требования к отдельным товарам и их характеристикам.
Постановление Правительства РФ N 1270 от 30.11.2016. Посмотрите в интернете. В основном это касается мебели, компьютеров, телефоном, сканеров и принтеров.
По остальным товарам учреждения принимают правила нормирования для себя в целом, в соответствии с постановлением Правительства РФ.
План-график.
На основании документов о нормировании, документов об обосновании закупки и плана закупок формируется план-график закупок. Это более конкретный документ планирования закупки.
- Идентификационный код закупки.
- Наименование, описание, количество, обоснование, начальную (максимальную) цену контракта, условия оплаты.
- Требования к участникам.
- Способ определения поставщика.
- Дату начала закупки.
- Требования по обеспечению.
- Требования по банковскому сопровождению (275-ФЗ).
- План-график утверждается ежегодно, на год, в течение 10 рабочих дней, после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Изменение плана-графика.
Изменения плана графика возможны:
- При изменении планов закупок.
- Увеличении/уменьшения начальной максимальной цены контракта, порядка оплаты.
- Даты начала торгов.
Изменения могут быть внесены не позднее, чем за 10 дней, до даты размещения извещения о проведении закупки.
Личные наблюдения
По моему мнению требования к товару, количеству при утверждении плана-графика имеют более формальный характер. И взяты по большей части из прошлых закупок. По мере приближения к дате закупки, заказчики более внимательно изучают свои потребности и рынок. И за месяц-другой вносят изменения на основании увеличении/уменьшения начальной максимальной цены контракта и корректируют закупку под свои реальные потребности и требования рынка.
Надеюсь, данный материал помог Вам сформировать общее представление о первой части проведения закупок по 44-ФЗ. В следующей части мы поговорим о формировании начальной (максимальной) цены контракта, видах закупок и их достоинствах, и недостатках.
Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ




Способы закупок по 44-ФЗ
Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.
Конкурентные | Неконкурентные |
---|
Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Вид | Подвид | Описание | Победитель |
---|
Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.
Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.
С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.
Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.
С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».
При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).
Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.
Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).
14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.
01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности
Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.
Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:
- электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
Неконкурентные способы закупок
Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.
Примерами могут служить:
- приобретения услуг в компаниях-монополиях;
- «прямые» контракты;
- ликвидации аварий;
- покупки лекарств;
- признания конкурентных процедур не состоявшимися.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.
При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.
Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.
44 фз для начинающих простым языком
Способы закупок — это механизм выбора поставщика в ходе госзакупки. Он может быть как конкурентным, так и с отсутствием конкуренции. Собрали различия в одной таблице.
Какие есть варианты закупок по 44-ФЗ
Таблица способов определения поставщика по 44-ФЗ наглядно демонстрирует все разновидности.
Конкурентные способы закупки по 44 ФЗ | Неконкурентные |
Конкурсы (в т. ч. электронные) | Закупки у единственного поставщика |
Аукционы | |
Запросы котировок (в т. ч. электронные) | |
Запросы предложений (в т. ч. электронные) | |
Закрытые способы (в т. ч. электронные) |
Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Для удобства предложена таблица способов закупок по 44-ФЗ.
- электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 закона о контрактной системе.
Как видите, процедур много, но таблица видов закупок по 44 ФЗ будет хорошим помощником не только тем, кто только начинает разбираться с нюансами госзакупок, но и опытным участникам контрактной системы.
Неконкурентные способы
Существует только один неконкурентный способ закупки по 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:
- покупка лекарств;
- ликвидация аварий;
- и др.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
В настоящее время по 223-ФЗ применяются разнообразные способы закупок конкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялись только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но после того, как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов, а также запросов предложений и запросов котировок по 223-ФЗ. Для заказчика установлено право задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:
- редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
- многолотовый аукцион и др.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися. Для неконкурентных способов по 223 ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица могут их определять самостоятельно. Заказчиков ограничивают только правовые акты о защите конкуренции.
Источники
Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.- Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
- Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

30 лет назад я получил высшее юридическое образование. С этого момента началась моя карьера юриста. В данный момент я занимаю должность юриста в крупной компании г. Москва.