Бух учет осаго арендованного автомобиля проводки

Советы опытных юристов по теме: "Бух учет осаго арендованного автомобиля проводки". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Аренда организацией личного транспорта работников: налоговый и бухгалтерский учет

Нередко случается, что организация для обеспечения мобильности работников использует их личные легковые автомобили. Как правило, при этом с работниками заключаются договоры аренды транспортного средства без экипажа. Предположим, что таким образом решает проблему оперативности в работе некая организация, применяющая общий режим налогообложения. При этом в договорах аренды транспортного средства предусмотрены: сумма ежемесячной арендной платы (допустим, 3000 руб. в месяц), компенсация расходов на содержание автомобилей (горюче-смазочные материалы (ГСМ), ремонт, мойка, парковка, транспортный налог).
Рассмотрим, возможно ли учесть расходы по аренде и содержанию автомобилей при исчислении налога на прибыль, возникает ли необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов с сумм арендной платы и указанной компенсации, каков порядок списания ГСМ, как правильно оформить путевой лист, если конкретный маршрут поездки неизвестен.

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает два вида договоров аренды транспортного средства, в том числе договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации — договор аренды транспортного средства без экипажа (статьи 642—649 ГК РФ) 1 .

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Арендные платежи за арендуемое имущество учитываются в составе прочих расходов согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, согласно статьям 636, 645 и 646 Гражданского кодекса арендатор несет расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное.

В рассматриваемом случае это прямо предусмотрено договором аренды.

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля (например, на ГСМ, запчасти, мойку) организация вправе включать в расходы на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ или подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в зависимости от назначения используемого транспорта 2 . Все перечисленные расходы признаются в целях налогообложения прибыли при условии соответствия критериям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ (т. е. расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены).

Следует отметить, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Это означает, что в рассматриваемой ситуации исчисление и уплату транспортного налога должны осуществлять физические лица — арендодатели.

Путевой лист

Этим документом подтверждаются не только расходы на ГСМ, но и в целом экономическая обоснованность и производственная направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а организации, не относящиеся к организациям автомобильного транспорта, могут разработать свою форму путевого листа. Главное, чтобы в этом документе были все реквизиты, предусмотренные указанной нормой 3 , а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Если организация разработала свою форму путевого листа, ее следует утвердить в учетной политике.

В соответствии с разъяснениями Росстата 4 на оборотной стороне формы № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» указываются пункты назначения, время выезда и возвращения автомобиля, а также количество пройденных километров. Эти показатели служат основанием для включения стоимости израсходованного топлива в расходы организации, а также для начисления зарплаты водителю.

На необходимость включения в состав реквизитов путевого листа маршрута поездки указывается и Минфином России 5 . По мнению главного финансового ведомства, подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Вместе с тем, судя по тому, что разрешается еженедельное (даже ежемесячное) составление путевого листа 6 , организация может самостоятельно решить, исходя из характера разъездов, каким образом заполнить путевой лист, чтобы соблюсти требование об указании маршрута (в рассматриваемом случае — по факту, поскольку конкретный маршрут не известен).

Необходимо отметить, что такая запись, как «разъезды по городу», налоговый орган с большой долей вероятности не устроит. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер разъезда (например, поездка в банк, на переговоры к контрагенту).

Обратите внимание

Для подтверждения обоснованности расхода горюче-смазочных материалов путевой лист должен в обязательном порядке содержать следующие показатели:

  • реальная протяженность маршрута;
  • фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра;
  • фактический расход топлива на 100 км;
  • нормы потребления топлива на 100 км.

Затраты на ГСМ

Налоговое законодательство Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих величину расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из расходов по содержанию автотранспорта нормированию для целей налогообложения подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса).

Таким образом, затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ для обеспечения работы автомобилей в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены к расходам в размере фактических затрат.

Следует иметь в виду, что при проверке обоснованности произведенных затрат налоговые органы ориентируются на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае большого превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.

По нашему мнению, организация вправе использовать самостоятельно разработанные нормы с учетом специфики своей деятельности (например, передвижение по городу в часы «пик», климат), исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Разработанные нормы должны быть закреплены приказом руководителя организации.

НДФЛ и страховые взносы

[2]

Доходы, полученные физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг, являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).

Читайте так же:  Статья 145 ук рф состав преступления

В случае если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налогообложение физического лица, являющегося резидентом Российской Федерации, производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Выплаты физическому лицу, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не являются объектом обложения страховыми взносами (часть 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). То есть выплаты работникам, связанные с арендой транспортного средства, не облагаются страховыми взносами.

Бухгалтерский учет

Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 8 закона о бухгалтерском учете имущество, являющееся собственностью организации, должно учитываться обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося в организации. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, используются забалансовые счета.

У арендатора учет арендованного автотранспортного средства осуществляется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре.

Если арендованное имущество используется арендатором для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, то согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.

В бухгалтерском учете арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль.

На наш взгляд, при этом могут быть использованы следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 73 — 3000 руб. — начислена сумма по договору аренды транспортного средства за месяц;
Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц» —390 руб. — удержан НДФЛ с дохода физического лица по ставке 13%;
Дебет 73 Кредит 50 (51) — 2610 руб. — выплачено вознаграждение исполнителю;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 71 (76, 60) — списаны расходы на эксплуатацию арендованных транспортных средств.

Валерий Молчанов,
Сергей Родюшкин,

эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
«Налоговая политика и практика»
№ 8 август 2010

1 Договор аренды транспортного средства с предоставлением таких услуг — договор аренды транспортного средства с экипажем регулируется статьями 632—641 ГК РФ.
2 См. письма Минфина России от 28.12.2005 № 03-03-04/1/463, УФНС России по г. Москве от 13.10.2007 № 20-12/035154.
3 См. письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214, от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117.
4 Письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257.
5 Письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129.
6 См. письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 03.02.2006 № 03-03-04/2/23.

Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля?

Страховые взносы с аренды автомобиля не начисляются и не уплачиваются арендатором только в том случае, если арендуется авто без экипажа. Если же в аренду взят автомобиль с экипажем, то обязательно придется начислять и платить страховые взносы на ОПС и ОМС. Необходимость уплаты взносов на ОСС на случай получения травмы дополнительно обговаривается в договоре.

Договор аренды транспортных средств

Если вы хотите взять автомобиль во временное пользование, то для того, чтобы избежать каких-либо последствий, необходимо правильно выбрать машину и составить договор аренды транспортных средств, прописав в нем все обязательства сторон. Взаимодействие между арендодателем и арендатором по договорам аренды транспортных средств регулируется параграфом 3 гл. 34 ГК РФ. Договор аренды транспортных средств между юридическим и физическим лицом заключается в простой письменной форме.

В договоре аренды транспортных средств, как правило, указывается:

[3]

  • марка и модель автомобиля, VIN, пробег;
  • срок аренды (начало и конец);
  • права и обязанности сторон;
  • размер, сроки и порядок внесения арендной платы;
  • порядок передачи автомобиля (место передачи и место возврата), порядок и сроки оплаты;
  • наличие или отсутствие залога;
  • ответственность сторон;
  • основания и порядок расторжения договора;
  • адреса, реквизиты сторон.

К договору аренды транспортных средств должен прилагаться акт приема-передачи автомобиля. Кроме договора аренды транспортного средства арендатору нужно передать документы на автомобиль: ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО, при наличии — полис КАСКО.

Договоры аренды транспортных средств бывают 2 видов: с экипажем и без экипажа.

О документе, который всегда сопровождает эксплуатацию легкового авто, читайте в статье «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете».

Аренда автомобиля без экипажа у физического лица

Условия передачи авто без услуг экипажа оговорены в ст. 642–649 Гражданского кодекса. В соответствии с условиями договора аренды автомобиля без экипажа у физического лица арендодатель получает от арендатора вознаграждение, с которого юрлицо, арендующее авто, должно удержать НДФЛ.

При этом обязанности удерживать страховые сборы с физлица у арендатора не появляется ввиду того, что предметом договора аренды транспортных средств является передача в пользование имущества физлица, а не оказание им услуг или выполнение работы.

Такой вид услуг, как передача в аренду автомобиля (так же как и любого другого имущества, кроме имущественного права на авторские произведения и т. п.), не является объектом для удержания страховых взносов (п. 4 ст. 420 НК РФ).

Аналогичное мнение о том, что с арендной платы за автомобиль с физлица-арендодателя не удерживаются страховые взносы, высказано в письме Министерства здравоохранения от 12.03.2010 № 550-19.

Аренда авто с водителем

Если автомобиль арендуется вместе с экипажем, т.е. если владелец авто намерен оказывать свои услуги в качестве водителя и слесаря, следящего за исправным состоянием транспортного средства, тогда ситуация с удержанием страховых взносов иная. Условия передачи авто в аренду с сопутствующими услугами такого рода регламентируются ст. 632–641 Гражданского кодекса.

Читайте так же:  Является ли нотариально заверенная копия документом

В связи с тем, что владелец автомобиля вместе с передачей имущества в аренду предлагает еще и свои услуги по гражданско-правовому договору, то с этих услуг обязательно следует удержать взносы. Речь идет о той части уплачиваемой физлицу суммы по договору аренды машины с экипажем, которая идет в счет оплаты за его труд.

Целесообразнее будет в договоре аренды транспортных средств услуги по аренде непосредственно автомобиля и «трудовую повинность» его владельца разделить путем выделения этих двух сумм. Такое разделение услуг по аренде авто с экипажем на 2 части не регламентировано гражданским законодательством, но так желательно поступить, чтобы избежать возникновения споров с проверяющими.

Поскольку в таком договоре аренды есть доходы за труд физлица, то проверяющие будут считать сумму взносов со всей суммы договора, если только сумма оплаты за труд водителя авто, который также является его арендодателем, не окажется выделенной отдельно.

Если не разделить в договоре эти 2 суммы, а начисления сделать от суммы меньшего объема, чем арендная плата, предусмотренная договором, то при проверке с высокой долей вероятности будет произведено доначисление страховых взносов.

Для разрешения конфликта с проверяющими придется обращаться в суд. При этом следует учитывать, что подавляющее большинство судебных инстанций соглашается с налогоплательщиками, что доначисление взносов незаконно, а требование проверяющих о разделении этих 2 сумм в договоре необоснованно, поскольку такого требования нет в ГК РФ. Примером тому могут служить следующие постановления судов: 3 арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 № 03АП-121/12, ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № Ф06-10012/12.

Что касается того, какие страховые платежи начисляются при заключении такого договора, то здесь все довольно просто. Так, с дохода арендодателя, который также оказывает услуги по управлению транспортным средством и следит за его техническим состоянием, будут в обязательном порядке начислены взносы на ОПС и ОМС.

О существующих тарифах страховых взносов читайте в материале «Каковы размеры ставок по страховым взносам на 2017-2018 годы?».

А вот взносы на соцстрахование на случай наступления несчастных случаев будут удерживаться только тогда, когда в договоре аренды транспортных средств будет прописано условие об их удержании (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Бухгалтерские проводки по аренде автомобиля

Арендатору-юрлицу потребуется отобразить операцию по аренде автомобиля с экипажем в бухгалтерском учете. Для этого пригодятся такие проводки:

  • Дт 26 Кт 76 — затраты по аренде авто;
  • Дт 26 Кт 69 (субсчет расчетов по ОПС) — начисление взносов на ОПС от суммы оплаты за услуги по управлению и техобслуживанию авто;
  • Дт 26 Кт 69 (субсчет расчетов по ОМС) — начисление взносов по ОМС от суммы оплаты за услуги по управлению и техобслуживанию авто;
  • Дт 76 Кт 68 (субсчет расчетов по НДФЛ) — удержан НДФЛ с общей суммы платы за аренду авто с экипажем;
  • Дт 76 Кт 51 — произведено перечисление арендодателю платы по договору аренды за вычетом НДФЛ;
  • Дт 69 (субсчет расчетов по ОПС) Кт 51 — произведено перечисление взносов на ОПС;
  • Дт 69 (субсчет расчетов по ОМС) Кт 51 — произведено перечисление взносов на ОМС;
  • Дт 68 (субсчет расчетов по НДФЛ) Кт51 — оплачен налог с доходов физлиц.

О том, как НДФЛ по аренде отразится в отчете 6-НДФЛ, читайте в статье «Отражение аренды у физлица в форме 6-НДФЛ (нюансы)».

Как избежать уплаты страховых взносов?

Существует несколько способов избежать уплаты страховых взносов. Самым распространенным является оформление трудовых отношений с сотрудником, имеющим автомобиль, на который впоследствии оформляется договор аренды. То есть работодатели заранее, размещая объявления о найме на работу, указывают такое условие, как наличие авто. Это условие предполагает, что деятельность нового сотрудника будет связана с разъездами, для чего ему понадобится автомобиль.

Также авто может быть арендовано и уже у работающего по трудовому контракту сотрудника в случае возникновения такой необходимости. Таким образом, заключается лишь договор аренды автомобиля без экипажа, а значит, что по такому договору не будет удержаний страховых взносов. Что же касается удержания страховых взносов с зарплаты сотрудника, который выступает арендодателем и управляет этим же авто, то они и так должны удерживаться.

Предостережение, содержащееся в п. 2 ст. 635 ГК РФ, относительно того, что члены экипажа должны быть трудоустроены у арендодателя, касается тех случаев, когда для управления и техобслуживания арендованного автомобиля арендодатель нанимает сторонних лиц. Если же он сам выполняет эти функции, то это предостережение к нему не относится, ведь он не может сам с собой оформить трудовые отношения.

Другим способом ухода от уплаты страховых взносов является не заключение договора аренды, а компенсация затрат работника. Так, если работнику для выполнения своих трудовых обязанностей потребовалось воспользоваться автомобилем (не важно, своим или нет), то работодатель компенсирует ему эти затраты.

При этом важным условием является документальное обоснование понесенных затрат, ведь сумма компенсации не облагается НДФЛ, и с нее не удерживаются взносы (письма Минфина от 31.12.2010 № 03-04-06/6-327, Минтруда от 25.07.2014 № 17-3/В-347), поэтому фискальные органы при проведении проверок особое внимание обращают именно на такие случаи.

Страховка на транспортное средство

Обязанность по страхованию автоответственности перед третьими лицами за вред, который может быть причинен в связи с эксплуатацией автомобиля (ОСАГО), лежит на арендодателе. Это условие прописано в ст. 637 ГК РФ с поправкой на то, что иной порядок может быть указан в договоре аренды.

Это означает, что по умолчанию затраты на страхование автомобиля, передаваемого в аренду, несет владелец авто, выступающий арендодателем в этой сделке. В свою очередь, если страховка будет оплачена арендатором по условиям договора, то это позволит ему снизить налогооблагаемую прибыль в соответствии со ст. 263 НК РФ.

О том, в каком объеме затраты на страхование авто будут приняты в расходы, читайте в статье «Нормативы, предусмотренные НК РФ».

Договоры аренды транспортных средств делятся на 2 типа: авто предоставляется с экипажем и без него. Правовая природа этих 2 типов договора аренды транспортных средств различна, поскольку при передаче автомобиля в аренду с экипажем возникают 2 вида правоотношений: передача транспортного средства (имущества) во временное платное пользование и установление трудовых отношений с владельцем автомобиля в части оказания услуг по управлению авто и проведению его технического обслуживания.

Читайте так же:  Вернуть обувь если не подходит размер

Ввиду наличия правоотношений, связанных с выполнением трудовых обязанностей, арендатору следует уплатить страховые взносы. При этом страховые взносы на ОПС и ОМС должны удерживаться в обязательном порядке, но с той суммы, которая идет на оплату труда водителя (экипажа) транспортного средства. Оплата страховых взносов на ОСС по травматизму производится только в том случае, если об этом прямо упомянуто в договоре аренды.

Начисление страховых взносов по договору аренды транспортного средства без экипажа не производится, потому что отсутствует объект обложения взносами по обязательному страхованию.

Что касается уплаты страховых платежей в страховую компанию (ОСАГО — обязательно, КАСКО — по желанию), то по умолчанию эти платежи осуществляет арендодатель. Однако в договоре можно предусмотреть уплату таких платежей арендатором, если это не будет противоречить законодательству.

Расходы на страхование в бухгалтерском учете

strahovanie.jpg

Видео (кликните для воспроизведения).

Похожие публикации

При ведении бизнеса неизбежно возникают разнообразные риски. Для того, чтобы снизить негативный эффект от них, используется, в частности, механизм страхования. Рассмотрим, по каким правилам отражаются расходы на страхование в бухгалтерском учете.

Расходы на страхование и его основные виды

Данные расходы выражаются в виде оплаты страховой премии, т.е. вознаграждения страховщику за его услуги (ст. 954 ГК РФ). В зависимости от условий договора она может выплачиваться единовременно или в рассрочку.

Предприятие в своей деятельности может применять разные виды страхования:

  • Личное (жизни и здоровья своих работников).
  • Имущественное – в части рисков гибели или повреждения имущества компании.
  • Ответственности, к которому, в частности, относится всем известное ОСАГО.
  • Иных рисков (финансовые, правовые, технические и др.).

[1]

Страхование в бухгалтерском учете (БУ)

Для учета расчетов по обязательному и добровольному страхованию используется сч. 76, к которому открываются отдельные субсчета.

Когда производится оплата страховой премии, бухгалтерские проводки будут такими:

ДТ 76 – КТ 51 (50) — оплачена сумма премии

Данные услуги не облагаются НДС, поэтому и проводок по налогу здесь не будет (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С точки зрения БУ страховая премия относится к «обычным» расходам (п. 5, 6 ПБУ 10/99). Договор может иметь срок действия, охватывающий несколько отчетных периодов. Действующие нормативные документы не содержат конкретных указаний о том, как в этом случае следует учитывать затраты – сразу, или распределяя по периодам. Организация может сама определить методику, отразив выбранный вариант в учетной политике.

Для первого варианта, когда сразу списывается вся страховая премия, проводки будут следующими:

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 76 – сумма отнесена на затраты полностью.

Счет учета затрат выбирают, исходя из того, к какой категории активов относится застрахованный объект.

Если принято решение распределять затраты на несколько периодов, то следует использовать счет 97 «Расходы будущих периодов». Та часть премии, которая относится к первому месяцу действия договора, списывается таким образом, как показано выше. Оставшаяся часть премии распределяется по месяцам до истечения срока полиса:

ДТ 97 – КТ 76.1 – оставшаяся часть отнесена на РБП,

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 97 – ежемесячное отнесение на затраты.

При возникновении страхового случая предприятие получает страховое возмещение. Проводки в бухгалтерском учете будут такими:

ДТ 76 – КТ 91.1 – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76 – получены денежные средства от страховщика.

Таким образом, возмещение по страховому полису с точки зрения БУ является прочими доходами.

Учет затрат в данном случае не зависит от вида договора или объекта. Это могут быть бухгалтерские проводки по страхованию автотранспорта, грузов, личному и т.п.

Исключением являются обязательные страхвзносы во внебюджетные фонды. Они учитываются в особом порядке (по сути их можно считать платежами, аналогичными налогам) и в данной статье не рассматриваются.

Предприятие приобрело полис ОСАГО для принадлежащего ему легкового автомобиля. Срок действия полиса – 1 год, стоимость – 2400 руб. В учетной политике указано, что затраты, связанные с ОСАГО, отражаются с использованием сч. 97 «РБП». Автомобиль попал в аварию, ущерб в сумме 10 тыс. руб. был возмещен страховой компанией виновника ДТП. По договору ОСАГО проводки в бухгалтерском учете следующие:

ДТ 76.1 – КТ 51 (2 400 руб.) – оплачен полис ОСАГО сроком на 1 год;

ДТ 26 – КТ 76.1 (200 руб.) – списаны расходы за первый месяц действия полиса (2400 / 12 мес.);

ДТ 97 — КТ 76.1 (2 200 руб.) – остаток премии отнесен на РБП;

ДТ 26 – КТ 97 (200 руб.) – ежемесячное списание;

ДТ 26 – КТ 60 (10 000 руб.) – расходы на ремонт после ДТП;

ДТ 76.1 – КТ 91.1 (10 000 руб.) – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76.1 (10 000 руб.) – получено возмещение от страховщика.

Особенности налогового учета страхования (НУ)

Правила НУ здесь существенно отличаются от правил БУ:

  1. Учет расходов можно начинать только после оплаты премии страховщику.
  2. Сразу списать затраты можно только, если срок действия договора находится «внутри» отчетного периода по налогу на прибыль, т.е. квартала. Если же договор является долгосрочным, то затраты нужно распределять равномерно в течение срока его действия (п. 6 ст. 272 НК РФ)
  3. Налоговый учет содержит ограничения по затратам, которые можно признать по обязательным видам страхования, например, по ОСАГО, только в пределах установленных норм – страховых тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). По добровольным видам расходы учитывают в фактическом размере (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Чтобы свести к минимуму отклонения между двумя видами учета, целесообразно для БУ по долгосрочным договорам использовать счет 97. В этом случае, при соблюдении лимитов затрат, налоговые разницы не возникают.

Расходы на страхование в бухгалтерском учете можно отражать единовременно, или распределяя их на весь период. Чтобы свести к минимуму налоговые разницы, лучше использовать второй вариант.

Читайте так же:  Выплаты матеряи одиночкам в размере 10000

КАСКО и ОСАГО при аренде автомобиля

Вопрос


По договору аренды машины организация оплачивает ОСАГО и КАСКО. При этом выгодоприобретателем по страховому полюсу является арендодатель- физическое лицо (работник этой организации). Можно ли эти расходы учесть? Являются ли они доходами арендодателя и облагаются ли при этом НДФЛ, взносами?

Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ) обязанность по страхованию гражданской ответственности возложена на владельцев транспортных средств. При этом п. 2 названной статьи определено, что право владения транспортным средством может возникать при приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном.

[3]

Вышеуказанные нормы корреспондируют с положениями ст. 646, п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, обязанность по страхованию транспортного средства возлагается на арендатора как на владельца источника повышенной опасности.

Таким образом, поскольку обязанность по страхованию по договору ОСАГО возлагается на арендатора (страхователя), у физического лица — арендодателя, являющегося собственником транспортного средства, в отношении суммы соответствующего страхового взноса не возникает экономической выгоды и, соответственно, дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ (ст. ст. 41, 209 Налогового кодекса РФ).

Страховыми взносами арендная плата не облагается (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, Письмо Минтруда от 27.07.2016 N 17-3/В-291).

Для целей налога на прибыль собственник, арендатор, лизингополучатель автомобиля может учесть в прочих расходах затраты (Письмо Минфина от 20.02.2008 N 03-03-06/1/119):

— на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) (п. п. 1, 2 ст. 263 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона 40-ФЗ);

— на добровольное страхование автомобиля от различных рисков (в т.ч. угона и ущерба) (каско) (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

По договорам, заключенным на срок не более одного отчетного периода (квартала или месяца), расходы учитываются в момент их оплаты (п. 6 ст. 272 НК РФ).

По договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, порядок учета расходов на автострахование зависит от того, как уплачивается страховая премия (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН с объектом «доходы минус расходы» затраты на ОСАГО включаются в расходы в момент уплаты страховой премии (Письмо Минфина от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5872). Возвращаемая при расторжении договора часть страховой премии включается в доходы (Письмо Минфина от 29.03.2006 N 03-11-04/2/72).

При УСН с объектом «доходы» как затраты на ОСАГО, так и возвращаемая при расторжении договора часть страховой премии для целей налогообложения не учитываются (Письмо Минфина от 29.03.2006 N 03-11-04/2/72).

Расходы на каско упрощенцы не учитывают (Письмо Минфина от 10.05.2007 N 03-11-04/2/119).

А если страховой полис оформлен на физическое лицо, а не на организацию. Как быть с НДФЛ в этом случае?

Арендатор вправе возместить арендодателю — физическому лицу расходы по страхованию им автотранспортного средства.

Согласно Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2006 г. N 17АП-772/2006-ГК если в договоре аренды не прописано, что расходы по страхованию автомобиля несет арендодатель, то согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации данные расходы несет арендатор либо арендатор возмещает эти расходы арендодателю. Однако, чтобы это было возможно, необходимо отразить в договоре аренды условие о том, что арендодатель самостоятельно заключает договор страхования автомобиля, а арендатор затем возмещает ему эти расходы. Помимо этого, для того чтобы арендатор мог возместить расходы по страхованию автомобиля арендодателю, необходимо подтвердить факт передачи арендатору автомобиля. Таким доказательством будет служить акт приема-передачи автомобиля. После составления указанного акта договорные обязательства считаются надлежаще выполненными.

Суммы компенсации арендодателю — физическому лицу расходов по ОСАГО и каско арендованного у него автомобиля не облагаются налогом на доходы физических лиц. При этом у арендатора должны иметься доказательства, в частности путевые листы, подтверждающие использование арендованного автотранспорта в его интересах.

Таким образом, в договоре следует прописать, что физическое лицо самостоятельно страхует автомобиль, а организация как арендатор возмещает ему эти расходы, в этом случае объекта обложения НДФЛ не возникает.

Страховщик заплатил за ремонт автомобиля или налоговые последствия ДТП

Страхование автотранспорта призвано уменьшить риски и проблемы владельца автомобиля, если с его авто что-то случится. Однако в действительности страховка, снимая одни проблемы, одновременно рождает и другие. В частности, с налогом на прибыль.

Вводная информация

В сфере автотранспорта существует две принципиально разные схемы страхования. Первая — страхование ответственности владельца автомобиля. Данная страховка может быть как обязательной (всем известное ОСАГО), так и добровольной (ДСАГО). Но в любом случае рассчитана она только на возмещение ущерба другому (или другим) участнику ДТП, совершенного по вине застрахованного. Проще говоря, за счет страховки будет оплачен ремонт другим участникам ДТП. Свою машину виновник будет ремонтировать за свой счет.

Вторая схема страхования — страхование имущества (КАСКО). Она, напротив, предполагает, что расходы по ремонту застрахованного имущества возмещаются страховой компанией вне зависимости от того, кто является виновником ДТП. Другими словами, если в приведенном выше примере автомобиль застрахован по КАСКО, то расходы по его ремонту будут лежать уже не на владельце-виновнике аварии, а на страховой компании. Вот на этом виде страхования мы сегодня и остановимся подробнее, рассмотрев налоговые последствия ремонта за счет страховой.

Три варианта возмещения ущерба

Прежде чем перейти к налоговым последствиям, надо сказать о страховании КАСКО еще несколько слов. В зависимости от условий договора страхования, ремонт за счет страховой компании может выглядеть по-разному. Самым, пожалуй, удобным для организации способом будет ремонт автомобиля по направлению страховой компании. В этом случае застрахованного не волнует ни стоимость ремонта, ни составление сметы, ни прочие технические вопросы. Автомобиль просто отправляется в сервис, производится ремонт, а оплату за ремонт перечисляет страховая компания. Но такой способ возмещения убытков, как правило, влечет удорожание страховки.

Поэтому страховые компании предлагают альтернативу — выплату «живыми» деньгами. При этом такая выплата, как правило, производится на основании калькуляции, составляемой либо оценщиком, либо сервисом. Но в любом случае тут есть риск, что полученные деньги могут не покрыть стоимости ремонта.

Суммируя вышесказанное, мы получаем три варианта, налоговые последствия которых нам нужно будет рассмотреть в рамках данной статьи. Вариант первый — страховщик оплачивает ремонт непосредственно автосервису. Вариант второй — выплата «живыми» деньгами, которых хватило на покрытие ущерба (тут, кстати, возможен нюанс, когда остались «лишние» деньги). И вариант третий — выплата «живыми» деньгами, которых не хватило на покрытие ущерба.

Читайте так же:  Новая индексация пенсии для ветеранов труда

Ни доходов, ни расходов

С точки зрения налогообложения вариант, при котором организация-страхователь вообще не участвует в денежных расчетах в связи с повреждением ее имущества, самый простой. Тут не требуется отражать ни доходы, ни расходы. Ведь никаких средств на счета организации не поступает, расходов на ремонт она также не несет. А поскольку все эти взаимоотношения строятся в рамках возмездного договора страхования, то говорить о получении безвозмездной услуги или работы также не приходится.

Подтверждает правильность такого подхода и налоговая служба. Так в письме УФНС России по г. Москве от 21.03.07 № 19-11/25344 сказано: если условиями договора страхования и правилами страхования предусмотрена компенсация ущерба путем восстановления автомобиля непосредственно страховой компанией без привлечения страхователя, у последнего не возникает обязанности формировать доходы для целей налогообложения в сумме страхового возмещения. Равно как у него нет права включить стоимость ремонта в свои расходы.

Доходы покрывают расходы

Перейдем теперь к «денежным» вариантам. Если договором страхования предусмотрено, что сумму, в которую оценен ущерб, страховая компания перечисляет организации – владельцу автомобиля, то поступившая сумма будет формировать внереализационный доход этой организации. Связано это с тем, что перечень всех тех доходов, которые не включаются в налоговую базу, приведен в статье 251 НК РФ. И доход в виде страховой выплаты там не назван. Следовательно, поступившую сумму нужно отразить в доходах.

Подтверждают эту позицию и письма Минфина (см., например, письма от 01.02.10 № 03-03-06/2/17 и № 03-03-06/2/14), в которых также говорится, что поступившее страховое возмещение по договору добровольного имущественного страхования включается в состав доходов. А в письме от 08.10.09 № 03-03-06/1/656 Минфин выразился конкретнее — такие доходы учитываются на основании абзаца 1 и 2 статьи 250 НК РФ как прочие внереализационные доходы.

Соответственно в дальнейшем стоимость ремонта поврежденного автомобиля организация учтет в расходах на основании статьи 260 НК РФ в размере фактически понесенных затрат. Основанием для включения этих сумм в расходы будут акты выполненных работ, документы, подтверждающие закупку запасных частей и т.п.

Таким образом, если полученная от страховой компании сумма полностью истрачена на ремонт, то в налоговом учете расходы перекроют доходы и налоговая база по данной хозяйственной операции будет равна нулю. Если же удастся отремонтировать автомобиль дешевле, то расходы окажутся меньше доходов и по данной операции останется прибыль.

Доходы меньше расходов

Третий вариант развития событий при попадании застрахованного по КАСКО автомобиля в ДТП предполагает получение от страховой компании суммы, которая стоимость ремонта не покрывает. Очевидно, что в таком случае собственнику авто придется доплатить сервису за ремонт. А значит, встает вопрос с учетом этих дополнительных расходов.

Налоговый кодекс не содержит прямого ответа на вопрос можно ли включить в расходы стоимость ремонта, оплаченного сверх суммы, полученной от страховой компании. Статья 260 НК РФ, регулирующая вопросы учета расходов на ремонт основных средств, запрета на подобное поведение не содержит. Но и прямо эти расходы не называет.

Такая ситуация дала налоговым органам возможность толковать НК РФ в пользу бюджета. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 21.03.07 № 19-11/25344 указано: расходы на ремонт автомобиля учитываются при налогообложении прибыли в размере, не превышающем сумму полученного страхового возмещения. Логичного и понятного объяснения данному выводу в письме налоговики, к сожалению, не дают.

Однако если мы обратимся к судебной практике, то обнаружим, что суды вовсе не против включения подобных затрат в расходную часть налоговой базы. При этом подход судов отличается обоснованностью и логичностью (в отличие от приведенного выше письма). Более того, эти решения позволяют хоть как-то понять и логику инспекторов. Поэтому остановимся на них подробнее.

Начнем с более свежего постановления ФАС Московского округа от 14.05.10 № КА-А40/4457-10. В нем рассматривался спор по поводу уменьшения налоговой базы на расходы по ремонту автомобиля в части, превышающей полученное страховое возмещение. Инспекторы настаивали на том, что такие расходы при налогообложении прибыли не учитываются. По их мнению, суть договора страхования в том, что страховое возмещение отражает действительный размер ущерба. Поэтому раз налогоплательщик получил страховое возмещение, то другие расходы на ремонт поврежденного авто учитывать уже нельзя.

Однако суд с этим подходом не согласился, указав, что данные расходы связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, являются экономически оправданными и документально подтвержденными. Запрета на их учет при налогообложении прибыли НК РФ не содержит.

Схожие аргументы привел и ФАС Уральского округа в постановлении от 07.07.08 № Ф09-4771/08-С3. Это дело ценно тем, что оно прошло через ВАС РФ и судьи отказались пересматривать сделанные нижестоящими судами выводы, подтвердив таким образом их правильность (см. определение ВАС РФ от 06.11.08 № 14389/08).

Видео (кликните для воспроизведения).

Так что можно констатировать: затраты на ремонт автомобиля в размере, превышающем страховое возмещение, можно включить в расходную часть налоговой базы. Ведь в НК РФ нет нормы, согласно которой расходом считаются только затраты на ремонт в размере полученного страхового возмещения. Наоборот, в статье 260 НК РФ говорится, что в расходы включаются суммы фактических затрат на ремонт основных средств.

Источники


  1. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  5. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
Бух учет осаго арендованного автомобиля проводки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here