Чем осуществляется регулирование трудовых отношений

Советы опытных юристов по теме: "Чем осуществляется регулирование трудовых отношений". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 9 ТК РФ

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    >
    Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
    Содержание
    Трудовой кодекс (ТК РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    1. В комментируемой статье сформулировано одно из основных положений трудового права: помимо законодательства трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке.

    Договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора.

    Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Поэтому в каждой главе Кодекса, посвященной конкретным правовым институтам трудового права, содержится ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда.

    2. Трудовой кодекс предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения двухмесячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении.

    3. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены.

    Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

    Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению и действуют трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    В то же время и субъекты РФ принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Это обстоятельство следует учитывать в ходе применения ст. 9.

    Статья 9 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке (действующая редакция)

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 9 ТК РФ

    1. Комментируемая статья формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства, трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора. Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.

    Действующий ТК предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения двухмесячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

    Читайте так же:  Быстроденьги как оплатить с карты сбербанка

    2. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению, и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    Применяя ст. 9, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

    Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

    Новая редакция Ст. 1 ТК РФ

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлению трудом;

    трудоустройству у данного работодателя;

    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    разрешению трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Комментарий к Статье 1 ТК РФ

    В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены основные цели и задачи трудового законодательства.

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Главной задачей трудового законодательства является достижение согласования интересов работника и работодателя, а также государства. Кроме того, трудовое право направлено на регулирование трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с трудовыми, например по организации и управлению трудом или по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

    Последнее изменение в статью 1 Трудового кодекса было внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Этот документ добавил абзац, согласно которому трудовое законодательство направлено также на регулирование отношений по обязательному социальному страхованию.

    Другой комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Трудовой кодекс Российской Федерации открывается главой 1, статьями которой определяются цели и задачи российского трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, система источников норм трудового права, их действие во времени и по кругу лиц, а также порядок исчисления сроков.

    2. Часть 1 ст. 1 ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране определенный социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию в нашей стране благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Между тем необходимо учитывать, что соотношение указанных функций характеризуется доминантой социальной функции, наличие которой, в частности, объясняется наибольшим удельным весом, занимаемым наемными работниками в структуре российского общества. К тому же с экономической точки зрения каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом, фактически располагает только личными способностями к определенному труду, которыми он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда следует, что все трудовые права и интересы работника в реальности могут осуществиться только благодаря определенным действиям работодателя, который тот далеко не всегда заинтересован совершать. В этом смысле работники действительно нуждаются, причем более, нежели работодатели, в государственно-гарантированной поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

    Права и экономические интересы работодателя трудовое законодательство, конечно, не игнорирует. Однако, имея в виду способность работодателя к их самостоятельному удовлетворению, оно предоставляет возможность осуществлять правовую защиту этих прав и интересов, как правило, нормам других отраслей права, регулирующих отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства, предпринимателя или собственника, осуществляющего какой-либо вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной или другой деятельности.

    3. Взаимоотношения работодателя с субъектами трудовых и связанных с ними отношений строятся в первую очередь на договорно-правовой основе, однако данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного присутствия, олицетворяющего публично-правовое начало в законодательном регулировании общественных отношений.

    Трудовое законодательство проявляет социальную направленность как раз в том, что посредством его норм осуществляется такое правовое регулирование трудовых отношений, которое призвано обеспечить, разумеется, в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда с целью привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, позволяющих добиваться экономического прогресса и социального мира в условиях данного способа хозяйствования. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 ТК РФ ориентирует правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений и на учет интересов российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть направлена на достижение некоего всеобщего социального блага.

    4. Часть 2 ст. 1 ТК России очерчивает круг общественных отношений, которые призваны регулировать трудовое законодательство России. Ныне в него включаются не только собственно трудовые отношения, но и иные общественные отношения, которые определяются как отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других источниках (см. комментарий к ст. ст. 5 — 10).

    Сердцевину данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, тем не менее регулируются также трудовым законодательством и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование в принципе теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование данных отношений подчинено общей идее обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

    Читайте так же:  Бракоразводный процесс при несовершеннолетних детях

    Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет законодательного регулирования, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Так, регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано обеспечить свободный выбор труда, а также максимально быстрое и правильное возникновение трудовых правоотношений между гражданином, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

    Законодательное регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

    Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. В совокупности данные отношения относятся к так называемым коллективным трудовым отношениям, которые сопутствуют индивидуальным трудовым отношениям и составляют важный блок предмета законодательного регулирования. Нормальное функционирование и развитие отношений этого блока во многом определяет судьбу социального благополучия российского общества в целом.

    Законодательное регулирование сопутствующих трудовым отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом. Соответствующие нормы законодательства предназначены преодолеть отчуждение работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов путем предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства. В данном случае соответствующие правомочия работников выступают как своеобразный социальный противовес экономической власти работодателя, использование которого способно в определенной мере воспрепятствовать злоупотреблению этой властью.

    Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, выполняет охранительную функцию, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. При этом законодательная конструкция материальной ответственности, содержащаяся в нормах трудового законодательства, имеет специфику, отличающую ее от имущественной ответственности по нормам гражданского права (см. ст. ст. 232 — 250 ТК РФ и комментарий к ним).

    Законодательное регулирование отношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, в том числе и права на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

    Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения», подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные.

    К категории индивидуальных относятся отношения по:

    трудоустройству у данного работодателя;

    профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

    материальной ответственности работников;

    разрешению индивидуальных трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию.

    К числу коллективных относятся отношения по:

    организации труда и управлению трудом коллектива работников данного работодателя;

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

    разрешению коллективных трудовых споров.

    В составе коллективных отношений, в свою очередь, следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого самими участниками этих отношений. В первую группу отношений включаются отношения по:

    организации труда и управлению трудом, которые регулируются в законодательном, нормативно-правовом и локально-нормативном порядке (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарий к ним);

    по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарий к ним).

    Во вторую группу коллективных отношений включаются отношения по:

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

    разрешению коллективных трудовых споров.

    Данная группа отношений во многом связана с регулированием коллективных условий труда работника, поэтому она получила название «коллективные трудовые отношения» (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

    Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    СТ 9 ТК РФ.

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    Комментарий к Ст. 9 Трудового кодекса РФ

    1. Комментируемая статья определяет содержание договорно-правового блока источников трудового права. Его образуют: а) коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников; б) индивидуальные трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками. Они призваны в условиях рыночной экономики выполнять роль важнейших источников трудового права и нести основную регулирующую нагрузку. С этой целью коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями содержат нормативные положения, которые позволяют им заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей.

    Эти правовые акты также: а) конкретизируют нормативные источники норм трудового права; б) облекают в надлежащую форму социально-партнерские отношения работодателей и работников; в) служат источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; г) гармонизируют социальные интересы работников и частные интересы работодателя; д) устанавливают пределы локальному нормотворчеству работодателя. По общему правилу положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон (подробнее об этом см. гл. 7 ТК РФ и комментарий к ней).

    2. Договорно-правовой блок источников трудового права немыслим без включения в него трудового договора, являющегося основным инструментом правового регулирования индивидуальных трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Функция индивидуального правового регулирования трудовых отношений выполнялась трудовым договором всегда, однако ее объем в разное время был различен.

    В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. Однако с переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом, и отечественная экономика стала функционировать во многом на началах предпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободного труда работников, используемого на условиях, устанавливаемых самими договаривающимися сторонами при заключении трудовых договоров.

    Читайте так же:  Выплаты по больничному законодательство

    Необходимо подчеркнуть, что индивидуальное регулирование трудовых отношений, осуществляемое с помощью этих договоров, не является разновидностью публичного нормативного правового регулирования, так как в его основе лежит не общая норма права, распространяющаяся на неопределенный круг работников, а персонально определенная договоренность, касающаяся взаимоотношений конкретного работодателя и конкретного работника. Тем не менее трудовой договор сегодня можно и нужно рассматривать как индивидуальный правовой акт, который порождает индивидуальные права и обязанности его сторон и тем самым регулирует их взаимоотношения. В совокупности с локальными нормативными актами и коллективными договорами (соглашениями) трудовые договоры создают у конкретного работодателя определенный правовой режим локального регулирования социально-трудовых отношений. Учитывая эти реалии, закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования социально-трудовых отношений, а тем самым и в состав элементов системы источников правового регулирования социально-трудовых отношений.

    3. Признав договоры и соглашения источниками договорно-правового регулирования социально-трудовых отношений, ТК РФ установил и предел этому виду регулирования посредством законодательной фиксации уровня прав и гарантий работников, который не вправе снижать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры. В случае нарушения этого правила соответствующие условия конкретных договоров или соглашений признаются юридически ничтожными и не подлежат применению.

    КАКИМ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ?

    1. Путем заключения коллективного договора.

    2. Путем заключения соглашения.

    3. Путем заключения трудового договора.

    С помощью документов, перечисленных в пунктах 1-3.

    5. С помощью документов, перечисленных в пунктах 1 и 3.

    КТО ОБЯЗАН ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ИХ УЧЕТ?

    1. Непосредственный руководитель.

    2. Специалист по охране труда.

    Работодатель.

    КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОСВОБОДИТЬ РАБОТНИКА ОТ СТАЖИРОВКИ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?

    1. Руководитель подразделения.

    2. Специалист по охране труда.

    3. Руководитель предприятия своим приказом.

    Руководитель подразделения по согласованию со специалистом по охране труда и профсоюзным комитетом.

    ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУВЬ РАБОТНИКА ПРИШЛИ В НЕГОДНОСТЬ ДО ОКОНЧАНИЯ СРОКА ИХ НОСКИ ПО ПРИЧИНАМ, ОТ НЕГО НЕ ЗАВИСЯЩИМ?

    1. Использовать обычную одежду и обувь в качестве спецодежды и спецобуви вплоть до наступления срока получения новых спецодежды и спецобуви.

    2. Приобрести новую спецодежду и спецобувь за свой счет.

    Сообщить об износе спецодежды и спецобуви работодателю, чтобы он произвел их замену или ремонт.

    КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ МИНИМАЛЬНАЯ ЧАСТОТА ОБНОВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ НА ПЛОСКИХ ДИСКРЕТНЫХ ЭКРАНАХ (ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИХ, ПЛАЗМЕННЫХ И Т.П.)?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Гц.

    В КАКУЮ ИНСТАНЦИЮ ОБЯЗАН СООБЩИТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ О ПРОИСШЕДШЕМ ГРУППОВОМ

    НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ?

    1. В государственную инспекцию труда.

    2. В прокуратуру.

    3. В орган исполнительной власти.

    4. В инстанции, указанные в пунктах 1 и 3.

    Во все перечисленные выше инстанции

    Билет N 7

    МОЖНО ЛИ В КОЛЛЕКТИВНОМ ДОГОВОРЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЗАКОНАМИ?

    Можно, за счет собственных средств.

    2. Нельзя, так как все льготы устанавливаются законодательством РК.

    С ЛИЦАМИ КАКОГО ВОЗРАСТА, КАК ПРАВИЛО, ДОПУСКАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА?

    1. С лицами, достигшими возраста 15 лет.

    2. С лицами, достигшими возраста 16 лет

    .

    3. С лицами, достигшими возраста 17 лет.

    4. С лицами, достигшими возраста 18 лет.

    5. С лицами, достигшими возраста 21 год.

    МОЖНО ЛИ ЕЖЕГОДНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ РАВНЫЕ ЧАСТИ?

    Нельзя.

    КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА С РУКОВОДИТЕЛЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ?

    1. Заместитель руководителя организации по направлению деятельности.

    Специалист по охране труда.

    3. Руководители подразделений освобождены от прохождения вводного инструктажа по охране труда.

    ПРОДЛЕВАЕТСЯ ЛИ СРОК ИСПЫТАНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ НА ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ?

    Продлевается.

    2. Не продлевается.

    ОБЯЗАН ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ОТСТРАНИТЬ ОТ РАБОТЫ РАБОТНИКА, ПОЯВИВШЕГОСЯ НА РАБОТЕ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ?

    Обязан.

    ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ РАЗРАБОТКА ВРЕМЕННЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?

    Да, например, для вводимых в действие новых производств.

    2. Нет, так как это не предусмотрено действующими нормативными документами.

    3. На усмотрение специалиста по охране труда.

    КАКАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ДОПУСКАЕТСЯ ПРИ ПЕРЕНОСКЕ ТЯЖЕСТЕЙ НА РАССТОЯНИЕ ДО 25 м МУЖЧИНАМИ?

    Кг.

    ЧЕМ МОЖНО ТУШИТЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ СНЯТИЯ С НЕГО НАПРЯЖЕНИ

    [1]

    1. Пенным огнетушителем.

    2. Распыленной водой.

    3. Порошковым огнетушителем.

    4. Углекислотным огнетушителем.

    Средствами, указанными в пунктах 3 и 4.

    ПРИ КАКОМ ЧИСЛЕ ПОСТРАДАВШИХ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГРУППОВОЙ?

    Два и более пострадавших.

    2. Три и более пострадавших.

    3. Пять и более пострадавших.

    4. Семь и более пострадавших.

    5. Десять и более пострадавших.

    Билет N 8

    КАКОЙ ДОКУМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ?

    1. Коллективный договор.

    [2]

    Трудовой договор.

    4. Документы, перечисленные в пунктах 1-3.

    5. Документы, перечисленные в пунктах 1 и 2.

    МОЖНО ЛИ УВОЛИТЬ РАБОТНИКА ЗА НАРУШЕНИЕ ИМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА?

    Можно.

    КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАКАНУНЕ НЕРАБОЧИХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ?

    1. Продолжительность рабочего дня уменьшается на 2 часа.

    Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2315 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Статья 9 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    Новая редакция Ст. 9 ТК РФ

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    Комментарий к Статье 9 ТК РФ

    В статье 9 Трудового кодекса прямо сказано, что регулирование трудовых отношений (а также иных отношений, связанных с трудовыми) может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров, соглашений, а также коллективных договоров.

    Другой комментарий к Ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Статья 9 определяет содержание договорно-правового блока источников трудового права. Его образуют: а) коллективные договоры и соглашения; б) индивидуальные трудовые договоры.

    Роль одного из важнейших источников трудового права, призванных нести основную регулирующую нагрузку, возложена на соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками.

    Коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями, содержат и нормативные положения, которые позволяют им, во-первых, заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей, и тем самым конкретизировать нормативные источники норм трудового права; во-вторых, выступать в качестве основной формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников; в-третьих, служить источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; в-четвертых, гармонизировать социальные интересы работников и частные интересы работодателя, в-пятых, устанавливать пределы локальному нормотворчеству работодателя. Если иное не предусмотрено в самом договоре или законе, положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон.

    Читайте так же:  Бланки госпошлины за утерю паспорта

    Первостепенная регулирующая роль соглашений и коллективных договоров проистекает из того, что именно они становятся в условиях рыночной экономики ведущими источниками в системе норм трудового права, опирающейся не только на публичное нормативно-правовое регулирование труда, но и на договорное саморегулирование условий применения конкретного труда. В этом смысле трудовое право современной России все больше будет концентрироваться преимущественно в двух видах источников: а) актах внешнего публичного нормативно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (об этих источниках подробнее см. статью 5 ТК России и комментарий к ней); б) актах саморегулирования коллективных и индивидуальных трудовых отношений, которые создаются и исполняются самими сторонами договоров и соглашений. Вместе тем свою роль основного источника саморегулирования коллективных трудовых отношений эти правовые акты могут выполнить только в том случае, когда работодатели и работники осознают необходимость самостоятельного регулирования своих взаимоотношений и на практике используют все возможности, которые им предоставляет заключение и исполнение этих соглашений и договоров (подробнее о коллективных договорах и соглашениях см. статьи гл. 7 ТК РФ и комментарий к ним).

    2. Договорно-правовой блок источников трудового права немыслим без включения в него трудового договора, являющегося основным инструментом правового регулирования индивидуальных трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

    Функция индивидуального правового регулирования трудовых отношений выполнялась трудовым договором всегда, однако ее объем был различен в разные периоды. В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом объем этой функции был весьма невелик, так как основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. С переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом. Отечественная экономика теперь функционирует главным образом на началах частнопредпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов, а свободный труд используется на тех условиях, о которых договариваются стороны коллективных и индивидуальных трудовых договоров и соглашений.

    С этих позиций закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т.е. отнес его к элементам системы источников правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

    3. Признав договоры и соглашения источниками договорно-правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, закон установил и предел этого регулирования в виде заданного нормативно-правовым блоком трудового права уровня прав и гарантий работников, который не вправе снижать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры. Условия конкретных договоров или соглашений, снижающие обозначенный уровень трудовых прав и гарантий, являются юридически ничтожными и не подлежат применению.

    Чем регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения

    301. Определите, связано ли с наличием уважительных причин право работника расторгнуть срочный трудовой договор до истечения его срока:
    не связано

    302. Орган, возглавляющий забастовку, обязан предупредить работодателя об объявлении забастовки в срок не позднее чем за:
    10 дней

    303. Основание возникновения трудового правоотношения:
    заключение трудового договора или фактическое допущение к работе

    304. Основные принципы социального партнерства закреплены в .
    ТК РФ

    305. Основным направлением деятельности профессиональных союзов является:
    выполнение функций представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников — членов профсоюза

    306. Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
    иные формы, определенные Трудовым кодексом
    получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников
    проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов
    участие в разработке и принятии коллективных договоров
    учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и коллективным договором

    307. От работника, совершившего дисциплинарный проступок, объяснение:
    требуют обязательно в письменной форме

    308. Отказ от выполнения работы и невыполнение распоряжения администрации к дисциплинарным проступкам:
    относится

    309. Отношения, возникающие между сторонами при наличии противоправного причинения вреда одной из сторон трудового договора другой, относятся к отношениям:
    по материальной ответственности

    310. Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работником правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, относится к понятию:
    трудовое отношение

    311. Отпуск женщине по беременности и родам в счет ежегодного отпуска:
    не включается

    [3]

    312. Отпуск по временной нетрудоспособности в счет ежегодного отпуска:
    не включается

    313. Отрасль трудового права — это система норм права, регулирующая:
    трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, характеризующиеся особыми методами регулирования

    314. Отстранение работника от работы работодателем связано:
    с недопущением к работе работника в предусмотренных Трудовым кодексом случаях

    315. Охрана труда находится под контролем:
    государства

    Чем регулируются трудовые отношения

    Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные.

    К федеральным нормативным актам трудового права относятся:

    • * Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;
    • * Трудовой кодекс Российской Федерации;
    • * федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
    • * указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения;
    • * постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.

    Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменятъ старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

    К локальным нормативным актам трудового права относятся:

    • — нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
    • — правотворчество органов местного самоуправления;
    • — правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
    • — коллективные договоры и соглашения;
    • — трудовые договоры;
    • — приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

    Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ), Российская Федерация признала действие пятидесяти двух конвенций МОТ, обладающих высшей юридической силой на территории России. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.

    Читайте так же:  Ведется ли статистика возврата бывших жен

    К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

    • — основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и других связанных с ними отношений;
    • — основы правового регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;
    • — обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

    Действие российского трудового законодательства не распространяется на следующих лиц (если согласно Трудовому кодексу они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

    • * военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
    • * членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
    • * лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
    • * других лиц, если это установлено федеральным законом.

    Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта

    К общим принципам трудового права относятся:

    • * свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;
    • * равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации;
    • * недопустимость ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде.

    Статья 9 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

    Новая редакция Ст. 9 ТК РФ

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

    Комментарий к Статье 9 ТК РФ

    В статье 9 Трудового кодекса прямо сказано, что регулирование трудовых отношений (а также иных отношений, связанных с трудовыми) может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров, соглашений, а также коллективных договоров.

    Другой комментарий к Ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Статья 9 определяет содержание договорно-правового блока источников трудового права. Его образуют: а) коллективные договоры и соглашения; б) индивидуальные трудовые договоры.

    Роль одного из важнейших источников трудового права, призванных нести основную регулирующую нагрузку, возложена на соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками.

    Коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями, содержат и нормативные положения, которые позволяют им, во-первых, заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей, и тем самым конкретизировать нормативные источники норм трудового права; во-вторых, выступать в качестве основной формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников; в-третьих, служить источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; в-четвертых, гармонизировать социальные интересы работников и частные интересы работодателя, в-пятых, устанавливать пределы локальному нормотворчеству работодателя. Если иное не предусмотрено в самом договоре или законе, положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон.

    Первостепенная регулирующая роль соглашений и коллективных договоров проистекает из того, что именно они становятся в условиях рыночной экономики ведущими источниками в системе норм трудового права, опирающейся не только на публичное нормативно-правовое регулирование труда, но и на договорное саморегулирование условий применения конкретного труда. В этом смысле трудовое право современной России все больше будет концентрироваться преимущественно в двух видах источников: а) актах внешнего публичного нормативно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (об этих источниках подробнее см. статью 5 ТК России и комментарий к ней); б) актах саморегулирования коллективных и индивидуальных трудовых отношений, которые создаются и исполняются самими сторонами договоров и соглашений. Вместе тем свою роль основного источника саморегулирования коллективных трудовых отношений эти правовые акты могут выполнить только в том случае, когда работодатели и работники осознают необходимость самостоятельного регулирования своих взаимоотношений и на практике используют все возможности, которые им предоставляет заключение и исполнение этих соглашений и договоров (подробнее о коллективных договорах и соглашениях см. статьи гл. 7 ТК РФ и комментарий к ним).

    2. Договорно-правовой блок источников трудового права немыслим без включения в него трудового договора, являющегося основным инструментом правового регулирования индивидуальных трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

    Функция индивидуального правового регулирования трудовых отношений выполнялась трудовым договором всегда, однако ее объем был различен в разные периоды. В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом объем этой функции был весьма невелик, так как основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. С переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом. Отечественная экономика теперь функционирует главным образом на началах частнопредпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов, а свободный труд используется на тех условиях, о которых договариваются стороны коллективных и индивидуальных трудовых договоров и соглашений.

    С этих позиций закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т.е. отнес его к элементам системы источников правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. Признав договоры и соглашения источниками договорно-правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, закон установил и предел этого регулирования в виде заданного нормативно-правовым блоком трудового права уровня прав и гарантий работников, который не вправе снижать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры. Условия конкретных договоров или соглашений, снижающие обозначенный уровень трудовых прав и гарантий, являются юридически ничтожными и не подлежат применению.

    Источники


    1. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.

    2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

    3. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
    4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
    5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
    Чем осуществляется регулирование трудовых отношений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here