Механизм принятия нормативных актов утративших силу

Советы опытных юристов по теме: "Механизм принятия нормативных актов утративших силу". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

2. Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов. Признание утратившим силу акта (его пунктов), который в свою очередь признает утратившим силу ранее изданный акт (его структурные единицы), не влечет признания действующим (восстановления действия) ранее изданного акта (его структурных единиц).

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

Информация об изменениях:

3.1. Правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оформление приостановления действия правового акта (отдельных положений) осуществляется по правилам, установленным подразделом 3.10 Инструкции по делопроизводству.

4. При регистрации правового акта о признании утратившим силу или отмене другого правового акта отдел по организационной работе и документообороту в обязательном порядке делает соответствующую отметку на оригинале правового акта, признанного утратившим силу (отмененного), и вносит соответствующие данные в его карточку в электронном банке документов Администрации. Если отдел по организационной работе и документообороту не имеет технической возможности внесения в карточку правого акта предусмотренных настоящим абзацем сведений, данные сведения вносятся Отделом муниципальных информационных ресурсов.

Информация об изменениях:

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление Администрации г. Костромы от 5 мая 2004 г. N 1256 «О Регламенте Администрации города Костромы»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов

SergeyNivens / Depositphotos.com
  • Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;
  • Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы;
  • Регламент Правительства Российской Федерации;
  • Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии.

Изменения направлены на повышение эффективности деятельности органов государственной власти по разработке проектов нормативных правовых актов (далее также НПА), а также на установление особенностей подготовки и принятия НПА, разрабатываемых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

[1]

Постановление вступит в силу 30 сентября 2019 года.

Отметим основные нововведения:

  • Минюсту России предоставлено право запрашивать акты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в целях проведения правовой экспертизы на предмет необходимости их государственной регистрации, а в случае непредставления – проводить правовую экспертизы актов ФОИВ, размещенных в общедоступных источниках информации. К проведению экспертизы Министерство сможет привлекать высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов.
  • Уточнено, что издание нормативных правовых актов в виде распоряжений не допускается.
  • Срок осуществления государственной регистрации нормативных правовых актов теперь будет составлять 20 рабочих дней с даты получения акта (сейчас 15 рабочих дней). В случае необходимости Минюст России сможет продлить его до 40 рабочих дней (сейчас – не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях – до 30 рабочих дней).
  • Установлено, что НПА не может быть представлен на государственную регистрацию в Минюст России более 3 раз.
  • Федеральным органам исполнительной власти больше не нужно будет ежемесячно представлять в Минюст России перечни изданных правовых актов. Норма, содержащая это требование, признана утратившей силу.

В части реализации механизма «регуляторной гильотины» документом предусмотрено следующее:

*(1) Здесь и далее речь идет об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Механизм принятия нормативных актов утративших силу

Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

А. Действие нормативно-правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативно-правовых актов в силу (введения в действие).

[1] Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе — постановлении о введении (о порядке введения) нормативно-правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

Читайте так же:  Бра относится ли к бельевым изделиям

[а] Называется конкретная дата введения нормативно-правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и введением его в действие не превышает одного—трех месяцев. Так, Закон РФ «О государственной пошлине» был принят 9 декабря 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г., Закон РФ «О плате за землю» принят 11 октября 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г.

Если для реализации нормативно-правового акта нет еще социально-экономических условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативно-правового акта и введением его в действие может быть значительным. Например, союзный Закон о порядке выезда из страны и въезда (он действует и в Российской Федерации) принят 20 мая 1991 г., а введен в действие с 1 января 1993 г., Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принят 2 июля 1992 г., а введен в действие с 1 января 1993 г.

[б] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его опубликования. Так, принятый 8 июля 1992 г. Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности» был опубликован в «Российской газете» 12 августа 1992 г. и с этого же момента введен в действие. Аналогичным образом введены в действие российские законы «О средствах массовой информации» 1991 г., «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г., «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. и др. Такой порядок введения в действие становится наиболее распространенным для нормативно-правовых актов законодательной власти.

[в] Нормативно-правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий.

Например, российский Закон «Об образовании» введен в действие в целом с момента его опубликования — 31 июля 1992 г., а отдельные его положения — с 25 августа 1992 г., с 1 января 1993 г. Более позднее введение в действие других предписаний этого Закона определяется не конкретными сроками, а связывается либо с моментом принятия Федеральной программы развития образования, либо с развертыванием государственной аттестационной службы. Поэтапно введены в действие отдельные законодательные положения российских законов «О защите прав потребителей» 1992 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. и некоторых других.

[г] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его принятия, о чем может говориться как в самом акте, так и в постановлении о введении его в действие.

Этот порядок введения в действие нормативно-правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить же достоверную информацию о содержании нормативно-правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Так, Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» введен в действие с момента принятия — 13 мая 1992 г., а опубликован был в «Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» только 9 июля 1992 г. Принятый и введенный в действие 13 ноября 1992 г. Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» лишь 30 декабря 1992 г.

[д] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его подписания, о чем говорится в самом акте. Характерен этот порядок для актов Президента, Совета Министров — Правительства РФ, краевой, областной администрации и некоторых других субъектов правотворческой деятельности. Например, многие указы Президента завершаются пунктом: «Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания». Срок между подписанием Указа или акта Совета Министров и его опубликованием не превышает обычно недели. Но это тот же «период бездействия». Поэтому введение нормативно-правового акта в действие с момента подписания, как и вступление ею в силу с момента принятия, нецелесообразно.

Все нормативно-правовые акты, естественно, должны вступать в действие не ранее того срока, когда они опубликованы в официальном издании.

Близок подписанию акта как моменту вступления его в силу и факт его регистрации. Так, нормативные акты Министерства внутренних дел России вступают в силу с момента их официальной регистрации в аппарате Министерства, если в самом акте не указан иной срок.

[2] Если в нормативно-правовом акте срок введения его в действие не указан, то применяется порядок, установленный российским Законом «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» от 13 июля 1990 г. и Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» от 26 марта 1992 г.

В соответствии с названным Законом, законы РФ, другие акты высших представительных органов нормативного характера вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

Акты Президента и Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, в соответствии с вышеназванным Указом, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в «Сборнике актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях». К сожалению, президентский Указ не устанавливает срока, в течение которого эти акты должны быть опубликованы.

[3] Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативно-правовых актов. Он устанавливается для указов и постановлений Президиума Верховного Совета РФ, не имеющих общего значения, некоторых актов Президента и Правительства, ведомственных нормативных актов (имеющих, например, ограничительный гриф) и заключается в том, что эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативно-правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов министерств и ведомств, должностных лиц, некоторых органов власти и управления. Не устранены противоречия между законодательными предписаниями, определяющими порядок введения в действие нормативно-правовых актов; многие вопросы этой процедуры вообще не урегулированы. В этой связи крайне необходим Закон «Порядок разработки, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации», где бы детально были регламентированы эти вопросы применительно ко всем видам- нормативно-правовых актов.

Читайте так же:  Суд признал наследником что делать дальше

Прекращают свое действие нормативно-правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

На отмену старого акта может указывать постановление о введение в действие нового нормативного акта. Например, постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Совете. Министров — Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. признало утратившим силу Закон от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР».

Отмене устаревших нормативно-правовых предписаний нередко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства РФ «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Законом РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» от 31 марта 1992 г., признавшее утратившими силу три прежних правительственных постановления. Таково же постановление правительства от 31 января 1992 г., отменившее 15 устаревших нормативных актов.

С действием нормативно-правовых актов во времени

связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативно-правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет ( lex ad praeteriam non valet — лат.),» т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативно-правового акта.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так будут применяться некоторые нормы нового Уголовного кодекса, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Так, в Постановлении союзного Верховного Совета о введении в действие союзных Основ гражданского законодательства (они подлежат применению на территории Российской Федерации до принятия нового Гражданского кодекса РФ) устанавливается, что действие п. 3 ст. 50 Основ (право добросовестного владельца стать, при наличии определенных условий, собственником имущества) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1992 г. и продолжается в момент введения в действие Основ. Действие новых Основ, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1992 г.

[Б] Действие нормативно-правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных гра-

ниц: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примыкающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати морских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве под ним [1] .

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативно-правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права (речь идет об общепризнанных международных нормах, относящихся к правам человека). Вслед за российской «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» 1992 г. это положение стали закреплять и другие российские законы. Так, Закон «О залоге» 1992 г. в ст. 2 устанавливает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о залоге, чем те, которые содержатся в актах законодательства Российской Федерации, то применяются правила международного договора». Аналогичное положение фиксирует и Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. и др.

[В] Действие нормативно-правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативно-правовые акты Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего

государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативно-правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

В то же время нормативно-правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским, законам, что не исключает его ответственность по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативно-правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

[1] См.: Международное право /Отв. ред Ф. И. Кожевников. М , 1987. С. 158, 159.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

Читайте так же:  Внести изаенения в закон многодетные семьи

а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Статья 36. Признание утратившими силу и отмена правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 36 . Признание утратившими силу и отмена правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с настоящим Регламентом.

2. Если правовой акт не вступил в силу, и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов.

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление администрации Галичского муниципального района Костромской области от 8 мая 2014 г. N 148 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

6. Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Обратная сила закона (нормативного правового акта)

Продолжительность действия нормативного правового акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Когда прекращается действие закона? Каким образом закон утрачивает юридическую силу? Согласно сложившейся практике это происходит в результате следующих обстоятельств:

1) в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

2) в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение того, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете «Общие положения о законе» Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что «законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона».

3) в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции России 1993 г., вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно – 12 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями».

Читайте так же:  Внесение в трудовое соглашение возложение обязанностей

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона.

Под обратной силой законапонимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что «закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы». Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Конституция как нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Местные нормативно-правовые акты. Локальные нормативно-правовые акты.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие и признаки нормативных правовых актов. 2. Классификация нормативных правовых актов. 3. Понятие и виды законов. 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Статья 21-1. Оформление нормативных правовых актов о признании нормативных правовых актов утратившими силу

Читайте также:

  1. I ЧАСТЬ. 1 вопрос. История первобытного общества и история древнего мира: проблемы изучения, трактовки и подходы к истории, специфика.
  2. V. Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ
  3. V3: Предмет и методология истории политических и правовых учений.
  4. Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.
  5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции.
  6. Б21-1.Характеристика развития и особенности воспитания детей младшего дошкольного возраста. 1 страница
  7. Б21-1.Характеристика развития и особенности воспитания детей младшего дошкольного возраста. 2 страница
  8. Большие нажатия контактов необходимы, чтобы уменьшить величину сопротивления в месте соприкосновения контактных поверхностей и тем самым уменьшить нагревание контактов.
  9. В соответствии со статьей статья 19 закона о морских портах приняты и действуют с 2008 года следующие статьи о портовых сборах.
  10. В-2. Тренинги группы пропаганды правовых знаний.
  11. Введение. История политических и правовых учений как наука
  12. Ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 605 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Этап – принятие нормативно-правового акта

Этап – подготовки нормативно-правового акта.

Краткое изложение материала

1. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.

Правотворчество является лишь заключительным этапом правообразования. Правообразование представляет собой процесс появления (создания) новых общественных отношений, включающий в себя анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а так же собственно правотворчество.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательное значение.

Цели правотворчества:

— создание новых норм права;

— конкретизация существующих правил поведения;

— детализация правовых предписаний;

— дополнение существующих правовых норм;

— отмена устаревших норм права;

Принципы правотворчества:

— связь с практикой;

2. Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юридических норм.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

— принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

— подготовка текста нормативно-правового акта;

— обсуждение текста нормативно-правового акта;

— согласование проекта нормативно-правового акта;

— доработка проекта нормативно-правового акта;

— вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа;

— обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

— голосование за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта;

— подписание проекта нормативно-правового акта;

— опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов;

[3]

Законотворчество – это процесс создания, изменения или отмены акта высшей юридической силы (закона).

Стадии законодательного процесса:

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ);

Обсуждение законопроекта: происходит на заседаниях Государственной Думы, предполагает три чтения. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение отдельных положений.

Принятие закона:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Читайте так же:  Работник получил новый патент доп соглашение

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

6. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ).

9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3.Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

— результат правотворческой деятельности компетентных субъектов;

— содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права);

— принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

— имеет определенную документальную форму;

— направлены на регулирование типичных отношений;

— обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Виды нормативно-правовых актов:

1) от юридической силы:

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

— принимается только законодательным (представительным) органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

— регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» характера;

— принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке;

— обладает высшей юридической силой;

Сущность высшей юридической силы:

— принимает и отменяет только законодательный орган (непререкаемость закона);

— все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конституцией); если нормативно-правовой акт или акт применения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

— закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа законодательной власти;

1) по юридической силе:

а) основные (Конституция);

б) обыкновенные (текущие):

Виды обыкновенных законов:

— по юридической силе:

— федеральные конституционные законы;

2) по сфере действия:

— законы субъектов федерации;

3) по внутренней структуре:

— текущие (закон о бюджете);

— кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения);

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Признаки подзаконных актов:

— базируются на законе, издаются в пределах компетенции правотворческого органа;

— регулируют широкий круг общественных отношений;

— служат основанием для правоприменительной деятельности;

— имеют атрибуты: официальное название акта, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц;

Виды подзаконных актов:

— акты Президента (указы, распоряжения);

— акты Правительства (постановления, распоряжения);

[2]

— акты министерств (приказы, инструкции и т.д.);

— акты государственных органов субъектов;

— акты органов местного самоуправления (решения, постановления);

2) по сфере распространения:

3) по порядку принятия:

— единолично принятые (Указ Президента);

— коллегиально (Постановление Правительства);

4) срок действия:

— постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

— временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (Закон о бюджете);

5) по сфере действия:

6) по предмету регулирования:

— акты, регламентирующие государственно-правовую сферу;

— акты, регламентирующие уголовно-правовую сферу;

— акты, регламентирующие гражданско-правовую сферу и др

Лекция 11. Система права.

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8815 —

| 7171 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  3. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  4. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Механизм принятия нормативных актов утративших силу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here