Может ли жск принимать квартплату наличными

Советы опытных юристов по теме: "Может ли жск принимать квартплату наличными". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

На вопрос, можно ли включать комиссию банка в квитанцию ЖКХ отдельной строкой, ответил ВС РФ

Syda Productions / Shutterstock.com

Включение банковской комиссии отдельной строкой в счет на оплату жилищно-коммунальных услуг не является обманом потребителя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая материалы спора между ТСЖ и Роспотребнадзором (определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 302-АД17-16618).

Ранее товарищество было оштрафовано по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ (обмер, обвес, обсчет потребителя) именно за то, что выставляло потребителям счета за оплату жилищно-коммунальных услуг с начисленной и выделенной отдельной строкой комиссией банка. Если потребители самостоятельно оплачивали счета через банковские терминалы (без комиссий), то сумма комиссии за такой перевод все равно рассчитывалась ТСЖ и включалась в платежки за следующий месяц. При этом выплаченные жильцами «комиссионные» не учитывались на их лицевых счетах в ТСЖ.

Один из недовольных потребителей нажаловался в Роспотребнадзор: дескать, он своего согласия на уплату комиссий не давал, но принужден их выплачивать.

Проведенная внеплановая проверка показала, что между банком и ТСЖ заключен договор о переводе денежных средств граждан на расчетный счет ТСЖ, в котором и предусмотрена комиссия за платежи. Но ведь фактически эти комиссии выплачиваются из средств потребителей, которые не являются сторонами договора с банком!

Значит, решил Роспотребнадзор, ТСЖ незаконно возложило на жильцов бремя финансовых расходов, связанных с исполнением своих обязательств по договору с банком, что приводит к образованию у жильцов задолженности по оплате ЖКУ, наносит ущерб их имуществу и указывает на обман потребителей путем обсчета. А значит, есть основания для штрафа по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

На основании этого на ТСЖ был наложен штраф в 20 тыс. руб., который затем был оспорен в арбитражном суде. Суд отменил наказание, рассуждая следующим образом:

  • под обманом потребителя следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки;
  • но в данном деле никакого обмана Роспотребнадзор не доказал – в самом деле, ведь потребитель не был вынужден заплатить за услугу, которую он не получал; или в большем размере, чем им было получено; или оплатить не ту услугу, которая в действительности ему была оказана. Напротив, банк перевел внесенную потребителем сумму на счет ТСЖ;
  • получается, что позиция Роспотребнадзора основана на неправомерном перечислении денежных средств, которые потребитель оплатил в счет жилищно-коммунальных услуг, на другие цели. Это само по себе – может быть – и неправомерно, но не является обманом потребителя;
  • наконец, вопросы о возмещении ТСЖ сумм комиссий и о внесении в квитанции отдельной строки с этими суммами решались на общем собрании собственников помещений данного МКД. В собрании участвовали 52% собственников, большинство из которых согласились и с комиссией банка, и с ее включением в платежки.

ВС РФ полностью подержал позицию нижестоящих судов, указав при этом на следующее:

  • потребитель – учитывая протокол общего собрания собственников помещений – не был введен в заблуждение относительно размера платы за комиссию банка;
  • более того, потребитель всегда вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем их внесения исполнителю. А невозможность оплатить оказанные жилищно-коммунальные услуги непосредственно в кассу ТСЖ без комиссии товариществу не вменялась.

На основании этого ВС РФ отказал Роспотребнадзору в передаче жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Обязаны ли УО и ТСЖ с 1 июля 2019 года применять онлайн-кассы

Организации, оказывающие услуги населению, обязаны установить онлайн-кассы не позднее 1 июля 2019 года. Срок уже близок, но депутаты Госдумы РФ продолжают биться за отмену такого обязательства для организаций сферы ЖКХ. Рассказываем, чего им удалось добиться к 1 июня 2019 года и какие их инициативы ещё в работе.

Действующая редакция № 54-ФЗ обязывает УО и ТСЖ применять онлайн-кассы

Согласно ч. 1 ст. 1.2 № 54-ФЗ, включённая в реестр контрольно-кассовая техника (ККТ) при расчётах применяется всеми организациями и ИП на территории России. С 1 июля 2019 года расчёты за услуги и работы должны вестись с помощью онлайн-касс, в том числе установленных у компаний, работающих в сфере ЖКХ (ч. 2 ст. 1 № 337-ФЗ, ч. 4 ст. 4 № 192-ФЗ).

Подобная обязанность всерьёз обеспокоила не только управляющие организации, РСО и ТСЖ, принимающих от клиентов плату за ЖКУ, но и некоторых депутатов Госдумы РФ. Они забили тревогу, настаивая на том, что реализация требований № 54-ФЗ в сфере ЖКХ приведёт к росту платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.

Рост такой платы произойдёт из-за необходимости УО при исполнении договора управления многоквартирным домом включить в свои цены и тарифы расходы на покупку и обслуживание ККТ, приобретение программного обеспечения для онлайн-касс, на оплату обучения сотрудников или зарплату новых специалистов, которые умеют работать с онлайн-кассой.

Поскольку тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и не могут превышать установленные лимиты, то невключение расходов УО/ТСЖ на установку онлайн-касс в плату граждан за ресурсы приведёт к возникновению новых трат у исполнителей КУ. Следовательно, им придётся сократить перечень работ по текущему ремонту, что повлияет на качество оказываемых услуг и выполняемых работ.

Товарищества собственников жилья, кооперативы, обязанные установить новое оборудование в силу закона, будут вынуждены собирать с собственников дополнительные взносы и платежи на закупку оборудования и оплаты услуг специалистов: бухгалтера, оператора фискальных данных.

УО и ТСЖ не смогут выполнить все действующие требования № 54-ФЗ

Среди причин отменить обязанность УО/ТСЖ/РСО устанавливать и применять онлайн-кассы депутаты Госдумы РФ называют невозможность выполнения ими требований к передаче плательщику кассовых чеков в указанные в законе сроки.

Согласно ч. 5 ст. 1.2 № 54-ФЗ, организации, принимающие у клиентов оплату с помощью безналичных платежей, обязаны предоставить им кассовый чек на адрес электронной почты. При этом плательщик должен сам сообщить исполнителю услуг такой адрес. А в соответствии с ч. 5.3 ст. 1.2 № 54-ФЗ, продавец услуги может выбрать, в каком виде доставить покупателю такой чек: на бумажном носителе или в электронном формате.

Организации сферы ЖКХ в такой ситуации могут столкнуться с невольным невыполнением требований закона, ведь безналичные платежи за ЖКУ чаще всего происходят без контакта жителей МКД с поставщиком услуг. При этом УО/РСО/ТСЖ могут не иметь сведений о плательщике, ведь договоры в сфере ЖКУ часто заключаются не письменно, а путём совершения потребителем конклюдентных действий.

На доставку электронного чека плательщику закон отводит не более одного рабочего дня после дня совершения безналичной оплаты. Получить сведения о клиенте, который заплатил за ЖКУ дистанционно, за такой срок вряд ли удастся.

Получается, что поставщики услуг в сфере ЖКХ, по объективным причинам не выполняя требования закона, окажутся без вины виноватыми – и за нарушения их накажут штрафами, которые также увеличат расходы УО и ТСЖ. Эти затраты лягут на плечи собственников помещений в МКД и потребителей коммунальных услуг.

Читайте так же:  Все данные по постановлению гибдд

Законопроект об отмене онлайн-касс для УО и ТСЖ внесён в Госдуму РФ, но не рассмотрен

Проблемы с выполнением требований № 54-ФЗ предприятиями сферы ЖКХ подробно изложила группа депутатов Госдумы РФ в пояснительной записке к законопроекту № 681388-7.

Данным документом его создатели хотят внести изменения в ст. 2 №54-ФЗ в части освобождения УО/ТСЖ/РСО от обязанности применения ККТ при осуществлении расчётов при приёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Сразу отметим, что в Госдуму РФ он внесён в апреле 2019 года, а его рассмотрение в первом чтении назначено только на июнь.

Инициаторы законопроекта предложили не применять ККТ при расчётах населения за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, при оплате взносов на капремонт, чтобы предотвратить рост платы за жилищно-коммунальные услуги.

Начальник правового управления Госдумы РФ Екатерина Горбачева, давая заключение по представленному законопроекту, отметила, что на рассмотрении у законодательного органа находится ещё один документ, который направлен на упрощение порядка применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ.

Новый Федеральный закон освободит ТСЖ и ЖК от обязанности применять онлайн-кассы

В правовом заключении к законопроекту № 681388-7 идёт речь о проекте Федерального закона № 682709-7. На момент написания этой статьи он уже был принят Госдумой РФ в трёх чтениях, рассмотрен Советом Федерации РФ и направлен на подпись Президенту РФ. То есть мы можем говорить о том, что законопроект уже стал новым Федеральным законом.

Законопроект, представленный в ГосДуму РФ для первого чтения, касался изменений требований к предоставлению плательщику кассовых чеков. В редакции документа, подготовленной ко второму чтению с учётом правок, появилось важное дополнение:

Данная формулировка вошла в окончательный текст законопроекта, который подан на подпись Президенту РФ. То есть ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы освобождены от обязанности покупать и устанавливать онлайн-кассы, чтобы принимать от своих членов взносы, а также плату от жителей МКД за ЖКУ.

Правда, действие новой статьи № 54-ФЗ не распространяется на расчёты наличными деньгами. В таком случае онлайн-касса нужна. Эти правки прокомментировала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец, которая входит в экспертный совет при Комитете по энергетике Госдумы РФ:

Также новый Федеральный закон:

  • продлит на два года срок неприменения ККТ для индивидуальных предпринимателей – до 1 июля 2021 года;
  • даёт право организациям вместо направления кассового чека печатать его отдельные реквизиты на платёжном документе за следующий месяц либо выдавать чек только по запросу клиента.

К сожалению, в утверждённом законопроекте № 682709-7 нет ни слова об освобождении управляющих организаций и РСО от обязанности применять с 1 июля 2019 года онлайн-кассы.

УО с 1 июля 2019 года обязаны применять онлайн-кассы

Эксперты, которые сражались за отмену для УО и ТСЖ обязанности установить и использовать онлайн-кассы, наполовину добились своей цели. Об этом в одной из соцсетей высказалась Елена Шерешовец:

Законопроект № 682709-7 вступит в силу с момента его официального опубликования. В этот день ТСН, в том числе ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы будут освобождены от обязанности применения онлайн-касс при безналичных расчётах с населением.

В отношении управляющих организаций и РСО, к сожалению, ничего не изменилось: не являясь индивидуальными предпринимателями, с 1 июля 2019 года они обязаны использовать при расчётах онлайн-кассы.

Приобрести или арендовать оборудование, соответствующее требованиям № 54-ФЗ, вы можете у наших партнёров:

  1. «1С-Рарус»: аренда онлайн-касс.
  2. «АТОЛ»: аренда онлайн-касс.
  3. «CloudKassir»: аренда онлайн-касс.
  4. «Эвотор»: аренда онлайн-касс.

Суд обязал управляющую компанию обеспечить принятие оплаты за жилищно-коммунальные услуги посредством наличной денежной формы в кассу и без комиссии

5 июня 2018 10:07 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) приняло участие по ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «ЖЭУ «Апрель» (далее – общество, исполнитель, управляющая компания) о защите прав потребителей.

Как следует из материалов дела, в конце мая 2017 года потребитель обратилась в бухгалтерию ООО «ЖЭУ «Апрель» в целях оплаты предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг за апрель месяц. Ей не удалось это сделать, так как ответчик отказался принимать оплату по причине отсутствия кассового аппарата. Также в бухгалтерии ответчика ей пояснили, что оплачивать коммунальные услуги в кассе ООО «ЖЭУ «Апрель» более она не сможет, так как ответчик отказался от использования кассового аппарата, а оплата производится только в банкоматах с комиссией 1%. Посчитав это навязыванием дополнительных расходов, истец обратилась к ответчику с претензией, в которой потребовала обеспечить оплату коммунальных услуг без комиссии. Ответчик проигнорировал претензию. Ответ получен не был, оплата коммунальных услуг без комиссии обеспечена не была.

Согласно ч.ч.4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Частью 1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п.п.1, 5 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 ст.16.1 Закона.

В п.2 данной статьи указано, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъекты национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст.37 Закона предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Читайте так же:  Сколько процентов добавятся ветеранам труда

В соответствии с ч.ч.2, 7 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 названной статьи и ст.171 ЖК РФ.

В соответствии с п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Постановления № 354, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.

Из совокупного анализа положений ст.ст.154, 155 ЖК РФ, п.63 Постановления № 354, ст.ст.16.1, 37 Закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю.

С учетом всех обстоятельств дела, в том числе заключения Управления, Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований потребителя, согласно которому, на общество возложена обязанность обеспечить принятие оплаты содержания жилья и коммунальных услуг путем принятия наличных денежных средств в кассу ООО «ЖЭУ «Апрель» без комиссии. Также, с ответчика в пользу потребителя взысканы: уже удержанная комиссия при оплате содержания жилья и коммунальных услуг и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

оспорить «левые» платежи в жск

#1 fanka7 fanka7 —>

Сообщение отредактировал fanka7: 07 Декабрь 2008 — 03:29

#2 Орокон Орокон —>

возможно прилетающий Летчег (с)

  • Partner
  • 6 899 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    АХР,вычисл.центр,вывоз крупногабаритного мусора и др.)

    #3 zazakon zazakon —>

    .
    Что делать? Подскажите,знающие!
    Подавать иск о незаконном исполнении жск комм-быт услуг в нашем доме? или иск о признании незаконными данных платежей?
    p.s. большая просьба не флудить на темы о «жлобах,не хотящих жить хорошо в колхозе» ,»а что за вас соседу платить» и подобные
    Спасибо

    ЖСК (ТСЖ) нарушает ЖК РФ в части п.2. ст 138 ЖК РФ, не заключая с собственником договор на обслуживание и не утверждая с собственником тарифы.
    Теоретически Вы можете платить по своим тарифам, но так чтобы ЖСК не было в ущербе. Однако, Суд на 90% в случае если ЖСК подаст на Вас иск, признает за Вами обязанность уплаты всех коммунальных платежей по тарифам утверждённым на собраниях членов ЖСК.
    Вы можете через Суд обжаловать решение общего собрание членов в течение 10 дней с момента, когда узнали о таком решении через районный Суд.

    Также, Вы можете подать иск в Суд на ЖСК и истребовать с него потраченные средства на услуги вне рамок утверждённого постановлением правительства СПб.
    Вне рамок, в частности: услуги консьержа, домовон, ПЗУ, АППЗ, услуги банка, Вычислительного центра . и пр.
    Так как данные виды услуг предоставляются сторонними организациями, то согласно ЖК — эти организации обязаны иметь ПРЯМЫЕ договора с каждым собственником! А на собраниях они имеют право лишь Информировать всех о своих услугах и о себе.
    Иск правильнее подавать о нарушении ЗЗПП (Закона о Защите Прав Потребителя). Навязанная услуга не согласованная должным образом.
    Также за 30 дней до изменения тарифов ЖСК обязано информировать Вас о предстоящем изменении Лично, как собственника.

    Что делают председатели ЖСК ещё?
    1. подмешивают холодную воду в контур отопления. В итоге — потребление ЖСК из ГУП ТЭК небольшое и платят по калориям и потреблению мало. А Вы платите по тарифу! Разница в карман.
    2. Водоканал выставил потребление дома 100м3, к примеру, а председатель собрал суммарно 200м3. Вам нужно в Суде, чтобы пред-ль показал сумму по дому выставленных счетов всем собственника — именно выставленных счетов. И сколько было выставлено от Водоканала. Эти суммы за год помесячно. Выплывает часто большая разница!

    К сожалению закона в РФ нет
    ЖК нарушаются по всем направлениям.
    Существует также ПП РФ №491 о порядке содержания и о перерасчёте!
    Также прописано, что при обращении Вас в ЖСК даже устно — данное заявление должно быть зарегистрировано и в течение 2-х дней Вам должны сообщить входящий номер, отреагировать. и пр.
    Где Вы такое видели.

    Сообщение отредактировал zazakon: 08 Декабрь 2008 — 20:55

    Pазъяснения

    Об оплате за ЖКХ без комиссии

    Существуют достаточно серьезные вопросы, волнующие каждого, кто привык считать деньги. Эти вопросы: Должна ли быть гарантирована возможность оплаты за ЖКХ и капитальный ремонт без комиссий? Что делать, если такой возможности нет? И что обо всем этом говорит судебная практика?

    А теперь ответим на них.

    Должна ли быть гарантирована возможность оплаты за ЖКХ и капитальный ремонт без комиссий?

    Согласно требованиям пункта 1 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

    Важно помнить о том, что в данном случае вы являетесь потребителем, а управляющая организация, поставщик коммунальных ресурсов или региональный оператор капитального ремонта это исполнители услуг и работ, поэтому соблюдение требований закона «О защите прав потребителей» является обязательным для всех этих организаций.

    При оплате товаров, работ или услуг, продавец или поставщик не имеет права устанавливать в отношении одного вида услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 4 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

    Другими нормативными актами также определено, что если иное не установлено договором, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты (пункт 65 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

    Читайте так же:  Будет ли индексация донорских льгот

    Исходя из всех этих норм, следует вывод, что банковская комиссия является обязательной только в том случае, если она включена в стоимость услуги или работы договором, на основании которого эти услуги предоставляются или выполняются эти работы.

    При этом. Если речь идет о коммунальных услугах или капитальном ремонте, то здесь размеры тарифов устанавливаются соответствующими органами государственной власти, и ни о какой комиссии, включенной в стоимость услуг договором, говорить нельзя.

    В случае же, если мы говорим о плате за содержание жилого помещения, в которую входят: плата за управление, плата за содержание общего имущества в доме, плата за текущий ремонт общего имущества, то общий размер этой платы и является ценой договора (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). И соответственно, если и могут быть какие-то обязательные комиссии, то они должны быть включены в структуру этой платы только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и не могут быть вынесены в отдельную строку в платежке.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    То есть, отдельная строка в платежке, требующая обязательно оплаты каких-то дополнительных комиссий — незаконна.

    Что делать, если все способы оплаты предполагают какие-то дополнительные комиссии?

    Согласно требованиям статьи 37 «Закона о защите прав потребителей» и статьи 861 Гражданского кодекса РФ, потребители имеют право вносить оплату путем внесения наличных денежных средств непосредственно поставщику услуг. При этом, так как оплата производится непосредственно поставщику, то просить каких-то дополнительных комиссий свыше цены договора он не имеет права.

    [3]

    Суды трактуют эти требования так, что все поставщики услуг, исполнители работ и продавцы, должны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий.

    При этом, если покупателю неизвестен способ оплаты без комиссии, поставщик обязан предоставить информацию о нем потребителю (часть 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей»). Такая информация должна быть предоставлена незамедлительно (часть 1 статьи 495 Гражданского кодекса РФ).

    Соответственно, возможны две проблемы: либо способа оплаты без комиссии нет, либо он есть, но информацию о нем не предоставляют потребителю.

    В обоих случаях необходимо обращаться с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

    Если способа оплаты без комиссии не существует в принципе, или существует формально, но не работает (касса в УК,ТСЖ всегда закрыта) тогда Роспотребнадзор привлекает управляющую организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

    При этом налагается штраф в размере от 15000 до 30000 рублей для должностных лиц, и от 30000 до 50000 рублей для юридических лиц.

    Если же способ оплаты без комиссии существует, однако информацию о нем не предоставляют потребителю, тогда Роспотребнадзор привлекает управляющую организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной «информации».

    В этом случае штраф уже меньше и составляет от 500 до 1000 рублей для должностных лиц, и от 5000 до 10000 рублей для юридических лиц.

    А что обо всем этом говорит судебная практика?

    Если вы посмотрите информацию по делам: А73-13056/2016, А48-4294/2016, А41-12863/2017, А27-27095/2016, А73-450/2017, то там вы увидите решения судов вплоть до Верховного суда РФ, подтверждающие выводы о том, что потребителю должна быть предоставлена возможность оплаты за услуги ЖКХ без дополнительных комиссий.

    Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

    Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

    ТСЖ принимает наличные — нужна ли ККТ?

    Вопрос

    ТСЖ планирует заключать договоры на выполнение работ в соответствии с Уставом с жильцами дома, можем ли мы работать без кассового аппарата, а применять бланки строгой отчетности?

    Ответ

    При получении членских (а также вступительных) взносов от членов ТСЖ ККТ применять не нужно. Некоторые арбитры на местах и сейчас ссылаются на разъяснения ФНС десятилетней давности и отрицают необходимость применения ККТ при получении товариществом платежей от собственников помещений в оплату содержания и ремонта общего имущества, коммунальных услуг.

    Специально для ТСЖ было издано Письмо более 10 лет назад (Письмо ФНС России от 11.05.2005 N 22-3-14/[email protected]), более свежих разъяснений с того времени не появилось. Чиновники привели выдержку из ст. 155 ЖК РФ о том, что члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг. В итоге было сделано два вывода. Во-первых, при внесении в кассу ТСЖ жильцами дома, являющимися членами данного товарищества, взносов, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для товарищества работы и предоставленные услуги применения ККТ не требуется. Во-вторых, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, содержание общего имущества ТСЖ следует квалифицировать как жилищные услуги (код 041105).

    Многие эксперты обратили внимание только на первый вывод, они поспешили приравнять платежи членов ТСЖ к членским взносам и провозгласили отсутствие необходимости применять ККТ. Есть даже примеры из судебной практики, в которых арбитры соглашались с товариществами о неправомерности привлечения их к административной ответственности за неприменение ККТ. Упор делался на два обстоятельства: плательщик — член ТСЖ, услуги плательщику оказывали специализированные организации, а не ТСЖ. Во всех судебных актах есть ссылка на Письмо ФНС России 2005 г. (Постановления ФАС ПО от 29.04.2010 по делу N А12-1326/2010, от 07.09.2007 по делу N А12-7330/07, ФАС СКО от 10.01.2008 N Ф08-8553/2007-3207А, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А12-12515/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу N А32-6681/2014, Решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 по делу N А32-11702/2014, Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2014 по делу N А12-26258/2014).

    [1]

    Когда управляющие организации и ТСЖ должны поставить онлайн-кассу

    Федеральный закон от 22.05.2003 № 337-ФЗ перенёс срок установки онлайн-касс в управляющих организациях и ТСЖ ещё на год – на 1 июля 2019 года.

    О том, почему управляющие организации должны устанавливать онлайн-кассы, можно ли использовать одну кассу для приёма наличных платежей и оплаты через интернет, рассказал Алексей Шильников, директор по развитию «МойДомОнлайн».

    Применение онлайн-касс в УО и ТСЖ

    Должны ли управляющие компании и ТСЖ использовать онлайн-кассы?

    В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    Исключительные случаи предусмотрены ч. 2 ст. 2 № 54-ФЗ, управляющие компании и товарищества собственников жилья к ним не относятся.

    Когда нужно установить онлайн-кассу?

    Федеральный закон от 27.11.20017 № 337-ФЗ перенёс срок установки онлайн-касс на 1 июля 2019 года для организаций, оказывающих услуги населению. Исключение – организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.

    При этом до перехода на онлайн-кассы организация обязана выдавать бланки строгой отчётности при оплате вместо чека.

    Читайте так же:  Выплата донорам костомукша

    Приём платежей через онлайн-кассы

    Онлайн-чеки касаются ведь наличных платежей в офисе, а если кассы нет, то безналичные платежи можно принимать без онлайн-чеков?

    В соответствии с действующими законодательством РФ системы дистанционного банковского обслуживания, через которые переводятся денежные средства в безналичном порядке (то есть онлайн-банк), относятся к электронным средствам платежа. Об этом говорит письмо ЦБ РФ от 06.03.2012 № 08-17/950.

    К электронным средствам платежа, помимо онлайн-банка, относятся платежи с использованием платёжной карты, электронный кошелек, банкомат и платежи с сайтов интернет-ресурсов. Согласно № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации при проведении любых расчётов, в том числе с помощью электронных средств платежа.

    Ещё раз поясню, если организация принимает платежи по договору с банком, либо через терминалы, либо через сайт и мобильное приложение, с 1 июля 2019 года она обязаны выдавать онлайн-чек, а до этого момента – бланк строгой отчётности.

    Можно ли использовать одну онлайн-кассу для приёма наличных платежей и оплаты через интернет?

    Нельзя. Для каждого вида расчётов нужна отдельная онлайн-касса. В заявлении на регистрацию ККТ нужно указать, например, что регистрируемая техника будет применяться только при расчётах с использованием электронных средств платежа в интернете (абз. 12 п. 2 ст. 4.2 № 54-ФЗ).

    То есть для других видов расчётов такая касса не может быть задействована. Это же подтверждает абз. 2 п.1 ст. 4.3 № 54-ФЗ: кассовая техника, используемая для расчётов в интернете с помощью электронных средств платежа, применяется только для такого вида расчётов.

    Если применяется агентская схема (платежи принимаются через ЕРЦ и др.) и агент выдает чек, закрывает ли это потребность в кассе?

    Согласно ч. 9 ст. 2 № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется при расчётах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в случае заключения договора с оператором по приёму платежей, организация освобождается от необходимости использовать ККТ.

    Компания «МойДомОнлайн» предлагает свой сервис по приему платежей через мобильное приложение и сайт по агентской схеме работы.

    1. УК и ТСЖ должны использовать онлайн-кассу при приёме платежей.
    2. Дату перехода на онлайн-кассу для компаний, предоставляющих услуги населению, перенесли на 1 июля 2019 года. При этом до 1 июля 2019 года требуется выдавать бланки строгой отчётности при приёме платежей.
    3. При приёме платежей через банк, сайт, мобильное приложение и другим электронным способом нужен чек.
    4. Для приёма оплаты наличными в офисе УО и безналичными через интернет понадобится два разных кассовых аппарата.
    5. Приём платежей через агентскую схему (ЕРЦ и др.) не требует применять кассу-онлайн.

    Алексей Шильников, директор по развитию «МойДомОнлайн».

    Расчеты наличными в ТСЖ

    О.М. КАБАНОВ

    Кабанов О.М., заместитель генерального директора ЗАО «Финансовые консультации, аудит» по правовым вопросам.

    Расчеты наличными деньгами в товариществах собственников жилья неизбежны. Практически каждый день принимаются платежи, членские взносы, выдается зарплата, оплачиваются работы, услуги, материалы. В связи с появлением крупных товариществ, удорожанием коммунальных услуг и ростом затрат на содержание кондоминиума растут и наличные расчеты, осуществляемые через кассы товариществ.

    Недооценивать риски, возникающие при работе с большими суммами наличных денег, могут только отчаянные или недальновидные люди. Простой расчет показывает, что в товариществе собственников жилья с количеством 100 членов и ежемесячной платой 4000 рублей при расчетах наличными каждый месяц с 1 по 10 число проходит 400000 рублей. При этом, как правило, основные расчеты приходятся на 3 — 4 дня. Это означает, что суммы операций с наличностью в пиковые дни превышает 100000 рублей. Это, не считая арендных платежей, платы за оказанные сторонним организациям услуги и за другие поступления.

    Кто платит товариществу собственников жилья (далее — ТСЖ) наличными? В первую очередь — члены, во вторую — юридические лица — контрагенты по сделкам, сумма которых не превышает 60 тыс. рублей.

    Поступление денежных средств от членов ТСЖ в зависимости от выбранного режима оформляется или как внесение членских взносов, или как сбор денег для оплаты коммунальных платежей.

    [2]

    При приеме членских взносов наличными деньгами, согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России N 40 от 22 сентября 1993 г., оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. В случае получения членских взносов, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется .

    Разъяснения в отношении оформления операций по внесению членских взносов в гаражно-стояночных кооперативах приведены письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 29-12/40633. В частности говорится, что уплата вступительных и ежемесячных взносов, уплачиваемых членами кооператива, не является операцией по реализации товара (работ, услуг) и, следовательно, не подпадает под действие ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Указанные расчеты оформляются составлением приходных кассовых ордеров. Для ТСЖ применяется по аналогии.

    Вместе с тем, надо иметь в виду, что у юридических лиц — плательщиков членских взносов к зачету могут быть приняты только наличные расходы, подтверждаемые кассовым чеком или его оттиском на корешке квитанции приходного кассового ордера.

    Иная ситуация при сборе наличных денег от членов ТСЖ для оплаты коммунальных услуг и иных расходов, связанных с содержанием кондоминиума, за исключением ремонта. При приеме наличных в этом случае оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру с чеком контрольно-кассовой машины. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира. Оба документа подписываются главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя ТСЖ. Так как сбор денег для централизованной оплаты коммунальных расходов не является членскими взносами, то прием денег должен оформляться с применением контрольно-кассовой техники. В этом случае одновременно с приходно-кассовым ордером выдается чек.

    Для приема наличных денег в оплату ремонта жилищного фонда на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35 и подпункта 9 пункта 1 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н оформляются три экземпляра квитанции БО-4, заверенные печатью (штампом) кассира, а также два экземпляра договора об оказании услуг, указанных в кодах 016100 — 016300 Общероссийского классификатора услуг населению .

    Согласно письму Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 до утверждения новых бланков строгой отчетности разрешается применять прежние формы. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждение новых бланков строгой отчетности должно быть завершено до 1 января 2007 г. Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16, санкции за использование бланков, принятых Минфином, не применяются.

    От внешних контрагентов — юридических лиц в наличной форме могут поступать арендные платежи, плата за работы, услуги, проданные материалы и т.п. При оплате наличными должны оформляться приходно-кассовый ордер и чек.

    Собранные наличные деньги сдаются в банк в порядке, установленном Центральным Банком России.

    Наличные валютные операции в ТСЖ могут возникать, когда принадлежащее ему недвижимое имущество арендуется нерезидентом или отчуждается ему, а также в случае импортирования материалов и оборудования. Возможны валютные займы под залог недвижимости ТСЖ и другие экзотические операции. Но за редким исключением такие операции совершаются в безналичном порядке или в рублях. Поэтому рассматривать их в рамках данной статьи не имеет смысла.

    Читайте так же:  Взять сертификат вместо земли многодетным

    Кто может получать наличные деньги от ТСЖ? Во-первых, наемный персонал в виде вознаграждения за выполненные работы (услуги) и прочие выплаты в их пользу. Во-вторых, контрагенты — физические лица за выполненные разовые работы (ремонтные, строительно-монтажные работы). В-третьих, контрагенты — юридические лица за материалы, услуги, работы стоимостью до 60 тыс. рублей. Денежные средства выдаются через кассу. В обмен ТСЖ получает документы, подтверждающие выполнение работ, услуг, поступление ценностей и чек контрольно-кассового аппарата. При отсутствии чека правомерность затрат ТСЖ может быть поставлена под сомнение.

    При работе с наличностью необходимо учитывать следующие ограничения по размеру сумм. С юридическими лицами — сумма одной сделки не должна превышать 60 тысяч рублей . С физическими лицами — сумма не ограничена.

    Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 60 тысяч рублей.

    Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

    Подводя промежуточный итог, можно сказать, что при наличии в ТСЖ контрольно-кассовой техники гораздо проще выбить чек при любой операции при приеме наличных, чем долго, и, возможно, в суде объяснять, какой платеж безусловно является членским взносом, а какой — с определенной долей вероятности. Иначе обстоит дело при отсутствии такой техники. Выход один — все операции по приему наличных денег должны отвечать требованиям, предъявляемым к внесению членских взносов.

    При небрежном оформлении степень риска определяется в соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц это 30 — 40 минимальных размеров оплаты труда, для юридических — 300 — 400 . При этом необходимо учитывать, что цена контрольно-кассовой техники составляет не более 3 тысяч рублей.

    В соответствии со статьей 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда для исчисления штрафов составляет 100 рублей.

    Общие требования к организации наличных расчетов в ТСЖ такие же, как и ко всем юридическим лицам. Требования к оформлению операций по кассе ТСЖ установлены в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее — Порядок). Порядок работы с наличными деньгами в организациях установлен Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее — Правила). Пунктом 21 Порядка установлено, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи. При этом регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

    В соответствии с пунктами 3 и 29 Порядка руководители ТСЖ обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут полную материальную ответственность. При этом кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

    Оборудование помещения кассы, отвечающей всем требованиям безопасности, дело не дешевое. Запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, исключает вариант, когда несколько близко расположенных ТСЖ оборудуют и используют одну кассу.

    Хранение в кассе ТСЖ наличных денег допускается в пределах лимита кассы, который каждый год устанавливается банком, в котором у организации открыт счет. Установленный лимит может быть превышен в течение трех дней только за счет денег, предназначенных для выплаты зарплаты и пособий работникам.

    Суммы, превышающие лимит кассы ТСЖ, ежедневно сдаются в банк кассиром ТСЖ в кассу банка или инкассаторам. Передача наличных денег инкассаторам оформляется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ». Как правило, большинству членов ТСЖ удобно платить взносы и иные платежи после работы. Для ТСЖ это вызывает необходимость сдачи денег в вечерние кассы. Это дополнительные расходы и дополнительные меры по предотвращению разных видов риска. Крупные ТСЖ в периоды получения больших сумм вынуждены привлекать инкассаторов.

    Работать или не работать с инкассаторами, как правило, решает правление. Затраты на инкассацию должны быть предусмотрены в смете доходов и расходов, которая утверждается общим собранием членов ТСЖ. В случае принятия положительного решения заключается договор с банком, где открыт счет, или с организацией, оказывающей такие услуги.

    Учитывая сложности, возникающие при работе с наличными денежными суммами в ТСЖ, есть смысл использовать все доступные варианты уменьшения таких сумм. Как показывает практика, самыми распространенными являются следующие:

    • выставление членам ТСЖ и другим плательщикам счетов для совершения платежей через расчетный счет ТСЖ в банке;
    • принятие платежей в дни выдачи заработной платы и проведения других наличных расчетов.

    Перечисление денежных средств на счет ТСЖ внутри одного и того же банка производится практически бесплатно. При перечислении из других банков взимается комиссия от 0,1 до 1,2 процента перечисляемой суммы. Примерно такая же стоимость оплаты с банковской карточки.

    Наиболее дешевый способ — принимать платежи наличными в дни плановых наличных расходов. При этом не должно быть ограничений по назначению использования наличных денежных средств, находящихся в кассе.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подводя итоги, можно сказать, что наличные расчеты в ТСЖ всегда были и будут. Но при разумном планировании операций риски, связанные с проведением и оформлением наличных расчетов, сводятся к минимуму.

    Источники


    1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

    2. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

    3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
    4. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
    5. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
    Может ли жск принимать квартплату наличными
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here