Направления реформирования системы образования

Советы опытных юристов по теме: "Направления реформирования системы образования". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Основные направления реформирования российского образования

В статье проводится анализ нормативно-правового обеспечения реформирования системы отечественного образования. Обосновываются факторы, детерминирующие кардинальные перемены в образовательной сфере. Дается сравнительных анализ государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений. Раскрываются проблемы и эволюция разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

Концепция современного социально-экономического развития России основана на ведущей роли научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства. В современных условиях в целях повышения потенциала устойчивого развития российской экономики следует сочетать использование имеющихся конкурентных преимуществ с достижением новых, базирующихся на творческой активности человеческих ресурсов и капитала интеллектуального труда. Основополагающая роль в решении данной задачи отводится системе профессионального образования, как поставщику кадров, которые должны обладать комплексом компетенций, соответствующих спектру и уровню задач новой экономики.

В связи с этим в системе отечественного профессионального образования в последние годы происходят кардинальные перемены, связанные с поиском нового более эффективного формата взаимоотношений между бизнесом, государством и системой образования, способного наладить конструктивный диалог в сфере решения кадровой проблемы, остро стоящей в условиях перехода экономики на инновационный путь развития. Следствием этого являются значимые трансформации контента образовательных программ, методологических подходов к образовательным процессам, парадигмы управления в сфере образования.

Современные требования рынка к высокому уровню квалификации специалистов обусловили переход системы профессионального образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Признано, что существующая система образования не готова в полной мере решать стоящие перед обществом и государством социально-экономические задачи. Федеральные государственные стандарты являются результатом развития начинающейся в 90-е гг. методологии государственной стандартизации образования, реализовавшейся в стандартах первого и второго поколения. Одновременно с этим они являются следствием новой концепции, призывающей обновлять и диверсифицировать содержание образовательного процесса в соответствии с направлениями и профилями подготовки [1].

Позитивным моментом стандартов второго поколения является расширение академической свободы вузов в разработке образовательных программ (с 10% в 1988 г. до 30 40% в 2000 г.). Но вместе с тем они не изменили кардинальным образом методологию проектирования контента образования, так как сохранили направленность на информа- ционно-знаниевую модель. Поскольку разработка и реализация стандартов второго поколения не учитывала мнение профессионального сообщества, это обстоятельство стало главным фактором разработки стандартов третьего поколения (ФГОС-3).

Глобализация современного мира требует повышения уровня образования до мировых стандартов на основе обеспечения международной сопоставимости образовательных программ и образовательных результатов, интеграции российских образовательных организаций в международные профессиональные сети и повышения академической мобильности. Разработка проектов ФГОС-3 проводилась с учетом как положительного опыта создания и реализации предыдущих образовательных стандартов, так и с учетом требований, продекларированных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию: реализация соответствующих времени образовательных стандартов, соответствие содержания образования высочайшим мировым стандартам с учетом накопленных отечественных преимуществ, формирование конкурентоспособной системы образования на основе пересмотра содержания основных профессиональных образовательных программ совместно с представителями бизнеса и социальных сфер, создание системы независимой оценки качества образования на основе объективного независимого внешнего оценивания качества осваиваемых знаний.

Нормативно-правовая база перехода к реализации ФГОС-3 включает более десяти федеральных законов, более десяти постановлений Правительства РФ и 20 приказов Минобрнауки России. Новое законодательство установило современную концепцию оценки качества образования, включая введение ЕГЭ, и осуществления государственных надзорных функций в сфере реализации ФГОС, новые механизмы взаимодействия системы высшего и среднего профессионального образования с профессиональными сообществами и объединениями работодателей, современные механизмы интеграции образовательных и научных организаций, упрощение процедур лицензирования и аккредитации в условиях перехода образовательных организаций на ФГОС-3. Новацией в технологии разработки и подготовки к внедрению ФГОС-3 стало согласование их проектов с Роспотребнадзором, утверждение приказами Минобрнауки России и их регистрация в Минюсте России. Данные меры следует расценивать как дополнительный уровень правовой защиты для образовательных организаций, вследствие проведения дополнительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, особенно необходимой в случаях, когда некоторое общественное явление подвергается реформированию.

С целью сопоставимости образовательных результатов впервые в макет ФГОС-3 была введена система зачетных единиц для расчета трудоемкости отдельных компонентов и в целом основной образовательной программы. Российская система зачетных единиц, по замыслу авторов, должна быть аналогичной по основным параметрам европейской системе ECTS, что приведет к унификации формы приложения к российскому диплому о высшем образовании, соответствующей европейскому типу Diploma Supplement. В целом это обеспечит не только академическую мобильность студентов, но и делает возможным их трудоустройство за рубежом после завершения обучения.

В процессе разработки проектов ФГОС-3 возникал ряд проблем. Требовалось для всех уровней и видов образования — общего, профессионального, послевузовского и дополнительного — создание единого Общероссийского классификатора образовательных программ. Этот вопрос неоднократно включался в повестку заседаний государственнообщественных объединений системы профессионального образования, Национального агентства развития квалификаций. Концепция формирования классификатора получила одобрение на заседании Совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования Минобрнауки России 2 апреля 2007 г. К сожалению, работа над классификатором в настоящее время приостановлена [2].

Другая проблема заключается в отсутствии Квалификационных требований (профессиональных стандартов) в сфере профессиональной деятельности по ряду направлений подготовки. Профессиональные стандарты должны указывать должности, содержание профессиональных компетенций, минимальные требования к уровням образования и стажу работы, корреспондирующие с установленными квалификационными уровнями. Это в полной мере относится и к юридическому образованию, хотя в Национальном реестре профессиональных стандартов, размещенном на сайте Национального агентства развития квалификаций, такой стандарт отсутствует. Также отсутствует утвержденная Национальная рамка квалификаций, в то время как в мировой практике данный документ институционализирует процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Следует отметить, что в условиях повышенных требований к соответствию профессиональной подготовки выпускников требованиям профессионального сообщества и рынка туда возрастает актуальность разработки базовых документов сопряжения интересов образовательной и профессиональной среды — профессиональных стандартов.

О необходимости создания национальной системы компетенций по различным профессиям государство декларирует неоднократно. Важным представляется рассмотреть эволюцию решения данной задачи.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 установлены Правила создания и процедура утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с которыми выстраивалась соответствующая работа Минобрнауки России.

Читайте так же:  Бланк уведомления внж о расторжении

Вопросы планирования перехода на ФГОС-3 неоднократно становились центром дискуссий коллегии Федерального агентства по образованию, в результате был разработан комплексный план мероприятий по переходу на систему уровней высшего профессионального образования подведомственных Минобрнауки России высших учебных заведений на период 2010-2011 гг. Реализация плана предусматривала ряд направлений:

  • 1) координирование учебно-методическими объединениями вузов разработки основных образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования;
  • 2) организационно-методическое сопровождение перехода к уров- невому образованию и организации повышения квалификации ППС;
  • 3) мониторинг перехода вузов на систему уровней высшего профессионального образования;
  • 4) формирование предложений по совершенствованию и объективизации нормативов финансирования подведомственных вузов, учитывающих уровни реализуемых основных образовательных программ;
  • 5) распределение государственного задания на подготовку специалистов по уровням высшего профессионального образования;
  • 6) организация информационных совещаний и обучающих семинаров для руководства вузов и ППС;
  • 7) информационно-аналитическая поддержка реализации уров- невой системы образования;
  • 8) внедрение инновационных образовательных технологий, направленных на гармоничное личностное развитие обучающихся и подготовку востребованных рынком труда специалистов. Нормативноправовую и учебно-методическую базу вузов для перехода на ФГОС планировалось подготовить к 31 мая 2011г., которая к настоящему времени так и не сформирована в полном объеме [4].

Президент РФ подписал указ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором постановляет Правительству РФ решение ряда задач в области разработки профессиональных стандартов.

Согласно Плану разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012 № 2204-р) предполагалось разработать не менее 400 профессиональных стандартов — в 2013 г. и не менее 400 — в 2014 г.

В 2014 году создается Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для решения основных задач: разработки предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров; координации деятельности всех заинтересованных сторон по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций; проведения экспертизы различных правовых актов, в том числе ФГОС и профессиональных стандартов. Реализация данных задач будет осуществляться через формирование отраслевых советов развития квалификаций, разработку профессиональных стандартов и их применение в системе профессионального образования и обучения, независимую оценку квалификации работников и поддержку лучших практик развития квалификаций.

Подобные меры государства заслуживают позитивной оценки. Но, к сожалению, поставленная задача в запланированные сроки не решена. Об этом заявил А. Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, 15 мая 2014 года на первом заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям: «Несмотря на некоторые позитивные результаты, говорить о сбалансированном приближении к намеченной цели пока преждевременно. Профессиональные сообщества, которым по замыслу отводилась ключевая роль, у нас пока не стали лидерами в этой работе, отраслевые советы развития квалификаций не сформированы. Эту ситуацию надо исправлять» [5].

Рассматривая проблему реализации ФГОС-3 и разработки соответствующего учебно-методического сопровождения, следует отметить большой объем работы, проделанной образовательными организациями в части принятия положений, регламентирующих переход на уровневое образование, разработку рабочих учебных планов и программ в составе основных профессиональных образовательных программ, реализацию индивидуально-ориентированного образовательного процесса и модульного обучения [3].

Среди проблем в условиях реализации ФГОС-3 и перехода на ФГОС-3+ следует назвать основные.

  • 1. На федеральном уровне — незавершенность формирования нормативно-правовой базы для реализации ФГОС-3 и перехода на ФГОС-3+, на уровне вузов — незавершенность формирования учебнометодической базы.
  • 2. В отношении академических свобод — ФГОС-3 дают вузам значительную свободу в принятии решений по формированию портфеля образовательных программ и их реализации, и одновременно с этим значительно возрастает ответственность вузов за качество подготовки специалистов и его соответствие требованиям профессионального сообщества.
  • 3. Далека от совершенства информационная система сбора и обработки данных о реализации ФГОС-3, вызывающая огромный объем отчетной информации, дублирующей запросы разных ведомств.
  • 4. Возрастание требований к структуре состава научнопедагогических работников и к структуре факультета. Так, для реализации направления бакалаврита по юриспруденции требуется не менее 60%, а для уровня магистратуры — не менее 80% преподавателей, имеющих ученую степень/звание (по юриспруденции). Также ужесточаются требования по количеству штатных преподавателей.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база для реализации ФГОС-3 в целом создана. Вместе с тем Минобрнауки России предстоит значительная работа как по восполнению пробелов нормативно-правового обеспечения, так и по их совершенствованию в условиях перехода образовательных организаций на реализацию ФГОС-3+, а также формирования нового мышления всех участников образовательного процесса в идеологии федеральных государственных образовательных стандартов.

Необходимость реформирования образования

В России проходит масштабная реформа социальной сферы, направленная на ее перевод на рыночные механизмы регулирования. Сторонники реформы полагают, что данные шаги позволят повысить эффективность функционирования социальных отраслей. Реформа неизбежно затрагивает и сферу образования.

Современное состояние российской экономики обуславливает необходимость структурной перестройки производственной сферы, что неизбежно находит отражение в стратегии образования. Образование РФ уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов прошлого века. Начало таким реформам положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования, в числе которых: демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования и др. Произошли также качественные, функциональные и структурные изменения в российской системе образования. Изменился характер взаимоотношений системы образования с государством, значительные изменения связаны с влиянием рыночных отношений (коммерциализация образования). Однако российское образование серьезно отстает от современных требований, поэтому и необходима его глубокая модернизация.

Необходимо отметить, что содержательные принципы реформирования системы образовании нашли свое воплощение как в работе значительной части государственных образовательных учреждений, так и в деятельности негосударственных школ, возникших в ходе реформ. Особую роль в реализации этих принципов играют так называемые «авторские», «инновационные» школы, лицеи, гимназии, школы-лаборатории и т.д. В России в последнее время происходит интенсивный переход от унифицированного образования к вариативному обучению, развиваются и распространяются инновационные и авторские программы обучения при одновременном сохранении всего лучшего из ранее накопленного опыта.

Читайте так же:  Что значит жилье по социальному найму

Процесс глобализации, связанный с расширением и углублением социальных связей и институтов во времени и в пространстве, однозначно проецируется и на образовательную сферу, в результате начинает складываться новый образ российского образования.

Ни один из пройденных этапов реформирования российского образования не достиг тех результатов, на которые рассчитывало государство. Анализируя состояние современной образовательной сферы в России, специалисты отмечают снижение качества образования, недостаточный уровень внедрения инновационных программ в образовательный процесс и подчеркивают необходимость проведения реформы в оплате труда работников образования и создания стимулов для повышения качества образования.

В условиях рыночной экономики необходимо преобразование бюджетных учреждений образования в самостоятельных производителей услуг. Для этого необходимо предоставить учебным учреждениям большую хозяйственную самостоятельность, а со стороны государства проводить лишь мониторинг параметров образовательных услуг и контроль за их соответствием государственным стандартам.

В 2007 году в Российской Федерации введен в действие приоритетный национальный проект «Образование», основной целью которого является предоставление всем учащимся независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. Данный проект, безусловно, один из самых наглядных примеров зарождающегося в нашей стране стратегического планирования. Реализация его представляет собой обеспечение целой системы мер, действий и решений на разных уровнях, а финансирование — инструмент решения поставленных задач (но не само решение). Национальный проект «Образование» направлен на стимулирование необходимых изменений в сфере образования и создание условий, требуемых для реализации этих изменений. Насколько действенно, результативно и грамотно будут происходить данные изменения, зависит не от государственной поддержки, а от того, как такой предоставленной поддержкой воспользуются участники образовательных проектов.

Однако, национальный проект «Образование» не решит всех проблем. На наш взгляд в данный момент, переход системы образования на новый качественный уровень сдерживается наличием в данной сфере таких проблем, как:

  • — недостаточное государственное финансирование образования;
  • — не всегда эффективное использование выделяемых бюджетных средств вследствие несовершенства сложившегося организационно-экономического механизма финансирования деятельности системы образования.

Необходимы изменения в государственной политике в области образования, одним из основных вопросов которой является его организационно-экономический механизм финансирования. В условиях действующей системы бюджетного финансирования решить существующие проблемы эффективного использования средств достаточно сложно.

По оценкам многих специалистов сегодня недостаточно разработана современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования. образование политика государство инновация

У образовательных учреждений имеется также много проблем и из-за налогообложения. С введением новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения утратили налоговые льготы и обязаны платить налоги.

В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальное решение проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога.

Модернизация образования в области эффективных экономических отношений предполагает: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений), что позволит учебным заведениям адекватно выполнять свою образовательную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал.

В процессе модернизации нужно повысить эффективность управления в сфере образования на любом уровне, в частности совершенствуя систему управления учебным заведением, внедряя модели, которые изменяют организационно-правовые формы деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательного учреждения; усилить их ответственность за конечные результаты деятельности; повысить результативность и прозрачность финансирования сферы образования. Однако стоит помнить, что новые организационно-экономические структуры управления без научно обоснованного подкрепления могут нанести ущерб. И потому такое управление должно быть построено на вполне определенных условиях, при которых управление производством образовательных услуг будет эффективным.

Несмотря на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет свои отличительные черты. Образование не может следовать только логике рыночной экономики, так как первостепенное значение образования заключается в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования требуют обязательного вмешательства государства. Регулирование образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом государства.

[3]

Основные направления преобразования системы образования.

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы.

А. Необходимость обновления содержания образования.

Существуют по крайней мере четыре противоречия, обусловливающие необходимость обновления содержания образования:

• между изменившимися целями образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

• между изменениями в организации образования (массовое обучение в режиме пятидневной учебной недели, появление новых видов образовательных учреждений, появление различных форм и систем аттестации) и сложившимся содержанием образования;

• между меняющимся познавательными возможностями детей и содержанием общего образования;

• между возможностями, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Сложившееся ныне содержание общего образования все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Системное реформирование содержания общего среднего обра-зования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления со- держания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании об-разования.

Б. Позитивные тенденции в развитии содержания образования Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего не- обходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования, которые уже сложились в условиях ее реформирования.

К этим тенденциям можно отнести:

• формирование идеологии развития в единстве общества, образования и лич-ности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

• переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосыл-ки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разно- образных образовательных учреждений; • повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся; • расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения для развития системы образования;

[1]

• переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универ- сальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

• переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных технологий;

• использование возможностей общего образования для формирования право- вой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Читайте так же:  Сроки отмены судебного приказа мирового судьи

• развитие ориентации на более полное использование образовательных воз-можностей социокультурной среды;

• привлечение в школу новых педагогических кадров — специалистов высших учебных заведений, деятелей науки и культуры; • уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.

С. Цели и задачи обновления содержания образования

Основная управленческая идея реформирования содержания общего среднего образования состоит в том, что, изменив идеологию построения базисного учебно-го плана и образовательного стандарта, возможно определить направление ре- формы содержания образования, стимулировать систему к саморазвитию, что долж- но придать социокультурную направленность и качество всей реформе в целом. Социальные цели: обновление содержания образования должно способство-вать решению важнейших проблем российского общества: преодолению отставания России в ключевых областях экономики, созданию условий для развития духовной культуры общества; обеспечению социальной мобильности личности; преодолению тенденции закрепления социальной стратификации общества на основе предостав- ления равных стартовых возможностей и равных шансов на успех всем детям.

Педагогические цели: обновление содержания образования может дать ожи-даемые социально-педагогические эффекты, если будет обеспечено соответствие со- держания образования возможностям личности. Оно должно создать предпосылки для достижения каждым обучаемым уровня образованности, соответствующего его лич-ностному потенциалу, интересам и потребностям и обеспечивающего возможность продолжения образования.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 278 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Направления реформирования системы образования

Гришан И.А., Чеботарева И.Г.

Национальный технический университет

“Киевский политехнический институт”

Стратегические направления реформирования системы образования

I

. Социально-психологические и организационно-педагогические аспекты реформирования системы образования.

1. Роль социально-психологических факторов в системе образования.

Важнейшей социально-психологической стороной образовательного процесса есть взаимодействие преподавателя и студента. Применяя классические определения менеджмента, можно говорить о реализации властных отношений между руководителем и подчиненным через стиль руководства. В непрерывном процессе управления качеством обучения оценка образовательных услуг выполняет функцию входного контроля и поэтому требует разработки методологической базы, опирающейся на исследуемые социально-психологические факторы.

2. Диссеминация международного опыта

Прогрессивным направлением в профессиональной подготовке специалистов в университете является широкое использование проблемно-ориентированного обучения ( Problem – Based Learning – PBL ). Обучение осуществляется преимущественно в малых группах. В основу занятия закладывается типовая проблема из реальной практики. Эффект определяется увеличением индивидуальной нагрузки студента в процессе применения PBL . Использование PBL меняет и роль преподавателя. Приоритетным в системе обеспечения качества является совершенствование образовательного процесса, основанием к его улучшению – оценка качества преподавателями, студентами, работодателями, всеми заинтересованными сторонами.

3 . Формирование общекультурной компетенции будущего специалиста.

Образование является важнейшим фактором, определяющим степень благосостояния нации, формирования нового качества всего общества.

Во все времена образованию отводилась важнейшая роль в сохранении культуры нации. В эпоху социально-экономического кризиса, приоритет был изменен. Высшая школа работала над созданием специалиста, обладающего определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками. Общая культура выпускника оставалась за рамками компетенции преподавателя. В настоящее время приходит понимание того, что без сохранения общей духовности и культуры нации финансовые выгоды не имеют смысла.

Высшая школа передает не только определенную сумму знаний и элементов культуры, она создает культуру и ее творца, человека культуры с творческим мышлением, способностями к абстрагированию и с интеллектуальным потенциалом, соответствующим требованиям современного общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

4 . Творческая деятельность преподавателя

Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей в части творчества во время проведения занятий.

Часто под учебными задачами понимаются упражнения, назначение которых – простое ознакомление с предметом или явлением, а также формирование учебных умений решать типовые задачи. Однако следует иметь в виду, что развития сложных видов деятельности, требующих мыслительных процессов высокого уровня, при этом не происходит, в то время как необходимость формирования гибкого мышления очевидна для развития интеллекта, творчества.

5 . Психолого-педагогический компонент обучения иностранному языку.

Обращение к иностранному языку в общеобразовательной сфере продиктовано как 1) положительными, так и 2) отрицательными моментами. К первым необходимо отнести временное пространство современности, когда иностранный язык становится средством межличностного взаимодействия, познания новых культур, углубления специальных знаний и профессиональной компетенции пользователя.

При дополнительной языковой нагрузке студент получает не только массу новых сведений, но и имеет возможность оптимальной тренировки навыков и умений говорения на иностранном языке. Этому способствуют разнообразные приемы и методы преподавателя, который не ограничен в выборе действий. Достаточно плодотворным видится использование возможностей факультативных занятий и дополнительного образования для заинтересованных слушателей. Указанные факторы в целом становятся тем количественным показателем, который трансформируется в качественный.

6. Качественный компонент обучения иностранному языку.

Перемены, происходящие в системе образования, коснулись и сферы обучения иностранным языкам. Анализ процесса обучения иностранному языку в вузе подтверждает вывод Р.М. Фрумкиной: “ почти все, кто изучает иностранный язык в высшем учебном заведении, совершают одну и ту же ошибку — пытаются читать и переводить текст линейно, слева направо ” . Для “ дешифровки ” иностранного текста следует использовать определенную стратегию. Прежде всего необходимо найти главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Только после этого, проанализировав грамматические формы и значения остальных слов, можно понять содержание текста как целого, “ прошитого ” разнообразными связями между составляющими его элементами.

І I . Методики и технологии обеспечения реформирования системы образования

1. Использование компьютерных технологий

Обеспечение глубины освоения теоретического материала по использованию информационных технологий и внедрение принципа индивидуализации процесса обучения достигается, прежде всего, во время проведения лабораторных работ на ПЭВМ, самостоятельной работы студентов, а также в процессе работы над курсовыми и дипломными проектами. Отдельно следует назвать такую возможность, как использование готовых видеоматериалов на лекциях и разработка авторских видеолекций на основе использования Microsoft PowerPoint , Acrobat Reader или аналогичных программных инструментов.

2. Информационные образовательные технологии

Основное противоречие современной системы высшего образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом . Под новыми информационными технологиями

понимают совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение текстовой, графической, ауди о- и видеоинформации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности в практической деятельности.

Читайте так же:  Важно ли быть генеральным директором

3. Модульная программа обучения английскому языку .

Обращается внимание на следующие особенности модульного обучения: 1) разбивка специальности на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение; 2) максимальная индивидуализация продвижения в учебе. Модуль – это часть содержания обучения, его простая, автономная, независимая, стандартизированная, концептуальная единица.

Модуль содержит учебную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, а вторая – профессиональные навыки и умения на основе приобретенных знаний. Соотношение этих двух частей модуля должно быть оптимальным и, конечно же, требует высокого профессионализма и педагогического мастерства преподавателя

4. Особенности тестирования в процессе обучения иностранному языку.

Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности. В обучении иностранному языку в контексте требований современной методики на передний план выступает обучающее тестирование, т.е. тестирование с последующим анализом всех выполненных заданий и тренировочных упражнений. В основу таких тестов закладывается принцип “ от простого к сложному ” . Каждый тест должен относиться к одному из разделов грамматики и начинаться с простых упражнений с постепенным переходом к более сложным заданиям. Контроль – неотъемлемая часть обучения иностранному языку .

Направления реформирования системы высшего образования в республике Беларусь

Высшее образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

Высшее образование подразделяется на две ступени.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования являются студенты, курсанты, слушатели, законные представители несовершеннолетних студентов, курсантов, педагогические работники, в том числе профессорско-преподавательский состав.

Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в. университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования.

Высшее образование в РБ может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числе дистанционной) формах. Очная форма получения высшего образования предусматривает постоянное личное участие обучающихся в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебного заведения. Заочная форма предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, лично участвующих только в ограниченном числе учебных мероприятий, а также в аттестационных мероприятиях, организуемых учебным заведением.

Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

Срок отработки по распределению для студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

Срок отработки по распределению для студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года. Система высшего образования в РБ включает:

— высшие учебные заведения и другие организации, обеспечивающие функционирование и развитие системы высшего образования;

— республиканские органы гос. управления и местные исполнительные и распорядительные органы, иные гос. органы и другие организации, в подчинении которых находятся высшие уч. заведения, в пределах их полномочий в сфере высшего образования;

— участников образовательного процесса;

образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:

a. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

b. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;

c. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс ВУЗов:

[2]

создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

1. Структурно-организационные изменениянаправлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:

а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.

Изменение структуры и содержания высшего образования

Реформы в системе образования РК. Современная модель образования (1991 – 2017)

Система образования в Казахстане в 90-е годы прошлого века развивалась в условиях устаревшей методологической базы. Исследования, проведенные тогда ЮНЕСКО, показали устойчивую тенденцию к снижению качества обучения в стране. Система образования в Республике Казахстан не была ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и формирование у них четких планов на будущее. В результате лишь 30 % выпускников осознанно выбирали дальнейшую профессию. Отсутствие дошкольного образования негативно отразилось на подготовленности детей к обучению.

С началом экономического развития страны правительство республики обратило внимание и на уровень образования. Чтобы улучшить его качество и привести в соответствие потребностям государства и международным стандартам, были начаты реформы.

Читайте так же:  Штраф за парковку под знак инвалида

С 1999 года согласно закону об образовании был осуществлен переход на новую систему обучения, соответствующую международной стандартной классификации, рекомендованной ЮНЕСКО. Для соблюдения принципа непрерывности и преемственности были введены четыре уровня обучения:

Дошкольное

Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Государственные и частные инвестиции в реформирование подготовительногообучения привели к стремительному росту количества дошкольных учреждений.

Поменялся и подход к воспитанию подрастающего поколения. Произошло осознание того, что детство — это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап становления человека. На первое место в системе дошкольного образования Казахстана теперь выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности.

Новый взгляд соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это сохраняет интерес детей к получению новых знаний. Современный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан основан на идее перерастания игры из развлечения в творчество. В игре же формируются и модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

Школьное

На данный момент одиннадцатилетняя система школьного образования в Казахстане подразделяется на 3 этапа:

  • начальный (1-4 классы);
  • основной (5-9 классы);
  • старший (10-11 классы).

Чтобы перераспределить нагрузку на детей и повысить эффективность школьного образования, к 2020 году планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран. Также намечено введение 12-балльной системы оценивания знаний.

Основная трудность перехода на современную эффективную систему школьного образования заключается в недостаточном финансировании учреждений и неподготовленности преподавательского состава к переменам.

Однако позитивные изменения в системе образования Казахстана все-таки есть. С пятого класса вводятся в программу обучения начальные знания по химии, биологии и физике. У старшеклассников появится возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Высшее

Из всех стран СНГ Казахстан провел наиболее радикальные реформы в системе высшего образования. В 2007 году была закреплена следующая структура:

  • Высшее базовое обучение. Длится четыре года, по окончании студенту присваивается степень бакалавра.
  • Высшее специальное образование. Возможно только на основе базового. После двух лет обучения выдается диплом магистра.
  • Докторантура. По окончании трехлетнего курса присваивается степень доктора наук.

Бакалавриат нацелен на глубокое освоение будущей профессии, а обучение в магистратуре более узконаправленно. Переход на следующий курс возможен только при условии успешного окончания предыдущего.

Студенты имеют возможность закончить бакалавриат по одной специальности, а степень магистра получить по другой, что снижает временные и финансовые затраты на приобретение второго вузовского образования.

В структуре высшего образования Республики Казахстан преобладают частные вузы, но больше половины студентов учится в государственных учреждениях.

В Казахстане существуют следующие формы вузовского обучения:

  • Очная. Самая популярная, предписывает обязательное присутствие студента на лекциях и семинарах.
  • Заочная. Студент два раза в год посещает интенсивные занятия — так называемые установочные сессии длительностью один месяц, по окончании которых сдаются экзамены.
  • Дистанционное обучение. Занятия организованы через Интернет: в Сети выложен весь необходимый материал, задания для самостоятельного изучения, проводятся онлайн-консультации. Дипломные работы студенты защищают в стенах вуза.

Высшее образование в Республике Казахстан непрерывно совершенствуется, что способствует постоянному повышению уровня подготовки молодых специалистов.

Программа Казахстан-2020

Сегодня в век информатизации современную жизнь невозможно представить без информационных технологий. В результате стремительного развития информационной революции информация стала самым главным ресурсом государственного управления. Возник даже новый термин – информационное государство. Указом Президента РК в 2013 году 8 января была утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020». В этой статье мы попытаемся подробнее выяснить его основные задачи и направления. Основная цель программы «Информационный Казахстан—2020» — создание условий, обеспечивающих переход Казахстана к информационному обществу. Основные задачи — обеспечение эффективности системы государственного управления, доступности инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества, а также развитие отечественного информационного пространства.

Срок реализации программы – 1этап:2013-2017 годы, 2 этап:2018-2020 годы.

В результате реализации Государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» республика должна достичь следующих ключевых показателей:

  1. Казахстан в рейтинге DoingBusiness Всемирного Банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран
  2. Индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран
  3. Доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %
  4. Количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %
  5. Охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95 %
  6. Доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны – 4 %
  7. Доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, – 100 %
  8. Доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, – 100%
  9. Уровень компьютерной грамотности – 80 %
  10. Доля электронных средств массовой информации к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ – 100 %
  11. Доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, — 40 %
  12. Доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, — 50 %
  13. Доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, — 80 %.

Применение информационных технологий на всех уровнях госорганов обеспечит порядок контроля, исключит дублирование данных, это позволит сократить расход бюджета и увеличить качество предоставляемых услуг.

Как же будут реализовываться эти задачи?

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1460 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  3. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  4. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
  5. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Направления реформирования системы образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here