Направления реформы российского образования

Советы опытных юристов по теме: "Направления реформы российского образования". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Основные направления реформирования системы образования

Общие направления реформирования государственных образовательных учреждений

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально — экономической политики Правительства Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности российских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, в том числе, на федеральном уровне управления, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.

Реализация этих целей и задач, предполагает осуществление следующих основных мер:

  • 1. Перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти.
  • 2. Создание системы ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов.
  • 3. Будут сохранены и получат дальнейшее развитие государственные образовательные организации, обладающие выдающимися достижениями в определенных секторах образования, имеющие известность в стране и в мире научно-педагогические школы, уникальные исследовательские и учебные комплексы. В зависимости от специфики образовательной деятельности, способности привлекать внебюджетные источники финансирования, такого рода государственные образовательные организации будут сохранять свой статус или преобразованы в автономные учреждения. При этом будет осуществлена их интеграция с профильными научными учреждениями.4. Укрепление региональных и межрегиональных образовательных систем.

В условиях низкой миграционной активности населения в Российской Федерации принципиальное значение для общей эффективности образования, повышения доступности качественного образования для потребителей, имеет фактор регионализации при сохранении единого национального образовательного пространства. В среднесрочной перспективе основной объем качественных образовательных услуг стандартной номенклатуры будет доступен гражданам в границах своего или одного из близлежащих регионов. Сокращение участия Российской Федерации и усиление роли региональных органов государственной власти, муниципалитетов в управлении государственными образовательными организациями выступает стратегическим фактором модернизации российского образования.

Таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации будут сосредоточены усилия по реализации социально ориентированной образовательной политики государства и обеспечению основного объема конституционных прав граждан в сфере образования. При этом развитие региональных образовательных систем будет сопровождаться целевой поддержкой со стороны Российской Федерации наиболее сложных и ресурсоемких секторов образования.

  • 5..Опережающая реструктуризация и развитие практикоориентированного сектора образования, включающего образовательные организации всех типов и видов, осуществляющих подготовку кадров для реальной экономики.
  • 6. Развитие системы непрерывного профессионального образования.

Динамика состояния трудовых ресурсов Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагает, что основным резервом повышения трудового потенциала будет система профессионального обучения взрослых. Образовательные организации, реализующие программы переподготовки и повышения квалификации, станут важной составной частью университетов и образовательных организаций, имеющих межрегиональное значение. Значительная часть этих организаций, не входящих в университетские комплексы будет преобразована в организационно — правовую форму ГМАНО или в открытые акционерные общества, пакеты акций которых могут быть проданы заинтересованным корпорациям или отраслевым департаментам региональных органов государственной власти, при сохранении блокирующего пакета акций в собственности федеральных или региональных органов государственной власти. Такой механизм обеспечит ориентацию организаций дополнительного образования на оперативные потребности рынка и создаст условия для участия работодателей в управлении этими организациями.

7. Формирование рыночной инфраструктуры поддержки образовательных организаций, направленной на производство учебного оборудования, учебников, оказание сервисных и консалтинговых услуг и т.п.

Государственные унитарные предприятия, включенные в состав университетских комплексов (около 50% действующих унитарных предприятий в сфере образования), а также преобразованные в организационно — правовую форму ОАО обеспечат дальнейшее развитие рынка необходимых товаров и услуг для эффективного функционирования образовательных организаций. В тех секторах, которые характеризуются слабым развитием рынка, блокирующие пакеты акций этих организаций будут сохранены в собственности Российской Федерации. По мере развития рыночной конкурентной среды в этих секторах, Российская Федерация будет осуществлять продажу своих пакетов акций на конкурсных аукционах.

8. Научно — методическое обеспечение участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования.

Конституцией и законодательством Российской Федерации, на федеральные государственные органы управления образованием возложены сложные управленческие задачи, требующие проведения научных исследований и разработок, в рамках собственно системы образования, ее структуры, управления, финансирования, содержания образования, контроля качества подготовки кадров, нормативно-правового обеспечения и т.п.

Для решения указанных задач будет проведена реструктуризация малочисленных и узкопрофильных организаций, действовавших в этом секторе и созданы интегрированные научно-методические структуры, способные обеспечить комплексные исследования и разработку инновационных решений в сфере образования, их широкую апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения.

Основные направления реформирования высшего профессионального образования

А.М. Новиков обозначил основные направления реформирования российского профессионального образования с учетом удовлетворения потребностей четырех основных его потребителей:

— личности как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества;

— общества — в творческом развитии и образованности своих членов, что обеспечит оздоровление и укрепление гуманистических и демократических его позиций;

— экономики страны в целом — в кадрах различных уровней образования и квалификации; конкретного ее региона, с учетом специфики его развития; конкретных заказчиков профессиональных кадров;

Читайте так же:  Выплаты на опекуна девочку

— самой системы образования, которая должна будет эффективно действовать и развиваться [121].

При этом, по мнению Н.Н. Нечаева, система непрерывного образования должна рассматриваться как процесс и результат удовлетворения конкретно-исторических потребностей человека в образовательных услугах, в достаточной степени обеспечивающих реализацию жизненных планов развивающейся личности и поступательное развитие самого общества. Поэтому «создание гибкой системы образовательных услуг» означает возникновение условий, в которых образование становится, прежде всего, процессом удовлетворения образовательных потребностей личности, а не потребностей государства в рабочей силе определенной квалификации [120].

Реализация выраженного в указанных целях нового социального заказа приводит к изменению основной парадигмы образования – переходу от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов. Вместе с тем реформирование образования стало осуществляться в рамках интеграции страны в мировое сообщество, первым официальным шагом к чему стало подписание в 2003 году Болонского соглашения.

Таким образом, целью преобразования современной системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров становится ее модернизация в условиях структурно-содержательной перестройки высшей профессиональной школы, согласно новой личностно-ориентированной парадигме образования и ее интеграции в единое европейское образовательное пространство.

Реализацию данного процесса нельзя рассматривать без анализа ведущих тенденций развития единой системы российского образования, так как ее составной частью выступает изучаемая нами система послевузовской подготовки. Поскольку в перспективы России входит ее включение в мировые образовательные процессы, среди указанных тенденций следует учитывать и глобальные, к которым относятся [51]:

— интернационализация и интеграция образования как основные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);

— информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу;

— культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического развития.

Анализ ряда работ, посвященных проблемам реформирования профессионального образования в условиях перехода России к рыночным отношениям, показал, что к определяющим современным тенденциям его развития относятся:

1. Непрерывность образования как пожизненное образование человека. В последние тридцать лет непрерывное образование стало одной из центральных педагогических проблем, разработка которой потребовала создания таких систем образования, которые должны сопровождать человека в течение всей его жизни, способствуя постоянному его развитию в изменяющихся условиях, стимулируя саморазвитие. Построение системы непрерывного профессионального образования, как основное условие развития и реформирования образования России, позволит обосновать, раскрыть и сформировать такие понятия и явления в педагогике, как: многоуровневость образовательных учреждений; преемственность и маневренность образовательных программ; гибкость организационных форм обучения; интеграция образовательных структур; переподготовка профессиональных кадров; неформальное образование взрослых. Только непрерывное образование на протяжении всей жизни может обеспечить возможность адекватно воспринимать изменения демографических, социальных, психофизиологических и других параметров жизнедеятельности.

2. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях. Проблемы гуманизации образования, в свою очередь, раскрываются через следующие ее аспекты:

— гуманитаризация обучения и воспитания, которая включает эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создаст в учебных заведениях «гуманитарную среду» благоприятного для студентов образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат;

— фундаментализация, что проявляется через усиление общеобразовательной компоненты, модульный или интегративный принцип построения содержания, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.

3. Демократизация образования как средство демократизации всего общества. Данная тенденция предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании: равные возможности в получении образования; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

4. Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности.

5. Стандартизация образования как необходимое условие, обеспечивающее качественные параметры образования. Государственный образовательный стандарт, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, является основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Поэтому в непосредственной связи с указанной тенденцией находится совершенствование качества образования. Речь идет о переходе от образования для элиты к высококачественному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.

6. Регионализация образования получает выражение в том, что приоритетными задачами функционирования системы образования на всех уровнях становятся задачи, напрямую связанные с удовлетворением образовательных потребностей региона. В то же время следует стремиться к оптимальному совмещению региональных и федеральных интересов в этой области, что является важнейшим условием сопряжения целостности и стабильности системы образования.

7. Опережающий характер образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы предполагает пересмотр содержания образования, технологий обучения с позиций саморазвития личности (интеллектуальная, волевая, эмоциональная, сенсорно-двигательная сфера); повышения уровня образованности населения; мониторинга рынка труда; подготовки кадров по перспективным направлениям; учета географического положения и перспектив развития конкретного региона и страны в целом.

Читайте так же:  2группа еть льготы на лечение зубов

8. Широкая диверсификация образования предполагает многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострафикацию; разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки; многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

9. Компьютеризация образования и сопровождающая ее технологизация. Развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Научные истоки и главные направления реформирования российского образования

В концепции, разработанной учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В.Е. Щукшуновым, В.Ф. Взятышевым и др., научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики».

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования — с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук, ориентация на технологии постиндустриального развития.

Главные направления реформирования в области науки:

— повернуться к человеку;

— бороться с технократическим снобизмом;

— интегрировать частные науки;

— возрождать престижности образования;

— активнее восприятие науки о человеке и обществе;

Основные федеральные интересы:

— гармоничное и свободное развитие членов общества;

— подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации;

— обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

— единство федерального образовательного пространства;

— открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10617 —

| 7341 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[2]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Реформирование образования

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Реформирование образования» в других словарях:

реформирование — я; ср. к Реформировать и Реформироваться. Р. народного образования … Энциклопедический словарь

реформирование — я; ср. к реформировать и реформироваться. Реформи/рование народного образования … Словарь многих выражений

Европейское пространство высшего образования — Эмблема ЕПВО Европейское пространство высшего образования[1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA) единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих … Википедия

Институт военно-технического образования и безопасности УрФУ — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/10 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия

Деполитизация образования — принцип организации образовательной системы России, а также формирования ее целей и содержания вне зависимости от интересов и устремлений какой либо партии или политического объединения. Деполитизация образования стала одной из основных целей его … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

[3]

История Франции (1789—1914) — История Франции Портал Франция … Википедия

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович — (р. 21.3. 1935, Омск), деятель образования, педагог, учёный химик, акад. РАО (1993), дер хим. наук (1983), проф. (1984). Окончил (1958). Уральский политехн. ин т в Свердловске; впоследствии вёл пед. и н. и, работу там же и (с 1964). в Уральском… … Российская педагогическая энциклопедия

ПРОГРАММИРОВАНИЕ — особая форма организации проблемного мышления и деятельности. Расширяющееся в настоящее время пространство развития превалирование процессов искусственных преобразований указывает на то, что в мире массовое распространение получают гуманитарные… … Социология: Энциклопедия

Студенческое движение — Студенческое движение деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных… … Википедия

Основные направления реформирования образования. Болонская Декларация и ее реализация в РФ

Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ — это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

Читайте так же:  Выплата погорельцам нанимателям муниципального жилья

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся

Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, — эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами.

В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах.

С 1 сентября 2013 за исключением отдельных положений вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ № 273-ФЗ).

Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.

Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.

Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.

Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.

Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования.

В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов.

Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.

Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием

Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами.

Одно из главных направлений реформирования системы образования – это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности.

Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Совместная Декларация европейских министров образования принята в г. Болонья 19 июня 1999 года

Она была подписана министрами 29 европейских стран. Декларация основывается на заявлении, сделанном в Сорбонне 25 мая 1998 г. по инициативе Франции, Германии, Великобритании и Италии; в нем указывается на основную роль университетов в развитии европейской культуры, укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, создании базы «европейских знаний», а также сохранении стабильности, мира и демократии во всей Европе. В заявлении подчеркивалась необходимость создания европейской сферы высшего образования, которая содействовала бы мобильности и занятости граждан, а также развитию континента в целом. В заявлении министры брали на себя обязательства предпринять политические шаги для достижения ряда целей, важнейшими из которых являются:

– принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;

– принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух типов – программах высших профессиональных учебных заведений (ведущих к получению степени бакалавра) и программах вузов академического ранга (ведущих к получению степени магистра);

– содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;

– формирование европейской системы обеспечения качества.

Следующие цели, как имеющие первостепенную важность для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования были обозначены в Болонской Декларации:

введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе через введение выдачи диплома с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;

[1]

стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения:

Читайте так же:  Проверка временного удостоверения личности уфмс

– для студентов – обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам;

– для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;

развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

развитие европейских аспектов высшего образования, особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.

На тот момент документ был подписан следующими государствами: Австрия, Бельгия (фламандская община), Бельгия (французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Болонская Декларация – это публичное обещание 29 стран реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8850 —

| 7556 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.

Процессы модернизации в сфере образования России на рубеже XX и XXI вв.

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

На первом этапе — в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.

На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться, и внедряться с учетом региональной специфики.

Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:

-рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;

-снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;

-повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда;

Основным средством процесса модернизации является внедрение огромного количества инноваций различного характера, направленности и значимости.

Тестовый контроль знаний. В последние годы экзамены чаще заменяются тестовыми контрольными. Достоинствами тестирования принято считать:

— оно развивает и проявляет способности к быстрому угадыванию по малейшим признакам правильного ответа (а так ли уж это важно?);

-позволяет усреднить знания студентов и унифицировать методику их оценки (а знания ли при этом усредняются?);

-облегчает и ускоряет процедуру оценки знаний обучаемых с помощью машинной обработки данных на ЭВМ;

-полезно для оценки знаний абитуриентов задолго до вступительных экзаменов (сомнение возрастает);

-может облегчить оценку знаний по отдельным разделам курса в течение учебного года (это верно, если будет установлена адекватность тестового и классического методов).

Саму по себе апробацию новых способов оценки знаний можно было-бы приветствовать, но при условии тщательного сравнения со старым, традиционным. Однако этого, как правило, не происходит заранее предполагается, что все новое лучше старого. Но так ли это на самом деле?

Рейтинговая оценка знаний студентов.

Контролирование уровня знаний на всех этапах обучения послужило основой разработки рейтинговой оценки знаний студентов.

Суть рейтинговой системы заключается в накоплении всех текущих оценок, получаемых в течение года с учетом премиальных баллов. Оценивается каждое лабораторное и семинарское занятие, защита крупных разделов программы, за контрольные работы, отчеты по элективным курсам и посещение лекций.

Читайте так же:  Возврат денег от мошенников примеры

Премиальными баллами поощраютя лучшие студенты по результатам работы в семинаре.

Опыт показал перспективность рейтинговой оценки знаний студентов. Дело это, безусловно полезное особенно для вузов естественнонаучного профиля. Рейтинговая система требует совершенствования и творческого применения с учетом конкретных условий.

Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий.

Как известно, существующая методология подготовки в высшей школе основана на групповом методе обучения. Но так было не всегда. Например, Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух. Конечно, методы обучения, которые использовали Сократ и Платон, оказывались эффективными, но малопроизводительными. Но положение дел начинает меняться. Практически на наших глазах совершается технологическая революция, вызванная внедрением в образование новых (высоких) технологий, прежде всего связанных с автоматизацией и телекоммуникациями.

Используются телекоммуникационные технологии — спутниковые. Если объем среднего вузовского учебника составляет, примерно, 430 с. объемом 2 Мб, его можно «перекачать» через спутниковый канал примерно за 1,3 с, т.е. за минуту передать около 40 учебников, а за час — более 2 тыс.

Можно передавать в любую точку страны, где только есть спутниковые терминалы все учебники, которыми пользуются российские высшие учебные заведения. Как видно, возможности открываются фантастические, создающие совершенно новую ситуацию в образовательной системе.

То же самое можно сказать и о хранении информации. Любой студент, в какой бы деревне он ни находился, имеет возможность сделать в Интернет запрос и получить ту литературу, в которой нуждается.

Новые возможности позволяют отказаться от библиотек на бумажных носителях. К примеру, сегодня вся Государственная российская библиотека может быть размещена в комнате 10-15 м2.

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи систем образования. На повестке дня выход на принцип «образование для всех», причем любого уровня, и через всю жизнь. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» означает, что человек, окончив какое-то образовательное учреждение, может и должен продолжать свое образование, непрерывно совершенствуя, так сказать, свои личностные качества и уровень своей профессиональной подготовки. Решение этой задачи уже разработано. Его основу составляет идея образования по месту проживания, реализуемая с помощью информационных коммуникационных образовательных технологий.

Следующим шагам является переход к безбумажной технологии обучения. Во-первых, все студенты могут читать тексты на экранах дисплеев. Библиотек в традиционном значении этого слова нет. Студент садится за компьютерный терминал, вызывает по каталогу нужную книгу и читает.

Но на Интернет не стоит возлагать слишком большие надежды. Когда человек учится, ему нужно не только усвоить какую-то сумму знаний, но и суметь предъявить ее социуму. Процессы авторизации и инициации совершаются в учебном заведении или учебном центре, поэтому никогда библиотека не заменит учебное заведение. Оно решает, и будет решать свой круг задач.

Введение единого государственного экзамена.

В октябре 2006 года Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал палате принять поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профобразовании», предусматривающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Предполагается, соответствующим выбранной специальности. Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сущность присоединения России к Болонскому конгрессу. (не важно)

Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.

Параметры Болонского процесса (обязательные):

-трехуровневую систему (первый уровень — бакалавриат, второй уровень — магистратура, третий уровень — докторантура);

-академическая мобильность студентов (студент имеет право проучиться семестр или учебный год в зарубежном европейском вузе);

-европейское приложение к диплому;

-контроль качества высшего образования;

Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, т. к приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нововведения в области образования имеют положительные и отрицательные черты. Так введение тестирования в процесс оценивания знаний имеет свои достоинства, но явных же недостатков у тестирования на наш взгляд гораздо больше. Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, в связи, с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения в решении поставленных задач. Введение преемственности в системе непрерывного образования способствует повышению успешности обучения, укреплению здоровья детей и снижению утомляемости учащихся.

Источники


  1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  4. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  5. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Направления реформы российского образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here