Неправомерные действия или бездействие администрации

Советы опытных юристов по теме: "Неправомерные действия или бездействие администрации". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия

Н. Модин, помощник — юрист главы администрации Монастырщинского района Смоленской области.

Деятельность органов местного самоуправления, в основе которого лежит право жителей городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает их ответственность за надлежащее осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления и их должностные лица, — это население муниципального образования; государство; физические и юридические лица.

Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).

В практике еще очень мало судебных дел, возникающих в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин — недостаточная осведомленность граждан и организаций — субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты нарушенных прав. Данный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что большинство дел этой категории возбуждается по заявлениям прокуроров. Но есть примеры, когда граждане успешно отстояли свои права, нарушенные решениями местных администраций.

Гражданин С. обратился с жалобой на неправомерные действия администрации Автозаводского района (г. Тольятти), отказавшейся разрешить строительство второго этажа над хозблоком, расположенным на его приусадебном участке.

Граждане И., Н. и М., изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, но не являющиеся фермерами, предъявили иск к Суздальской районной администрации (Владимирская область) с требованием предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в конкретном месте, в районе дер. Внуково, из земель АО «Калининский». Истцы сослались на то, что они подали заявления в районную администрацию о предоставлении им этих участков, однако постановлением главы администрации района они были распределены между другими хозяйствами. Считая данное постановление незаконным, истцы просили обязать ответчика предоставить им земельные участки в указанном месте, полагая, что имеют преимущественное право на них, так как они необходимы для ведения крестьянского хозяйства.

Упомянутые акты органов местного самоуправления суды признали незаконными, нарушающими права граждан, в обоих случаях был возмещен материальный ущерб.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно — административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Статья 1069 ГК говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно — административных отношений требуется активность, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитражными судами.

Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно — административных отношений компенсации также и морального вреда (ст. 151 ГК).

Если вред причиняется не в сфере властно — административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК).

По ст. 1069 ГК квалифицируются незаконные действия не любого работника органа местного самоуправления, а лишь его должностных лиц. Понятие должностного лица дано в ст. 285 УК РФ. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 ГК к ним предъявляться не могут, поскольку они не являются субъектами гражданского права. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные ими убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК), а сам его чиновник может быть привлечен к материальной ответственности на основании ст. 122 КЗоТ РФ.

Органы местного самоуправления согласно ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

В ГК четко определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в этих случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

Неправомерные действия или бездействие администрации

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» урегулирован порядок обращения граждан в суд. В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Действие статей Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Читайте так же:  Мед справка тракториста срок действия

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность;

— он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. Можно обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

С жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, гражданин вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Таким образом, в Законе предусмотрена возможность защищать свои права гражданам, как в судебном порядке, так и в административном. Причем использование административного порядка не исключает возможности обращения в суд.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

В настоящее время особенности рассмотрения обращений регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с названным Законом граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам. Причем в Законе отмечается, что правом на обращение обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона (анонимное обращение, обжалование судебного решения, невозможность прочтения текста обращения, многократность обращения по одному и тому же вопросу без приведения новых доводов, необходимость затрагивать государственную или иную охраняемую законом тайну);

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Лица, виновные в нарушении Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Право гражданина на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации, но для того, чтобы субъективные права граждан не были формальны, требуется создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан. Это также и необходимое условие становления правового государства.

Комплекс прав граждан на защиту обеспечивает правомерные активные действия граждан по сохранению и защите своих прав интересов в отношениях с органами публичной администрации и их должностными лицами. Конституцией РФ закреплено право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.2

Важным механизмом защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти является обжалование в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» был принят 27 апреля 1993 г. Этот закон расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц.

В соответствии с этим законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. При этом гражданину предоставлено право самому решать вопрос о направлении жалобы в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, причем подача жалобы в суд не обусловлена обязательным предварительным рассмотрением этой жалобы по линии административной. За гражданином закреплено право выбора суда либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения органа, должностного лица, действия которого обжалуются.

Преимущества судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному рассмотрению свойственны независимость, объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. Отсюда эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления. Прокуратура Российской Федерации призвана охранять права и законные интересы личности. В этих целях прокурор опротестовывает незаконные правовые акты государственных органов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении прав к юридической ответственности.3

[1]

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в соответствии с Конституцией РФ (ст. 103) в целях обеспечения гарантий государственной защиты; прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностнымилицами.

Читайте так же:  Билеты для сдачи санминимума младшиго воспитателя

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Главный правозащитник России принимает и рассматривает жалобы граждан на решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы граждан.

Жалоба на администрацию

Государственная администрация является тем органом, с которым чаще всего взаимодействует простой гражданин по целому ряду вопросов. Именно поэтому, на бездействия или же на решения государственных администраций часто подаются жалобы. Рассмотрим подробнее, куда написать жалобу на администрацию и как правильно ее составить.

Органы, в которые можно жаловаться

Так как государственная администрация является органом исполнительной власти, ее действия можно оспаривать в следующих органах:

  1. Вышестоящая администрация. Так, например, жалобу на решение префектуры Западного административного округа Москвы можно оспорить в Правительстве Москвы.
  2. Органы прокуратуры. Благодаря наличию у прокуратуры функции общего надзора, жалоба на действия администрации может быть подана также в органы прокуратуры. Также в прокуратуру следует обратиться, если в неправомерных действиях администрации существует состав преступления или административного правонарушения.
  3. Суд. Законодательством предусмотрен особый порядок обжалования решений или бездействия практически любого административного органа в суде.

Как составить жалобу?

Жалоба на администрацию имеет шансы быть удовлетворенной, если вы оспариваете неправомерные действия государственного органа на основаниях, предусмотренных законом. Так, например, очень частой причиной жалоб являются несвоевременные ответы на запросы со стороны администрации. В таком случае, в жалобе следует описать ситуацию, указать, каким законом или постановлением регулируется такая ситуация, какое действие не совершил государственный орган, хотя был обязан это сделать. Заявитель не обязан доказывать свою правоту, лишь сигнализируя о возможном нарушении законодательства, однако предоставление доказательств существенно увеличит шанс на положительное решение дела.

По итогам рассмотрения жалобы на бездействия, действия или же на постановление государственного органа, орган, рассматривающий жалобу может как обязать администрацию исправить допущенные нарушения, так и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение прав заявителя.

Образец жалобы на администрацию можно скачать у нас. В то же время, действительно квалифицированный документ должен быть приведен в соответствие к условиям конкретного дела, для чего рекомендуем пользоваться услугами юристов.

Бездействие чиновника: куда обращаться?

Почему возникло бездействие чиновника? Куда обращаться с жалобой? Эти вопросы рано или поздно являются актуальными для гражданина.

С преступным пассивным поведением нужно бороться оперативно, правильно и решительно – и в этом поможет юрист.

Бездействие чиновника: куда обращаться и зачем?

Жалобой называют официальную просьбу гражданина о поддержании восстановлении или обеспечении его нарушенных прав, свобод и гарантий, если это стало результатом бездействия чиновников. Куда обращаться с жалобой является вопросом, ответ на который гражданин должен найти, исходя из своих убеждений, требований и желаний.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Пассивным поведением, которое повлекло за собой тяжелые последствия называют бездействие чиновников. Куда обращаться с этой проблемой? Ответ подскажет опытный юрист.

Бездействие чиновников: куда обращаться и почему?

Бездействием также можно называть комплекс настроений, который стал результатом невыполнения действия и привел к халатности или оставлению в опасности. С жалобой можно обращаться, если гражданин столкнулся с:

  1. Ущемлением прав – например, выявлением пассивности по расовому признаку.
  2. Помехами в осуществлении своих свобод в результате преступного невыполнения действий определенных чиновников.
  3. Противозаконным привлечением гражданина к ответственности за действия, которые он не совершал.
  4. Противозаконным наложением обязательств на человека – пассивное принуждение также является типом бездействия чиновников. Куда обращаться с этой проблемой? К вышестоящему должностному лицу? К органам прокуратуры или судебной системы? Ответ подскажет юрист.

Гражданин может столкнуться с бездействием таких организаций:

  1. Органов местного управления.
  2. Различных общественных организаций.
  3. Государственных организаций и союзов.
  4. Общественных учреждений.

Бездействие чиновников: куда обращаться и права гражданина

Пассивное поведение представителей государственных структур является не только проявлением непрофессионализма, но и серьезной проблемой, что нуждается в оперативном вмешательстве гражданина.

Бездействие чиновников: куда обращаться?

  1. К вышестоящим органам – например, если в департаменте культуры местного городского совета гражданин столкнулся с бездействием чиновника, куда обращаться он должен понять сразу – к начальнику департамента или непосредственно к мэру.
  2. В прокуратуру.
  3. В суд.

Какой ответ выбрать – подскажет юрист на основе материалов дела.

В ходе анализа заявления гражданин имеет право:

  1. Предоставления дополнительных документальных доказательств бездействия, которые повлияют на ответ.
  2. Осмотра материалов, рекомендаций и ответ, если это не касается прав или законных интересов других лиц, данные которых освещены этих документах.
  3. Получения письменных уведомлений по результату рассмотрения заявления гражданина.
  4. Получения ответ о начале межведомственных проверок по факту жалобы гражданина.
  5. Обращения с жалобой на ответ прокуратуры, вышестоящего чиновника или суда.
  6. Заявления с просьбой о прекращении разбора жалобного заявления гражданина – если вы обнаружили бездействие чиновника, куда обращаться решили, а потом чиновник самостоятельно исправил последствия своего преступного пассивного поведения, то вы можете отказаться от жалобы.

С жалобой можно обратиться, если она составлена только буквами российского алфавита, без исправлений, сокращений и английских выражений. В документе стоит избегать оскорбительных выражений, мата, неточной информации, иначе она может быть нерассмотренной.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Если вы увидели бездействие чиновника, куда обращаться не знаете – то вам необходим квалифицированный юрист. Правовед поможет правильно составить заявление, ссылаться на положения законодательства и обратиться в прокуратуру, если вас не устроит ответ.

Как жаловаться в прокуратуру на незаконные действия администрации?

Краткое содержание:

[2]

Органы прокуратуры весьма полезны для защиты своих прав как гражданами, так и организациями.

Обращение в надзорный орган является бесплатным, нет каких-либо строгих требований к обращению, нет риска несения судебных расходов, также заявитель не обязан при направлении заявления указывать конкретные нарушения норм законов и подзаконных актов, ведь помощники прокурора проверяют обращения граждан, организаций по факту нарушения их прав, наличия или отсутствия в действиях нарушителя состава преступления и правонарушения.

Поэтому при подаче жалоб на действия администрации в первую очередь следует помнить об эффективности обращения в прокуратуру.

Администрации всех уровней являются применяющими правовые нормы, но количество действий и решений каждой администрации таково, что просто не может проводиться правовая экспертиза каждого шага. Отсюда возникают нарушения.

Типы нарушений

В отношении организаций, предпринимателей – ошибки связаны с незаконным наложением штрафов, в нарушении законодательства о закупках и поставках товаров для государственных и муниципальных нужд, в превышении полномочий, в неправильном толковании законов и подзаконных актов, ограничении экономических прав.

По отношению к физическим лицам, администрация часто затягивает сроки рассмотрения запросов, писем, нарушает очередность распределения жилого фонда, незаконно исключает из социальной очереди, предпринимает незаконные действия и покрывает чиновников.

Куда обращаться

Казалось бы, администрации дружат с прокуратурами одних уровней, тем не менее лояльность надзора существует условная – прокуратура не стремится прикрывать чужие многочисленные ошибки, для статистики прокуратуры важно иметь в производстве как можно больше интересных дел, прокуратура подает в интересах малоимущих и слабо защищенных в силу возраста, состояния психики граждан иски в суд для восстановления прав в сферах, где прокурорские меры реагирования невозможны либо не приносят результата.

Читайте так же:  Будет ли почетным донорам повышение выплат

Премии сотрудников прокуратуры, возможность сохранения должности и классного чина связаны с результативностью работы и ее объемом, а именно жалобы на администрацию дают значительную часть всех обращений. Следовательно, для защиты своих прав целесообразно обращаться в органы прокуратуры.

Структура жалобы

Жалоба на любые действия, бездействие администрации, ее сотрудников строится по единой схеме и сложности не представляет в написании. Поскольку нет установленной обязательной формы, целесообразно в шапке обращения написать, в какой орган она подается, от кого, с указанием адреса и контактного телефона, электронной почты при наличии, далее отметить, на администрацию какого района, населенного пункта, на каких ее работников подается заявление.

Ниже по центру указывается наименование – жалоба или заявление. Теперь можно переходить к тексту обращения, который должен быть составлен цензурно, без лишних эмоций, лаконично, однако во всех необходимых подробностях.

Подлежат указанию в жалобе действия или бездействие администрации, которые оспариваются, чем они нарушают права заявителя, либо группы лиц, интересы организации, описывается суть незаконных мероприятий администрации – были они или планируются, нарушение носит длящийся или кратковременный характер, кто из должностных лиц является ответственным, если информация об этом есть у заявителя.

В тексте жалобы также нужно описать доказательства правоты обращающегося, которые придется в копиях приложить к тексту, если доказательств нет – нужно прописать, кто может подтвердить нарушения или у кого документы и сведения могут быть запрошены.

В конце документа следует указать просьбу о принятии мер прокурорского реагирования для защиты от нарушений администрации и устранения негативных последствий.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Новое в блогах

Как грамотно привлечь чиновника и служащего к ответственности

Привлекаем государство к ответственности. Матчасть (законодательство)

Мы имеем прекрасную правовую базу для привлечения к ответственности неисправных чиновников. Если у вас есть некоторое — пусть слабое знакомство — с исковым производством, то знакомство с процедурой оспаривания решений и действий чиновников вызовет у вас поток приятных чувств.
Судите сами:

1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ для обращения в суд с Заявлением(Жалобой) на нарушение прав и свобод гражданина? — Для этого достаточно, чтобы в голове Заявителя возникло МНЕНИЕ о нарушении его прав.

Казалось бы парадоксально! Но именно так записано в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ: «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы». Наряду с гражданином, который СЧИТАЕТ свои права нарушенными, в суд вправе обратиться любое общественное объединение, любой союз граждан, — не обязательно прошедший государственную регистрацию. На этот счет есть Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2004 г. №213-О. Мне

доставляет большое удовольствие упоминать об этом Определении. Почему? — Потому что оно принято по Жалобе моего давнишнего приятеля из Орла Дмитрия Краюхина.

2. МОЖНО ли ПОДАТЬ Заявление(Жалобу) по месту своего жительства? — ДА. МОЖНО!

И это очень удобно. Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ «заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются». Это значит: если вы обратились, например, в ГосДуму, но не получили во время ответ, то уклонение от своевременного ответа («недачу» ответа в установленный срок) можно оспорить по своему месту жительства — и пусть ГосДума присылает представителя в вашу Тьмутаракань.

3. В КАКОЙ СРОК должно быть проведено судебное разбирательство? — В течение 10 дней!

Фактически по Заявлению (Жалобе) предусмотрено УСКОРЕННОЕ разбирательство: согласно ч.1 ст. 257 ГПК РФ Заявления (Жалобы), поданных в порядке главы 25 ГПК РФ, рассматриваются в течение ДЕСЯТИ ДНЕЙ. Мало того, закон предусмотрел необходимость рассмотрение дела без участия стороны, не явившейся в заседание, если соблюдено требование закона об обязательном извещении этой стороны о времени и месте судебного заседания. Тут стоит пояснить, что ответчик — если это недобросовестный ответчик — предпринимает, как правило, разные уловки для того, чтобы оттянуть разбирательство: первый раз не явился — заседание откладывается; а потом справку принес — адвокат заболел. И можно тянуть — затягивать. А в рассматриваемом случае этот номер не должен пройти — судья проводит разбирательство вне зависимости от того, явился ли чиновник или представитель органа, решение, действие или бездействие которого оспорено.

4. КОГО МОЖЕМ ПРИВЛЕЧЬ к ответу? — Должностных лиц, просто государственных и/или муниципальных служащих, а также государственные и/или муниципальные органы (короче: можно бить по ЛИЦУ, а можно — по ОРГАНУ).

К числу лиц — согласно ст. 255 ГПК РФ — отнесены любые должностные лица и просто чиновники: государственные или муниципальные служащие. К числу органов — любые государственные или муниципальные органы. Это вполне согласуется с конституционной нормой — ст. 33 Конституции РФ: «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Конституция РФ не предусматривает никакой иерархии — можно обращаться к кому угодно и в какой угодно орган.

5. ОГРАНИЧЕНО ли ПРАВО на ПОДАЧУ Заявления (Жалобы)? — ДА. На подачу Заявления (Жалобы) установлен ТРЕХМЕСЯЧНЫЙ срок со дня, когда Заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.

Так определено ч.1 ст. 256 ГПК РФ. Но не исключена возможность подачи Заявления (Жалобы) и после пропуска 3-месячного срока — в ч.12 ст. 256 ГПК РФ отмечено: «Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления». По нашему опыту, надеяться на «сочувствие суда» не приходится, поэтому лучше срок не пропускать.

Если в день Х мы направляем, например, запрос информации, предложение по совершенствованию работы муниципального органа, резолюцию с требованиями устранить нарушение политических или гражданских прав, заявление о предполагаемом коррупционном проявлении или жалобу на действия сотрудников милиции, то рекомендуется в рабочем календаре делать пометки: (Х + 40) дней — срок поступления ответа (с учетом 3 дней на регистрацию обращения в органе власти и 30 дней для ответа по закону 59-ФЗ плюс 7 дней на пробег почты) и (Х+ 120) дней — крайний срок обращения в суд (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на ответ + 7 дней на пробег почты + 90 дней, отведенных ст. 256 ГПК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. НАДО ли ССЫЛАТЬСЯ на ДОКАЗАТЕЛЬСТВА? — Совершенно не обязательно!

Закон возлагает бремя доказывания на сторону, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются. Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ «обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для . законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на . органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)».

7. ЧТО ИМЕННО МОЖНО ОСПАРИВАТЬ в Заявлении (Жалобе)? — Только нарушения прав и свобод.

Согласно ст. 255 ГПК РФ в круг возможного оспаривания включены а) решения, б)действия, в)уклонения от требуемых по закону действий (бездействие), которыми

(1) или нарушены права и свободы Заявителя,

Читайте так же:  Брюки трикотажные детские подлежат ли обмену

(2) или созданы препятствия к реализации Заявителем своих прав и свобод,

(3)или возложены на Заявителя какие-то незаконные (по его мнению) обязанности.

Самые типовые нарушения:

— нарушения законных прав гражданина на получение ответа на его обращение в установленный законом срок,

— нарушения законных прав гражданина на объективное и всестороннее рассмотрение его обращение,

— нарушения законных прав гражданина на получение полного ответа по существу поставленных в его обращении вопросов,

— нарушения законных прав гражданина на получение ответа на его обращение за подписью руководителя или уполномоченного лица,

— бездействие в виде непринятия мер по восстановлению нарушенных прав гражданина, указанных в обращении,

— бездействие в виде ненаправления необходимых для разрешения обращения гражданина запросов в другие государственные (муниципальные) органы,

— бездействие в виде ненаправления обращения гражданина в установленный законом срок другому государственному (муниципальному) органу (по компетентности),

— бездействие в виде непринятия мер по восстановлению нарушенных прав граждан, указанных в резолюции митинга,

создание препятствий для реализации гражданином свободы передвижения,

— создание препятствий для реализации гражданином свободы собраний,

— создание препятствий для реализации гражданином права на распространение убеждений и свободу слова,

— создание препятствий для реализации гражданином свободного волеизъявления на выборах органов власти,

— возложение на гражданина незаконных обязанностей отчитываться перед госучреждением о явке на избирательный участок.

8. О ЧЕМ ПРОСИТЬ СУД? — Признать решение, действие или бездействие незаконным и обязать лицо или орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод!

В законе определено: «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод»(ч.1 ст. 258). «В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения» (ч.3 ст. 258 ГПК РФ).

9. КАК ОФОРМИТЬ «ШАПКУ» Заявления (Жалобы)?

Государственный орган, решение, действие (или бездействие) оспаривается: .

Муниципальный) орган, решение, действие (или бездействие) оспаривается: .

Должностное лицо, решение, действие (или бездействие) оспаривается: .

Государственный служащий, решение, действие (или бездействие) оспаривается: .

Муниципальный служащий, решение, действие (или бездействие) оспаривается: .

в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ

10. ЧТО ПРИЛОЖИТЬ в обязательном порядке?

Квитанцию об оплате ГОСПОШЛИНЫ в размере 200 руб

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

— госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

— свой почтовый адрес, на который придет ответ;

— обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

— свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ. Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах. И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки. Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки. Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

— нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

— созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

— незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Читайте так же:  В целях упорядочения признать утратившим силу

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

[3]

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Источники


  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  2. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  3. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  5. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
Неправомерные действия или бездействие администрации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here