Нсот в образовании

Советы опытных юристов по теме: "Нсот в образовании". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Новая система оплаты труда в образовании

1. Я работаю зам. директора лицея. По новой системе оплаты труда в штатном расписании закладывется должностной оклад 70-90% от оклада директора. С января 2013 г. был заложен мой оклад в размере 90%. а с сентября 2013 г. директор решил, без оснований, уменьшить до 70%. Правомерно ли это?

2. С февраля 2011г по май 2013 г я исполняла обязанности директора (она находилась в отпуске по уходу за ребенком). По итогам работы учреждения под моим руководством распоряжением администрации города было назначено материальное вознаграждение из стимулирующей части (директорский фонд это позволяет), но мне с января по май 2013 г. (до выхода директора) не выплачивали, а выплачивают директору. Правомерно ли это?

Новая система оплаты труда в образовании (стр. 1 из 2)

Система оплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. В первую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране. НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в том числе путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Задача данной работы заключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.

1. Законодательное и нормативное регулирование бюджетной классификации РФ

Правовым основанием введения новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ являются статьи 29, 41 Закона РФ «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса РФ. Однако до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. реализация указанных законодательных положений в целях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствием соответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировало деятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новых систем оплаты труда педагогических работников.

С 1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двух десятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплаты труда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования. Основные принципы построения региональных систем оплаты труда были представлены Министерством образования и науки РФ в модельной методике.Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочего времени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимость размера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки. Вместе с тем есть группа педагогических должностей, оплата труда которых может строиться на основании должностных окладов. Перечень этих должностей приведен в пункте 1 постановления № 191. К ним, в частности, относятся: старшие воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д.

В соответствии с частью 3 пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г. (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2007 г.) при введении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2007 г. № 663.

Данными документами рекомендуется с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605).

2. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования

К настоящему времени действует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу для перехода на новуюотраслевую систему оплаты труда работниковобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования, основными из которых являются:

— Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»

Введение нормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач. Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведении политики децентрализации управления образовательной сферой и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.

Использование подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям, они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучие зависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравнивание финансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работы образовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, его заинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создает предпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительного финансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатам работы).

Читайте так же:  Минивэны с клиренсом от 170 мм

Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличие норматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются при расчете образовательных субвенций. Введение такого норматива в первую очередь должно расширить полномочия директора в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации. Таким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:

— обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

— прозрачность при определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;

— гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ;

— переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансирование потребителей образовательных услуг;

— укрепление и развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.

Нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.

Главная на сегодня задача — обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества. Предполагаются новые подходы к оплате труда:

1. Фиксированные размеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час).

Таким образом, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость заработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов.

2. С бюджета снята нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.

НСОТ: принципы и расчеты

Аббревиатуру НСОТ расшифровать не составляет труда — это новая система оплаты труда. Такой — новый — способ начисления заработка бюджетникам был введен в 2008 году на основании Постановления Правительства №583 и заменил единую тарифную сетку, показавшую свою неэффективность в новых экономических условиях. Теперь руководители предприятий смогли самостоятельно распоряжаться фондом зарплаты и поощрять наиболее результативных и эффективных работников.

[2]

Правовые особенности

НСОТ была введена потому, что старая система оплаты, основанная на ЕТС и применении оклада, не учитывала результаты деятельности каждого отдельного специалиста. Таким образом, работник не был заинтересован в повышении качества своей работы, производительности и эффективности. Именно в целях формирования системы стимулов и мотивации персонала была разработана новая дифференцированная методика, которая в настоящий момент еще совершенствуется. Понятие НСОТ тесно связано с другим — эффективным контрактом, который, собственно, и базируется на НСОТ.

Расчет заработка по ЕТС

Ранее основой расчета зарплаты являлись базовые должностные оклады, которые брались из тарифной сетки. Размер оклада был привязан к уровню профессиональной подготовки и уровню квалификации (определяемому в соответствии с результатами аттестации и в зависимости от стажа). Квалификационный разряд присваивался поэтапно: от низшего к высшему.

Новая система оплаты труда

В соответствии с принципами НСОТ размер заработной платы напрямую зависит от результативности труда специалиста за определенный период времени. Материальное поощрение получают сотрудники на основании решения руководителя за достижение определенных показателей (объем и качество) при решении поставленных трудовых задач.

Из чего складывается заработная плата:

  • базовый оклад;
  • компенсационные выплаты в соответствии с законом и коллективным договором;
  • стимулирующие выплаты на основании трудового договора (эффективного контракта) или локальных нормативных актов.

При установлении базовых окладов руководителям необходимо ориентироваться на решения правительства, принятые по этому вопросу на федеральном уровне (по квалификационным подгруппам).

Компенсационные выплаты чаще всего призваны возместить отсутствие нормальных условий труда. Стимулирующие выплаты начисляются для мотивации повышения качества труда.

НСОТ получила как положительные, так и отрицательные отзывы. Многие утверждают, что новая система не улучшила положения рядовых работников бюджетной сферы, так как решение о распределении фонда оплаты полностью перешло в ведение руководства.

Как организации перейти на НСОТ

Поскольку новая система связана с изменений существенных условий трудовых соглашений, процедура должна быть проведена в точном соответствии с трудовым законодательством. Действовать нужно следующим образом:

  1. Внести изменения в локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда (изменения вносятся приказом — после согласования с профсоюзом, если он имеется).
  2. Ознакомить персонал с изменениями под роспись.
  3. Составить допсоглашения к трудовым договорам и получить подписи сотрудников.

Ранее мы подробно рассказывали о том, как составить приказ о переходе на эффективный контракт, а также давали образцы контрактов:

Поддержка НСОТ

«1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» полностью поддерживает системы оплаты труда сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.
Реализованы классические схемы оплаты труда для бюджетной сферы:

  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ);
  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ) + квалификационная надбавка за занимаемую должность (по штатному расписанию);
  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ) + квалификационная надбавка за профессионализм (индивидуальная для человека);
  • оклад по профессиональной квалификационной группе (должностной оклад).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем государственного учреждения на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимым для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе.

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) работников описываются в программе в одноименном справочнике. В позиции штатного расписания (должности) можно указать принадлежность к квалификационной группе (например, младший медицинский персонал, педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал и т. д.) и соответствующий уровень (ПКУ).

При приеме на работу сотрудника на эту должность (позицию) программа автоматически предложит размер оклада согласно указанному уровню.

При кадровых изменениях система сама будет отслеживать изменения как уровня, так и группы в соответствии со штатным расписанием.

Читайте так же:  Ветеранам труда пенсия пенсия выше

Дополнительные надбавки можно настроить начислением от базовой ставки группы, а не только от размера ставки конкретного уровня.

Надбавка за наличие квалификационной категории (квалификационная надбавка)

Квалификационная категория – это показатель, определяющий уровень профессиональных знаний и навыков работников для занимаемой должности. За наличие квалификационной категории руководитель учреждения может назначать сотруднику повышающий коэффициент (надбавку) к окладу.

В программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» можно учитывать несколько шкал надбавок (например, для средней и старшей категорий персонала) и указывать для сотрудника присвоенную ему категорию. При приеме на работу сотруднику автоматически назначается квалификационная надбавка в соответствии с его категорией.

Квалификационная категория может указываться также для позиции штатного расписания. Это дает возможность использовать схему оплаты труда, при которой требования, предъявляемые к рабочему месту, имеют высший приоритет по отношению к личным компетенциям сотрудника, штатное расписание предполагает только определенный оклад, а размер надбавки зависит от личной квалификации сотрудника.

Для изменения категории сотрудника предусмотрен специальный документ «Изменение квалификационной категории».

Должность (позиция) может подразумевать одну или несколько специальностей, которыми должен владеть занимающий ее работник. По каждой специальности у сотрудника может быть своя квалификационная категория. В программе можно указать все имеющиеся у сотрудника специальности.

В штатном расписании можно учесть специальности, которые необходимы для занятия должности. При этом система может отслеживать в кадровых документах наличие квалификационных категорий у работников по соответствующей специальности и предлагать стимулирующую надбавку.

Например, если у сотрудника первая категория по специальности «вычислительная математика» и высшая категория по специальности «радиофизика», а для должности «преподаватель» в штатном расписании необходима специальность «вычислительная математика», то при приеме на работу (кадровом перемещении) сотруднику автоматически присвоится первая категория.

Новая система оплаты труда в образовании (стр. 2 из 2)

3. Применен новый подход к разделению рабочего времени на «аудиторную и неаудиторную занятость».

Аудиторная занятость – проведение уроков, неаудиторная занятость — подготовка к урокам, консультации, подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, методическая работа и иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

4. Установлена зависимость между средним уровнем оплаты труда по учреждению и заработной платой руководителя, что стимулирует руководителя бороться за рост оплаты труда путем рационального использования средств, выделяемых школе по нормативу.

5. Отсутствует четкая регламентация по количеству и заработной плате непедагогических работников, что создаст стимул к сокращению избыточного персонала, позволит сбалансировать штатные расписания, более рационально определить в структуре фонда оплаты труда доли отдельных категорий работников, а также повысить их зарплату.

Основной особенностью новой системы оплаты труда является формирование фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно в пределах общего объема средств учреждения, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в год.

3. Система оплаты труда в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

С 1 ноября 2008 года оклады работников ГОУ ВПО определяются не Единой тарифной сеткой, а системой, разработанной внутри каждого такого учреждения. Решение о переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) было принято правительством в августе 2008 года.

Принципиальное отличие НСОТ прежде всего в том, что она разделяет сотрудников по видам экономической деятельности. Большие полномочия в вопросах распределения фонда оплаты труда получает ректор. Он также самостоятельно принимает решение о необходимом количестве сотрудников. С введением новой системы зарплата работника может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может и остаться на уровне гарантированной ее части, но не меньше, чем был его оклад при старой системе.

Примерный размер изменения заработной платы в федеральных учреждениях высшего профессионального образования:

По профессорско-преподавательскому составу:

— в 116 вузах произошло увеличение заработной платы – от 1 до 47 %;

— в 25 вузах произошло снижение заработной платы – от 2 до 42 %.

По учебно-вспомогательному и прочему обслуживающему персоналу:

— в 131 вузе произошло увеличение заработной платы – от 1 до 86 %;

— в 10 вузах произошло снижение заработной платы – от 1 до 13 %.

По административно-управленческому персоналу:

— в 113 вузах произошло увеличение заработной платы – от 1 до 131 %;

— в 28 вузах произошло снижение заработной платы – от 1 до 60 %.

При отсутствии минимальных окладов в примерном положении, утвержденном приказом Рособразования от 09.10.2008 г. № 1383 в ходе формирования НСОТ федеральные образовательные учреждения использовали разные подходы к определению уровня гарантированной части заработной платы, к определению структуры заработной платы и повышению составляющих частей заработной платы.

В 45 вузах минимальный оклад по I ПКГ (Профессионально-квалификационная группа) установлен в размере 4330 рублей и более.

Минимальные размеры окладов с применением «вилок» по ним по всем профессиональным квалификационным группам работников установлены при введении НСОТ в большинстве вузов страны.

В зависимости от финансовых возможностей вузов, а также от того, к какой составляющей части заработной платы (к должностному окладу, компенсационным или стимулирующим выплатам) в конкретном вузе отнесены обязательные выплаты за занимаемую должность и наличие ученой степени, минимальные должностные оклады варьируются: по I ПКГ — от 1221 до 6000 руб., по IV ПКГ – от 3000 до 26294 руб.

Диапазон размеров минимальных окладов с учетом применяемых «вилок» окладов по каждой ПКГ составляет: по I ПКГ – от 1221 до 11170 руб.; по IV ПКГ – от 3000 до 35700 руб.

В то же время анализ порядка установления минимальных окладов по ПКГ в федеральных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в отдельных вузах был установлен единственный минимальный оклад для всех ПКГ как минимальная гарантия оплаты труда для всех работников, независимо от занимаемой должности.

При введении НСОТ средняя заработная плата основного персонала значительно различается по вузам и составляет в кратности нового МРОТ от 1,9 до 6,7 раза.

При этом доля бюджетных средств, направленных на введение нового МРОТ в объеме дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на введение НСОТ, имеет огромный разброс и составляет по вузам от 0 % до 100 %.

В заключение контрольной работы следует отметить, что в основу построения новой системы оплаты труда положены такие принципы как:

— обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа работы;

— поэтапное приближение минимальной базовой ставки и минимального базового оклада к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

— использование системы поощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к оплате по тарифу, а также разового премирования за особые достижения в труде.

Читайте так же:  В организации сокращают один отдел

При введении новой системы оплаты труда в образовательном учреждении, размер базового оклада, базовой ставки педагогического работника, за норму труда, определяется в размере не менееустановленного федеральными, республиканскими или муниципальными органами власти уровня для соответствующей профессионально-квалификационной группыработников.В случае если, гарантированная заработная плата работника по условиямновой системы оплаты труда оказывается меньше, чем по действующим условиям — работнику предусматривается компенсационная доплата. Также учитывая, что целью НСОТ является повышение качества работы учреждения приведем рекомендованные примеры оценки данного показателя.Педагогические показатели учебной и воспитательной работы:

-достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом;

-подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня;

-профильный, углубленный уровень образовательной программы;

-охват подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету;

-применение современных образовательных технологий;

-участие педагога в методической работе на школьном, городском, региональном, федеральном уровнях;

-индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения;

Видео (кликните для воспроизведения).

-отсутствие или снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;

-снижение (отсутствие) пропусков учащимися (лекций) уроков без уважительной причины;

[3]

-охват учащихся дополнительным образованием;

-отсутствие нарушений со стороны учащихся Правил внутреннего распорядка.

-удовлетворенность учащихся и родителей;

-рейтинг учителя по результатам анкетирования;

-высокий уровень социально-психологической сплоченности класса;

-отсутствие обоснованныхобращений учащихся, родителей, коллег-педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций.

-образцовое содержание кабинета;

-высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т.д.).

Список используемой литературы

1. 29, 41 Закона РФ «Об образовании»

2. часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3. статья 144 Трудового кодекса РФ.

4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

5. Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.

Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.

НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.

Оплата труда педагога по НСОТ

Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).

Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:

Зарплатапедагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,

где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда;
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.

Базовый оклад

Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.

Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.

Группа должностей работников учреждений образования 1 Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством.
Педагогические работники 3 Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п.
Технические исполнители и обслуживающий персонал
Особенности назначения Размер надбавки в регионах (примеры)
Выплата назначается в соответствие с педагогическим стажем работниками в образовательных учреждениях. Большинство регионов РФ определяют надбавку пропорционально периоду педагогической работы сотрудника (чем больше стаж – тем выше процент надбавки). При этом некоторыми регионами РФ внедрены мотивационные программы по поддержке молодых педагогов. В таких регионах надбавка назначается, в том числе, работникам без педагогического стажа В Республике Коми – от 5% при стаже от 1-го года до 20% при стаже от 15-ти лет.

В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет

Размер надбавки и порядок ее назначения определяется такими критериями, как:

· уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.);

· наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр);

· наличие профессионального образования.

Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область)

В Ханты-Мансийском автономном округе:
  • 10% – за полное общее образование;
  • 20% – за начальное профобразование;
  • 30% – за неполное высшее или среднее профобразование;
  • 40% – за высшее образование (бакалавр);
  • 50% – за высшее образование (специалист);
  • 60% – за высшее образование (магистр)
Надбавка выплачивается педагогам, которые имеют ученую степень кандидата наук, доцента, профессора, доктора наук, академика наук. Региональные власти могут устанавливать надбавку только в отношении определенных ученых степеней (например, только для кандидата и доктора наук) Надбавка за квалификацию От 5% до 40%

В Вологодской области:

  • 5% – за вторую категорию;
  • 15% – за первую категорию;
  • 30% – за высшую категорию.

В Калужской области:

  • 9% – за вторую категорию;
  • 18% – за первую категорию;
  • 25% – за высшую категорию.

Компенсационные доплаты педагогам

При расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи:

  • выполнение педагогом дополнительной работы (в том числе работа на замене);
  • совмещение должностей;
  • обучением детей с ограниченными возможностями;
  • педагогическую деятельность в сельской местности.
Читайте так же:  Что такое эксплуатационные расходы

Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками.

Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Коэффициент разброса

Одним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога.

В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы.

Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.

Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.

Законодательное обоснование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Читайте так же:  Льготы семье военнослужащего пенсионера после смерти

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Оценочный лист

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности;
  • премиальные доплаты и другие выплаты.

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:

  • в единстве подхода к методам оценивания;
  • подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
  • строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.

Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

Видео (кликните для воспроизведения).

О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

[1]

Источники


  1. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  4. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  5. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
Нсот в образовании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here