Омон подчиняется закону о полиции

Советы опытных юристов по теме: "Омон подчиняется закону о полиции". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции (ст.ст. 25 — 33)

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

>
Сотрудник полиции
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

[1]

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ пункт 14 части 1 статьи 27 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ
«О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 11 октября 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Президент Российской Федерации

3 июля 2016 года

Закон о войсках нацгвардии определяет, в частности, их задачи, состав, принципы деятельности, полномочия.

Данные войска участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в территориальной обороне страны, в обеспечении режимов чрезвычайного, военного положения, правового режима контртеррористической операции. На них возлагается федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области оборота оружия и частной охранной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, охрана важных гособъектов и др.

Прописаны основания применения военнослужащими (сотрудниками) войск нацгвардии физической силы, спецсредств, оружия, боевой и специальной техники.

Регламентированы вопросы материально-технического обеспечения, комплектования войск личным составом, подготовки кадров. Закреплены гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) нацгвардии, в т. ч. порядок предоставления им жилых помещений и медицинского обеспечения.

Читайте так же:  Приказ о закрытии обособленного подразделения

Отдельная глава касается прокурорского надзора за деятельностью войск нацгвардии.

Граждане отбираются в войска нацгвардии для службы по призыву по согласованию с органами федеральной службы безопасности.

Не допускается привлекать военнослужащих нацгвардии к выполнению задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, контртеррористической операции на срок более 3 месяцев.

Запрещено распространять в публичных выступлениях, в СМИ сведения о местах дислокации войск нацгвардии. Обеспечивается конфиденциальность информации о военнослужащих (сотрудниках) данных войск и членах их семей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 3 июля 2016 г., за исключением пунктов 12, 17 и 19 части 1 статьи 9, вступающих в силу 1 января 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2016 г., в «Российской газете» от 6 июля 2016 г. N 146, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 27 (часть I) ст. 4159

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 364-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Чем отличается национальная гвардия России от полиции?

Владимир Путин планирует сформировать национальную гвардию на базе внутренних войск МВД и планирует возложить на новую организацию примерно следующие функции: борьба с терроризмом и организованной преступностью, продолжить исполнять функции ОМОНа и СОБРа. Тогда чем принципиально будет отличаться нацгвардия России от той же полиции?

Песков по этому поводу высказался примерно так «Причиной создания новой структуры является необходимость повышения эффективности и совершенствования работы в области обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина в России.»

Подразделения МВД осуществляют контроль за соблюдением правопорядка внутри страны. Полиция, ОМОН и СОБР участвуют в задержании малых групп или единичных преступников. Полицейские много документов оформляют в своей работе, сотрудники ОМОНа и СОБРа тоже должны быть юридически подкованными. Тогда скорость при захвате страдает, каждый задумывается об оформлении последствий. У преступников есть права, которые нельзя нарушать.

В Национальной Гвардии России будут бойцы быстрого реагирования с расширенными полномочиями без высшего образования. От них требуется контроль порядка на улицах населенных пунктов, защита от угрозы терроризма. По всем подозрительным можно будет открывать огонь на поражение. Такая улучшенная замена внутренним войскам.

2.2 Основные функции и полномочия ОМОН

Основными функциями ОМОН являются:

— ОМОН во взаимодействии с подразделениями системы МВД России, другими подразделениями системы главных управлений МВД России, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, частями и соединениями внутренних войск МВД России, воинскими формированиями, в том числе по линии деятельности указанных органов в установленном порядке задействуется:

1. В обеспечении безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах путем проведения рейдов и специальных операций (мероприятий) по отработке наиболее криминогенно опасных мест в целях предупреждения и пресечения преступлений, а также для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. В качестве силовой составляющей при проведении специальных операций (мероприятий) по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, в том числе террористического характера, экстремистской направленности, и административных правонарушений, обеспечению в установленном порядке мероприятий силовой поддержки других подразделений территориальных органов МВД России, а также иных правоохранительных органов, при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

3. В обеспечении правопорядка и общественной безопасности в местах пребывания объектов государственной охраны.

4. В охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения публичных и массовых мероприятий.

5. В осуществлении мероприятий по пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных действий, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных.

6. В проведении контртеррористических и специальных комплексных оперативно-профилактических операций, специальных операций (мероприятий) по освобождению заложников, обнаружению, блокированию, задержанию террористов, членов незаконных вооруженных групп (банд), незаконных вооруженных формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников и их пособников, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ.

7. В обеспечении в пределах своей компетенции режимов чрезвычайного положения и военного положения, в случае их введения на территории Российской Федерации или ее отдельных местностях, а также правопорядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств, в том числе на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, органов государственной власти, объектах транспорта.

Читайте так же:  Приставы сняли последние деньги с карты

8. В мероприятиях по разблокированию (разграждению) препятствий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, спасению и эвакуации людей, в том числе из зон, опасных для их пребывания, оказанию им при необходимости первой помощи, а также пресечению фактов хищения или умышленного уничтожения собственности.

9. В организации и обеспечении в соответствии с Правилами водолазной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации водолазных спусков и работ в интересах подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России.

10. В осуществлении мероприятий силовой поддержки при перевозке транспортными средствами пассажиров и грузов.

11. В соответствии с решением руководства МВД России в проведении командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок, в том числе за пределами мест постоянной дислокации спецподразделения, во взаимодействии с подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также в установленном порядке со спецподразделениями правоохранительных органов иностранных государств.

12. В пределах своей компетенции в проведении специальных операций (мероприятий) по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке, уничтожению взрывоопасных предметов и обеспечении при производстве указанных работ безопасности граждан.

13. В пределах предоставленных полномочий в осуществлении оперативно-розыскной деятельности для обеспечения безопасности пунктов постоянной дислокации ОМОН и мест проведения специальных операций (мероприятий) путем проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с приказом МВД России от 19 июня 2012 г. №608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».

— обобщение, анализ и прогнозирование результатов работы в установленной сфере деятельности с внесением в установленном порядке руководству главного управления МВД России предложений по ее совершенствованию.

— осуществление перспективного и текущего планирования.

— участие в подготовке предложений по формированию государственного оборонного заказа и плана адресных поставок (в том числе ремонта) вооружения, материально-технических, специальных средств, автомобильной и бронированной техники, плавсредств, объектов инфраструктуры специальных подразделений, средств связи и оргтехники, вещевого и другого военного имущества для ОМОН.

— участие в пределах своей компетенции в проведении правовой пропаганды и информировании населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности ОМОН в целях формирования позитивного общественного мнения.

— участие в разработке и сопровождении проектов правовых, распорядительных актов главного управления МВД России, подготовке заключений и отзывов на проекты актов и документов, поступивших на рассмотрение в главное управление МВД России.

— осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

— осуществление мероприятий по пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных.

— участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности в районе возникновения чрезвычайных ситуаций, введения чрезвычайного положения, в том числе на объектах особой важности, повышенной опасности и объектах жизнеобеспечения органов государственной власти.

— реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению режима комендантского часа или особого правового режима при введении чрезвычайного положения.

— осуществление во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, частями и соединениями внутренних войск МВД России, Минобороны России, другими воинскими формированиями специальных мероприятий по освобождению заложников, обнаружению, блокированию, задержанию террористов, членов незаконных вооруженных групп (банд), незаконных вооруженных формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ.

— предоставление государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством России срок по вопросам, отнесенным к компетенции ОМОН.

— представление по доверенности интересов главного управления МВД России и МВД России во всех учреждениях, организациях и предприятиях, во всех судебных учреждениях — судах общей юрисдикции и арбитражных судах по вопросам, отнесенным к компетенции ОМОН.

— выполнение иных функций, возложенных на ОМОН в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами главных управлений МВД России.

ОМОН для решения возложенных задач и осуществления функций имеет право:

— применять при осуществлении служебной деятельности физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

— для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью устанавливать доверительные отношения с гражданами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами России, нормативными правовыми актами МВД России.

— пользоваться в установленном порядке базами данных МВД России и его подразделений, главных управлений МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России.

— проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции, семинары, брифинги.

— в установленном порядке запрашивать и получать от подразделений системы главных управлений МВД России документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной сфере деятельности.

— создавать в ОМОН консультативные и совещательные органы (советы, комиссии).

— вносить руководству главных управлений МВД России в установленном порядке и в пределах предоставленных полномочий предложения, направленные на совершенствование деятельности подразделения.

— осуществлять иные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами МВД России к компетенции ОМОН.

ОМОН возглавляет командир, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел России в порядке, который устанавливает МВД России.

Читайте так же:  Поворот налево через двойную сплошную

Командир ОМОН имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей начальником главных управлений МВД России в установленном порядке.

В компетенцию командира ОМО входит:

— осуществление непосредственного руководства деятельностью ОМОН и несение персональной ответственности за надлежащее выполнение возложенных на ОМОН задач и функций и реализацию предоставленных прав;

— распределение функциональных обязанностей между своими заместителями, осуществление контроля за их исполнением; утверждение должностных регламентов (инструкций) подчиненных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников;

— издание в пределах своей компетенции в установленном порядке приказов и распоряжений, которые обязательны для исполнения всем личным составом ОМОН;

— организация и обеспечения подбора и профессиональной подготовки, переподготовки кадров, их воспитание и повышение квалификации, соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности и правил внутреннего трудового распорядка;

— осуществление в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, главных управлений МВД России прав, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на службу в ОМОН, федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в ОМОН, и работников (в соответствии с номенклатурой должностей командира ОМОН), в пределах своей компетенции устанавливает им соответствующие надбавки и выплаты;

— в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России, принятие на службу, назначение на должности, перемещение по службе и увольнение со службы сотрудников в пределах представленных полномочий, в соответствии с номенклатурой должностей командира ОМОН;

— реализация иных полномочий, отнесенных к компетенции ОМОН и предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России и правовыми актами главного управления МВД России.

Полномочия сотрудников Росгвардии

Росгвардия — силовая структура, выполняющая достаточно широкий перечень задач. Сюда относятся борьба с терроризмом, обеспечение общественного порядка, участие в задержаниях особо опасных преступников, охрана объектов и сопровождение спецгрузов. Разумеется, бойцы Росгвардии наделены особыми полномочиями, которые вызывают бурную волну обсуждений среди гражданского населения. Попробуем разобраться, какие функции возлагаются на бойцов, рассмотрим полномочия и выполняемые задачи.

Что такое нацгвардия РФ


Начнём с того, что нацгвардией называют подведомственную государству военную структуру, созданную для обеспечения общенациональной безопасности, защиты прав и гражданских свобод населения страны.

Полномочия

Согласно положениям закона «О нацгвардии РФ», сотрудники этого ведомства наделены следующими полномочиями:

    задерживать лиц, если они подозреваются в совершении преступлений; вскрывать автотранспортные средства; проникать в жилые и коммерческие помещения, если это требуется для соблюдения законности и предотвращения угрозы жизни; собирать собственную базу данных; блокировать движение и использовать гражданский автотранспорт в служебных целях; задерживать граждан на срок до 3 часов; составлять протоколы о совершенных правонарушениях; выставлять оцепление и блокировать районы местности, жилые здания и другие объекты; создавать условия по поддержанию правового режима в ходе контртеррористических операций или в зонах ЧС.

Функции и задачи


Росгвардейцы могут принимать участие в:
    мероприятиях по охране общественного порядка и безопасности совместно с другими силовыми ведомствами; операциях, направленных на борьбу с террористическими и экстремистскими организациями; защите целостности страны; охране спецгрузов и объектов особой важности; функциях госконтроля в сфере работы ЧОП и оборота оружия.

Правомочия Росгвардии

Перечисленные выше полномочия и задачи имеют общий характер. Чтобы понять специфику деятельности войск национальной гвардии, нужно рассмотреть некоторые моменты более детально.

Остановка гражданского автотранспорта

В целом, задачи Росгвардии затрагивают безопасность дорожного движения в минимальной степени, поэтому полномочия сотрудников этого ведомства мало волновали автолюбителей. Однако внесение дополнительных поправок в действующее законодательство, в частности, закон, касающийся госнадзора БДД, заставили многих автовладельцев задуматься. Так появился слух, что бойцы Росгвардии могут останавливать для проверки транспортные средства, принадлежащие гражданским лицам.

Полномочия Росгвардии в обеспечении безопасности дорожного движения

Отметим, что в этой профессиональной сфере обязанности нацгвардии довольно ограничены. В частности, под обеспечением безопасности дорожного движения понимаются надзорные функции непосредственно внутри ведомства.

Согласно правительственному указу, Росгвардия может контролировать соблюдение правил дорожного движения водителями, работающими в ведомстве. Отсюда следует, что обеспечивать БДД национальная гвардия может только среди военного автотранспорта, на гражданские автомобили полномочия сотрудников не распространяются.

Кто обеспечивает БДД

Внутри войсковых соединений нацгвардии сформировано структурное подразделение, выполняющее функции автоинспекции. Обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения возлагается на следующих должностных лиц:

    руководитель автоинспекции войск нацгвардии; руководитель регионального подразделения; начальник структурного подразделения; замначальника; старший инспектор; старший техник.

Может ли Росгвардия проверять тюнинг

Как было указано выше, контроль над изменением конструкции автотранспортных средств входит в обязанности силового ведомства, но полномочия распространяются только на военные автомобили.

Могут ли стрелять без предупреждения

Да, могут. Сотрудники Росгвардии могут применять табельное оружие без предупреждения в случаях вооруженного нападения, создания ситуаций, несущих прямую угрозу жизни росгвардейца. В остальных случаях, бойцы Росгвардии должны представиться и предоставить гражданским лицам время для исполнения законных требований.

Проверка документов

Если имеются законные основания, бойцы Росгвардии могут проверять документы с целью установления личности, задерживать подозрительных личностей.

Контроль за деятельностью частных охранных агентств

Здесь понимается формирование банков данных в отношении лиц, получивших оружие и удостоверение частного охранника. Формирование баз данных будет вестись в полном соответствии с положениями закона о сохранении персональных данных.

Выставлять оцепление на определённых участках местности

Росгвардия может оцепить жилые здания, производственные помещения, территории и акватории, если это необходимо для обеспечения безопасности гражданского населения. При выставлении оцепления, сотрудники могут блокировать передвижение автотранспорта и пешеходов.
Читайте так же:  Бесплатное протезирование для третье группы инвалидности

Чем отличается ОМОН от спецназа и СОБРа?

Спецподразделения есть у всех силовых ведомств: армия, полиция, даже МЧС имеют свой спецназ, предназначенный для выполнения определённых задач. Однако ошибочно полагать, что эти подразделения одинаковы. Разумеется, основной задачей спецназа является поддержание закона и порядка, но в зависимости от формы подчинения и специфики деятельности, каждый из отрядов выполняет свои функции.

Что такое СОБР, ОМОН и спецназ

Основная специфика применения этих подразделений скрывается в расшифровке аббревиатур.

Выглядит это следующим образом:

    ОМОН. Так после реформы МВД называют мобильные отряды особого назначения, созданные для обеспечения безопасности культурно-массовых мероприятий и поддержания правопорядка на улицах города. Помимо этого, бойцы подразделений выезжают для выполнения служебно-боевых задач в «горячих точках»; СОБР. Это специальные отряды быстрого реагирования, регионального и федерального подчинения, созданные при РУБОП для борьбы с организованной преступностью; спецназ. Армейские подразделения, созданные для борьбы с терроризмом и выполнения сложных боевых задач.

Чем различается спецназ МВД

Начиная с 2016 года, все перечисленные подразделения вошли в состав Росгвардии, став армейскими подразделениями. Однако СОБРы и ОМОН выделены в отдельный блок полицейского спецназа, поэтому их задачи будут отличаться от деятельности армейских подразделений.

ОМОН и СОБР объединяет только одно — они относятся к ведомству МВД, но на этом сходство заканчивается. Подразделения выполняют разные задачи, и даже создавались для различных целей.

В частности, ОМОН находился в подчинении милиции общественной безопасности, куда также входили участковые инспекторы и сотрудники патрульно-постовой службы. СОБР создавался при РУБОПах, затем перешёл в подчинение криминальной милиции и использовался в основном для силовых задержаний опасных преступников.

Основные различия

Проведем небольшой сравнительный анализ, наглядно демонстрирующий разницу между спецподразделениями МВД:

    СОБР никогда не задействуется для обеспечения безопасности мероприятий; структура ОМОН больше напоминает армейский принцип: взвода, роты, медслужба и пр. СОБР делится на отделения: боевое, тактическое, тыловое; штат СОБРа включает только офицерский состав, в ОМОНе присутствует рядовой и сержантский состав.

Кроме этого, кандидаты в СОБР проходят более жёсткий отбор: физический и психологический.

Росгвардия — что это за структура и кому она подчиняется

В 2016 году в России была образована национальная гвардия. Сейчас эта организация сильно разрослась, и она насчитывает десятки тысяч военнослужащих.

Войска предназначены для обеспечения безопасности внутри государства, борьбы с экстремистами и митингующими.

Часто можно услышать, как Росгвардию называют «личной армией» президента, т.к. эта структура подчиняется главнокомандующему, т.е. главе государства. Но так ли это в реальности?

Структура и полномочия

В состав структуры входят следующие спецслужбы:
  • СОБР;
  • ОМОН;
  • ФГУП «ОХРАНА» МВД;
  • Центр спец назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД;
  • Органы МВД по надзору в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности;
  • Нацгвария.

Сейчас главой структуры является Виктор Золотов, долгое время лично работающий с президентом.
Эта организация имеет ряд полномочий:

  1. Требовать соблюдение порядка от населения.
  2. Пресекать возникновение преступлений или ущемления прав граждан.
  3. Проверять документы у населения, если есть повод подозревать людей в совершении противоправных действий, нахождения в розыске и другие серьезные основания.
  4. Требовать от должностных лиц и населения прекратить противоправные действия.
  5. Охранять место происшествия, пока не прибудут органы следствия. Также гвардия может требовать у граждан покинуть охраняемое место.
  6. Принимать, хранить или уничтожить изъятое/сданное оружие.

Это лишь основные полномочия гвардии, и на самом деле ее возможности гораздо шире.

Росгвардия и полиция: в чем разница

В теории, у каждого ведомства должно быть свое конкретное название, и функции этих организаций пересекаться не должны.

Однако полномочия Росгвардии пересекаются с деятельностью полиции и ФСБ (борьба с терроризмом на территории страны и обеспечение целостности РФ).

Представители Росгвардии могут ездить на автомобилях с «мигалками». Также им разрешено применять спецсредства в случае необходимости. Вот основные различия этой структуры от полиции:

  1. Подчинение. Полиция подчинена МВД России, тогда как войска Росгвардии находятся в подчинение президента страны.
  2. Самостоятельность. В финансовом плане Росгвардия – независимая организация. Она имеет все финансовые функции полиции, и годовой оборот организации составляет порядка 20 млрд. Также войска Нацгвардии могут контролировать оборот оружия и наделены полномочиями лицензировать охранную деятельность.
  3. Задачи. Полиция охраняет порядок и применяет санкции к нарушителям, тогда гвардия призвана защищать государственную целостность и порядок.
  4. Применение оружия. Это, пожалуй, одно из основных отличий между Росгвардией и полицией. Служащие обеих структур имеют право применять оружие. Только вот в законе «О полиции» четко прописано, что сотрудники МВД могут применить оружие в целях защиты граждан, при посягательстве на их здоровье и жизнь. В законе о Росгвардии этот пункт отсутствует, что значительно расширяет возможности этой структуры.

Как устроиться

Чтобы устроиться на службу в Росгвардию, нужно пройти ряд требований:
  1. Состояние здоровья. После прохождения обследований призывник в военкомате получает категорию здоровья (A-D). На службу в Росгвардию принимают годных к службе и годных с незначительными ограничениями, т.е. людей с A и B категориями здоровья.
  2. Психологическое здоровье. Также будущие сотрудники должны пройти психологический отбор. По результатам отбора человеку присваивается 1 из 4 категорий пригодности. В основном на службу берут людей с 1 и 2 категориями, в редких случаях – 3. Последняя категория считается не рекомендованной.
  3. Дополнительные требования. Помимо этих требований будущий сотрудник должен обладать достаточным уровнем физической подготовки, образования и квалификации.
    Стать гвардейцами могут как гражданские, так и военнослужащие лица. Для этого нужно подать заявление командиру части. Он принимает решение о принятии на службу. Если у желающего устроиться в гвардию нет противоречий для службы, ему выдаются направления на прохождение медицинских обследований, тестов на психику и сдачу нормативов по физической подготовке.
Читайте так же:  Ветерану боевых действий фонд капитального ремонта

Размер зарплаты

Зарплата гвардейца зависит от:
  • звания и должностей;
  • размер денежных довольствий;
  • надбавок сотрудников;
  • материальной помощи гвардейцам.

Сейчас зарплата рядового гвардейца составляет 25000 рублей в месяц, а гвардеец офицерского звания зарабатывает около 55000 рублей. Это средние показатели, и числа могут колебаться в зависимости от региона службы.

На жалобы военнослужащих о низкой зарплате командование обещает сотрудникам существенно повысить зарплату, но произойдет это не скоро.
Отметим, что недавно Владимир Путин увеличил финансирование Росгвардии, и военнослужащие могут ожидать прибавку зарплаты примерно 4-5% в ближайшее время.

Льготы для военнослужащих

Сами гвардейцы и их семьи имеют ряд государственных льгот:
  • страхование здоровья и жизни;
  • бесплатный отпуск;
  • получение бесплатных медицинских услуг;
  • возможность получения кредита-ипотеки на льготных условиях по ставке менее 10%.

Стоит отметить, что чем больше срок службы гвардейца, тем лучше льготы от государства. К примеру, сотрудник, находящийся на службе менее 10 лет, получит бесплатный отдых сроком на 30 дней. Служащим более 20 лет будет предоставлен отдых на 45 дней. Также на льготы существенно влияют личные заслуги сотрудника: участие в боевых действиях, служба в неблагоприятных условиях и тд.

Росгвардия – молодая структура, развивающаяся огромными темпами. Организацию создали всего 3 года назад, а в ее состав уже входит более 350000 служащих (1/3 сотрудников МВД). Поэтому поступление на службу в национальную гвардию –выгодная и перспективная цель. Однако стоит понимать, что здесь есть определенные требования к здоровью служащих, поэтому отбор пройдут не все желающие.

Статья 10. Задержание

Ст. 10 ФЗ «О национальной гвардии» в последней действующей редакции от 3 июля 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

[3]

Статья 10. Задержание

1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе задерживать до передачи в полицию:

  • 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, а также лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
  • 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
  • 4) лиц, находящихся в розыске;
  • 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • 6) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа;
  • 7) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов.

2. Лицо, подвергнутое задержанию (далее — задержанное лицо), в сопровождении военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и с соблюдением условий, исключающих угрозу их жизни и здоровью, подлежит доставлению в ближайший орган внутренних дел в кратчайший срок, но не позднее трёх часов с момента задержания.

3. В каждом случае задержания военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан разъяснить задержанному лицу основания задержания.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного лица.

5. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства, плавучие средства (суда) подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

6. О каждом случае задержания военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии несовершеннолетнего незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители.

7. О задержании военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии иностранного гражданина или подданного иностранного государства незамедлительно уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. О задержании военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии военнослужащего незамедлительно уведомляется командование воинской части, в которой этот военнослужащий проходит военную службу.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или имуществу.

Источники


  1. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
  4. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  5. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Омон подчиняется закону о полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here