Почему педагогам отменили стимулирующие выплаты

Советы опытных юристов по теме: "Почему педагогам отменили стимулирующие выплаты". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Стимулирующие выплаты для учителей в 2019-2020 году

Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2019-2020 году до среднего уровня по региону.

Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).

Скачать для просмотра и печати:

Законодательство о структуре дохода педагога

Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.

Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:

  • к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
  • профессиональному развитию;
  • улучшению качества обучения;
  • развитию творческого потенциала молодежи.

Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:

  • базовая ставка;
  • компенсации;
  • стимулирующие.

Скачать для просмотра и печати:

Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:

Составляющая зарплаты Факторы, влияющие на индивидуальные начисления
Базовая ставка Квалификация учителя;

количество занятых часов в неделю (норма 18)

Компенсации Сверхурочная деятельность;

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

применение компьютерной техники в образовательном процессе;

ответственность за кабинет;

участие в организации:

  • общественно полезного труда;
  • деятельности комиссий, кафедр, консилиумов
Стимулирующие Утверждаются локальным нормативным актом на основании рекомендаций Минобрнауки РФ

Важно: каждая позиция из перечня составляющих должна иметь документальное подтверждение.

Порядок формирования заработка бюджетников

Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:

Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.

Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:

  • правила начисления сумм установлены в законодательстве;
  • конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
  • по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
  • последним руководствуются:
    • бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ ;
    • местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.

Подсказка: норма о необходимости участия представителей трудовых коллективов и профсообществ в начислении зарплаты приведена в 135-м параграфе ТК. Скачать для просмотра и печати:

Порядок стимулирования бюджетников

Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК ) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.

В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

[1]

  • доплаты за:
    • непрерывный стаж и выслугу;
    • качество работы;
  • премирование:
    • по результатам трудовой деятельности;
    • за интенсивность и достижения.

Скачать для просмотра и печати:

О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).
  1. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
    • разработка критериев;
    • применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
  2. Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
  3. Оформление работы коллегиального органа протоколами.

Скачать для просмотра и печати:

Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:

  • равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
  • общедоступности информации о критериях оценивания;
  • оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).

Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ , рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Особенности начисления СВ педагогам

Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).

Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:

  • определение перечня показателей эффективности;
  • утверждение количественной системы их оценки;
  • выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.

Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:

  • категории работников;
  • разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
  • условия трудовой деятельности каждого.

Самим труженикам необходимо обеспечить:

  • доступность информации о работе коллегиального органа;
  • возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
  • понятность и объективность предъявляемых требований.

Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:
  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание:
    • комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
    • наглядных пособий;
    • условий для выявления способностей детей;
  • организация полноценного сотрудничества с родителями;
  • внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
  • индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • отслеживание положительной динамики успеваемости;
  • участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.

Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других).

На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

[2]

Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений

Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ . Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.

Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):

Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:

  • работы с неблагополучными семьями;
  • результатов ЕГЭ;
  • выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.

Тонкости начисления премиальных

Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
  • учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
  • а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.

Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:

  • от наличия средств в бюджете;
  • количества охваченных услугами детей;
  • профессиональной подготовки директора и бухгалтера.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2019 году методика стимулирования опять подверглось изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ . С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Ольга Васильева: распределение стимулирующих выплат учителям должно быть прозрачным

Администрации некоторых школ присваивают средства, которые должны идти на выплату поощрительной части зарплаты учителей, но Минобрнауки занимается этим вопросом. Об этом заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

«Если такие случаи есть, то, естественно, сразу решается вопрос, а такие случаи есть. С этим идёт очень большая работа», — сказала Васильева. «Распределение поощрительной надбавки должно быть очень прозрачным и справедливым», — подчеркнула министр.

На прошлой неделе учителя из Звериноголовского района Курганской области заявили, что с 22 января начнут забастовку из-за недополученных зарплат. По словам педагогов, им полагались стимулирующие выплаты за последние два года, но их так и не заплатили.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ

Компенсационные выплаты представляют собой доплаты или надбавки за труд в условиях, которые отличаются от обычных и требуют повышенной оплаты. Компенсационные выплаты учителям — это одна из составных частей их зарплаты.

— расположенных в сельской местности;
— для детей и подростков с девиантным поведением;
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.

Руководителям организаций, их заместителям и главным бухгалтерам выплаты компенсационного характера устанавливаются в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Обратим внимание, что согласно Методическим рекомендациям:
1. Выплаты за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах). за классное руководство, проверку письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; другая дополнительно оплачиваемая работа отнесены к компенсационным выплатам.
2.Возложение на работников дополнительной работы, в том числе совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных осуществляется с письменного согласия работника.

Трудовой кодекс РФ

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы

Стимулирующие выплаты учителям в 2019 г.

Заработная плата учителей с каждым годом увеличивается. Но процесс этот постепенный и подвергающийся постоянной критике, поэтому большая часть преподавателей предпочитает не дожидаться надбавки от государства, увеличивая зарплату за счет вознаграждения за участие в мероприятиях и конкурсах. Такое вознаграждение официально является частью заработка и называется стимулирующей выплатой. Поговорим о критериях оплаты, расчете и порядке начисления средств более подробно.

Стимулирующие выплаты учителям

Стимулирующие выплаты – важная часть заработной платы учителя, обычно состоящей из должностного оклада, премий, надбавки за квалификацию и категорию. Выплаты устанавливаются на:

  • законодательном уровне (право на получение преподавателем стимулирующей надбавки к основному окладу закреплено в ст. 129, 135 ТК РФ);
  • уровне руководства школы (директор издает приказ или любой другой документ о начислении премии).

[3]

Положения об оплате труда описываются в одноименном документе. Стимуляция работника премией никак не ограничена. Главное, чтобы премия выплачивалась членам трудового коллектива и не влияла на заработную плату других работников.

Что включают в себя выплаты этого характера

Стимулирующие выплаты бывают нескольких видов:

  • за участие в определенного рода мероприятиях (конференциях, открытых уроках);
  • за участие в конкурсах, подготовку учеников к олимпиаде.

Для получения поощрения необходимо активно участвовать в общественной жизни школы, города или района, развиваться в своей области, писать методические работы.

Стимулировать могут единожды (премия за победу в конкурсе) или на определенный длительный срок (полгода, год, на всем протяжении работы).

Критерии оценивания и условия предоставления

Основная цель стимуляции учителя:

  • повышение его заинтересованности в работе и внесении собственного вклада в деятельность учебного заведения (хороший учитель – гордость школы, он повышает ее статус в глазах властей и родителей);
  • повышение качества работы школы в общем.

Система оценивания показателей качества достижения, основана на:

  • разработке перечня достижений, за которые учителя положено стимулировать деньгами;
  • создании количественной системы оценки – баллы;
  • учете алгоритма учета достижений в общей сумме оклада.

Видео (кликните для воспроизведения).

К обязательным условиям выработки критериев для оценивания относят:

  • понимание учителем своих трудовых обязанностей и критериев, которые оказывают влияние на оценку эффективности его трудовой деятельности;
  • вклад работника в успех работы школы, степень его влияния на общий показатель;
  • прозрачность и понятность применяемого критерия оценки.

Для получения выплаты преподавателю необходимо соблюдать следующие условия:

  • создавать проекты, стимулирующие развитие кругозора у детей;
  • выявлять выдающихся учеников, развивать их умения;
  • тесно взаимодействовать с родителями;
  • предложить улучшения существующей программы;
  • организовывать и проводить оздоровительные мероприятия;
  • работать с детьми из неблагополучных семей;
  • создавать наглядные образовательные элементы (стенды, программы).

Учитывают также результаты контроля полученных учащимися знаний и степень участия в общих мероприятиях, проводимых в школе.

Таблица критериев

Для каждой категории учителей разработаны собственные критерии оценки. Итогом оценивания становится получение преподавателем определенного количества баллов.

Критерии Показатель Балл
1 Вовлеченность в работу 1.1. Выполнение плана 1-3
2 Профессиональные умения и методическая работа 2.1. Повышение квалификации, участие в мероприятиях по актуализации профессиональных навыков:
  • переподготовка;
  • курсы повышения квалификации, обучающие семинары;
  • производственное обучение.
1
2.2. Выступления на семинарах, конференциях, печать в периодических научных изданиях. 1
2.3. Привлечение к участию в мероприятиях учащихся 1
3 Исполнительная дисциплина 3. Ведение плановой и отчетной документации 1-2
3.1. Соблюдение правил внутреннего распорядка 1

Оценочный лист и правила его заполнения

Каждый педагог ведет оценочный лист, в котором фиксирует выполнение им требования учебной программы. За реализацию мероприятия, включенного в таблицу критериев, учитель получает баллы. Этот документ представляет собой таблицу, шапка которой состоит из следующих пунктов:

  • ФИО учителя;
  • возраста;
  • стажа работы;
  • квалификации;
  • учебная нагрузка по часам.

В основной части таблицы требуется указать:

  • соответствуют ли знания учащихся муниципальному уровню (выставленным требованиям);
  • сколько учеников принимает участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня;
  • есть ли учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью;
  • само образовывается ли педагог, каковы его результаты в этой сфере деятельности;
  • уровень соблюдения исполнительской дисциплины (результаты ведения классного и электронного журналов, иной документации);
  • есть ли у учителя собственные методические разработки, как он работает с учебной программой.

Фактически, заполняя лист оценки, преподаватель дает подробный критический анализ всей своей профессиональной деятельности.

Документ для заполнения предоставляет администрация в конце каждой четверти или полугодия. Ничего описывать в нем словами не нужно, в графах выставляются балы – от 1 до 5 или 8. Баллы подсчитываются по каждому показателю отдельно. Так, за работу классным руководителем, учитель получает одни баллы, а за социально-значимую деятельность – другие.

Расчет и порядок начисления стимулирующих выплат учителям

Для расчета величины выплаты вычисляют общее количество баллов всех сотрудников (соответственно оценочному листу), выделенные для этой цели средства бюджета распределяю между общим количеством баллов, делятся на это количество (вычисляют стоимость 1 балла), стоимость одного балла умножается на количество баллов, набранных каждым учителем.

Пример: В школе 4 активных педагога, набравших по 30, 40, 50 и 55 баллов каждый, что в сумме составляет 175 баллов. На стимуляцию преподавателей было выделено 50 тыс. рублей. Для вычисления стоимость одного балла (50 000/175 = 285 рублей, 71 копейка).

Каждый учитель получит:

Для определения стоимости 1 балла, всю сумму, выделенную на стимулирование, делят на общий балл, набранный всеми преподавателями школы.

Кем производится расчет поощрений

Размер поощрений рассчитывает бухгалтер после предоставления ему администрацией школы информации о набранных учителями баллах. Сделать это может и сам учитель, но ему необходимо знать баллы коллег и размер выделенных на стимулирование средств. В конце месяца заработанная сумма просто присоединяется к общему окладу, и преподаватель, например, получает не 20 тыс. рублей, а 35 и более, соответственно набранным баллам.

Особенности оценивания

У каждой категории преподавателей своя система оценивания. Школа может дополнить собственными требованиями выставленные критерии, не выходя за рамки закона и трудового договора.

Для педагогов младших классов и воспитателей ДОУ

Процесс стимулирования учителей младших классов и воспитателей ДОУ основан на рекомендациях Минобрнауки РФ, постановлениях Управляющего совета и профсоюзной организации. Баллы эта категория преподавателей получает за:

  • посещаемость воспитанников;
  • низкий процент заболеваемости среди воспитанников;
  • организацию обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
  • выполнение санитарно-эпидемиологического режима в классе и на прогулке;
  • взаимодействие с родителями;
  • работу с документами;
  • самообразование (участие в конкурсах и привлечение к творческой деятельности детей – олимпиады, культурный досуг).

Размер выплат пересматривается 1 раз в 3 месяца. Педагогу могут начислять дополнительные или штрафные баллы.

Учителя младших классов получают стимулирующие выплаты меньшего размера, что связано с особенностями программы, не позволяющей набрать необходимое количество баллов.

Для учителей сельских школ

Стимулирующая выплата для учителя сельской школы начисляется из местного бюджета. Если в бюджете средств не заложено, то доплата не производится. Но по закону сельский учитель вправе рассчитывать на то же поощрение, что и любой другой.

Для учителей в музыкальных учреждениях

Преподаватель музыкальной школы заполняет оценочный лист и рассчитывает количество баллов по отдельной системе. Он может набрать больше баллов, чем обычный учитель, поскольку работает с одаренными детьми. Иногда размер выплат работника музыкальной школы в 1,5-2 раза превышает величину доплаты обычного учителя.

Для руководителей образовательных учреждений

Выплаты стимулирующего характера начисляются руководителям тех общеобразовательных учреждений, которые выполнили представленный муниципальными органами власти план работы. Основной для начисления становятся:

  • высокие результаты деятельности работников школы;
  • достижение школой поставленных целей по обучению учащихся.

Чем больше учителей участвует во внеклассной деятельности, получая высокие баллы, чем луче учатся ученики, тем больше размер доплаты руководителю. Распоряжение о стимулировании директора школы исходит от руководства администрации города или района. Если в бюджете средств не заложено, то от стимулирования могут отказаться на неопределенный срок, хоть это и не совсем законно.

Как учителю отказаться от стимулирующих выплат

Стимулирующая доплата к зарплате начисляется не всегда и не всем, поскольку это все же премия, выдаваемая в качестве поощрения за определенные заслуги. Преподаватели иногда не знают сумму оклада и размер выплат, из-за чего не могут заранее распределять полученную заработную плату для собственных нужд, конфликтуют между собой из-за того, что при, казалось бы, одинаковой работе один учитель получает 15 тыс., а второй — 35 тыс. рублей в месяц.

Если учитель не хочет участвовать в конкурсах и конференциях, стремиться заниматься непосредственно с учениками, уделяя больше времени учебному процессу, он может отказаться от оценки его работы для последующего начисления доплаты. Сделать это нелегко, поскольку от внеурочной работы преподавателя зависит престиж школы, многие директора требуют от работников максимального включения в процесс получения нужных баллов.

Но существует школьное положение о заработной плате. Учитель, решивший не получать стимулирующих выплат, вправе ознакомиться с ним и написать заявление на имя директора о стимулирующей надбавке. При этом на премию он все же может рассчитывать, но она будет идти из фонда экономии, а не из бюджета. Отказ гарантирует 95% стабильной зарплаты, прекращения конкурентной борьбы за баллы, улучшение отношений в коллективе. Заработная плата становится прозрачной. Учитель понимает, за что он получает деньги.

Стимулирующие выплаты – система денежного поощрения педагогов, активно включившихся в жизнь школы, города, района, привлекающих к общественным мероприятиям учащихся, разрабатывающих собственные программы обучения. Выплачиваются в виде надбавки к заработной плате. Размер зависит от набранных педагогом баллов по разным критериям. От выплат можно отказаться.

Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2019 году?

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

  • основной оклад;
  • различные виды компенсаций;
  • стимулирующие надбавки.

Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.

Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов). Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности. Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.

Что важно при начислении надбавок?

Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:

  • как именно определяются критерии выплат;
  • в каком порядке премируются сотрудники;
  • каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
  • откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
  • занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.

Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2018 году.

Как распределяются баллы в оценочном листе?

Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.

Как вычислить полагающуюся премию?

Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:

  • большой стаж педагогической деятельности;
  • имеется выслуга лет за работу с детьми;
  • есть различные почетные звания и награды;
  • есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
  • подтвержденная категория квалификации по специальности.

Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.

  1. У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
  2. Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
  3. Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
  4. Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.

Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.

Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.

Доплата для учителей в сельской местности

Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:

  • помощь в получении квартиры или дома;
  • льготы для оплаты услуг ЖКУ;
  • единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.

Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.

Критерии выплат для педагогических работников в 2018 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.

Стимулирующие выплаты учителям в 2019 году

Прогнозируется, что скоро стимулирующие необязательные выплаты лучшим учителям в 2019 году и их критерии порадуют специалистов данной низкооплачиваемой сферы. Поэтому молодым педагогам этого года следует задуматься о том, чтобы все же выбрать трудоустройство по прописанной в дипломе специальности.

Пока что доплаты были непривлекательно низкими, а критерии – завышенными.

Обновленные критерии стимулирующих выплат учителям в 2019 году

Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 30 ноября

Оценочные принципы и сумма премии смотрите во внутренних нормативных бумагах школы, лицея с ориентировкой на общефедеративные постановления Минтруда и образования. Это следующие основные показатели:

Напоминаем! Вы можете оценить Вашу ситуацию у юриста — это бесплатно! Звоните!

  • интенсивность работы педагога;
  • отличный результат его деятельности;
  • качество;
  • количественный показатель – непрерывный стаж, выслуга.

Условия получения поощрения

  1. Классная работа и прочие мероприятия.
  2. Контроль успеваемости учеников.
  3. Проставление результатов к/р, тестов и т.д.
  4. Мероприятия с вовлечением родителей.
  5. Стимуляция поездок учеников на олимпиады, семинары, конкурсы, конференции и оценка результативности такой работы.
  6. Занятия с одаренным юношеством.
  7. Усовершенствование учебной программы.
  8. Спортивно-оздоровительная активность.
  9. Меры повышения успеваемости.
  10. Включение неблагополучных детей в жизнь школы.
  11. Привлечение молодых кадров.
  12. Регулярное повышение индивидуальной квалификации (минимум – раз в 3 года).
  13. Другие виды совместной активности педагога и его учеников (оформление выставок).

Поощрительные должны получать и учителя подготовительного отделения, младших классов, библиотекари, руководители образовательных школьных и дошкольных заведений.

Статья закончилась. Вопросы остались? Консультация юриста БЕСПЛАТНО

8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы

Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.

Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.

1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?

Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.

Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Проблемы со стимулирующими возникают из-за того, что работники не понимают разницы между старой системой оплаты труда и новой (НСОТ). Раньше премии шли действительно из фонда экономии труда, составляя относительно небольшую часть заработка, а теперь они названы «стимулирующими» и выплачиваются из фонда оплаты труда (ФОТ).

Педагоги рассуждают так: если стимулирующие – часть ФОТ, то их должны выплачивать. В действительности, региональные власти получили благодаря НСОТ законную возможность сокращать нормативы, обеспечивая не 100% оплаты труда педагогов, а примерно 70% (базовый оклад и компенсационные закладываются в бюджет всегда, а вот стимулирующие выплаты — по ситуации). Сейчас региональные власти говорят школам: «денег на стимулирующие нет». Это значит, что они просто урезали соответствующую статью бюджета и сократили финансирование оплаты труда учителей.

2. Законно ли начисление «штрафных» баллов (например, минус 3 балла за опоздание)?

Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.

«Изъятие» стимулирующих баллов не может использоваться как мера дисциплинарной ответственности. Ст. 192 ТК РФ устанавливает ограниченный перечень мер дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Таким образом, работодатель не вправе начислять «штрафные» баллы за невыполнение каких-либо трудовых функций или некачественное их выполнение. Он может пользоваться только вариантами, обозначенными в Трудовом кодексе РФ. За применение к сотрудникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?

Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

Видео (кликните для воспроизведения).

И наиболее решительный: отказаться в школьном Положении о зарплате от стимулирующих вообще, оставив их как премии из фонда экономии. Таким образом, работнику гарантируется примерно 95% стабильной оплаты. Опыт московской школы «Интеллектуала» показывает, что это возможно. Кроме упрощения процедуры расчета зарплаты, появления прозрачности ее начисления, прекращается конкуренция за баллы и это положительно влияет на отношения в коллективе.

Источники


  1. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  2. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  4. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
Почему педагогам отменили стимулирующие выплаты
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Акт о признании постановления утратившим силу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here