Порядок признания утратившим силу нормативных актов

Советы опытных юристов по теме: "Порядок признания утратившим силу нормативных актов". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Когда признаются нпа утратившими силу

Авторы рассматривают мониторинг как элемент правотворческого процесса и правореализации, организационно-правовые аспекты мониторинга правоприменения, методы выявления сбоев и несогласованности в правовой сфере, выявление ошибок и противоречий в законодательной и правореализационной деятельности. Называются субъекты, объекты и участники мониторинга нормативных правовых актов. Аналитический доклад посвящен актуальным проблемам осуществления государственного контроля надзора и муниципального контроля в Российской Федерации. В исследовании подведены итоги применения Федерального закона от 26 декабря г. В ходе подготовки доклада выявлены существенные проблемы правового регулирования в указанной сфере и предложены механизмы их урегулирования. Для всех интересующихся проблемами государственного контроля надзора в Российской Федерации и исполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти и местного самоуправления.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения бытовых вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь по ссылке ниже. Это быстро и бесплатно!

Версия для печати. О признании утратившим силу Закона Ярославской области.

Новости России, стран СНГ и Балтии

Версия для печати. О признании утратившим силу Закона Ярославской области. Признать утратившим силу Закон Ярославской области от Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области.

Согласно пункту 5 Плана мероприятий органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются ответственными исполнителями за организацию работы по проведению ревизии правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и принятие в пределах своих полномочий мер по их инкорпорации в законодательство и или по признанию недействующими на территории Российской Федерации.

[1]

В целях приведения правового регулирования в соответствие с действующим законодательством проектом закона признается утратившим силу Закон Ярославской области от Принятие законопроекта не повлечет увеличения уменьшения расходов или доходов областного бюджета не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.

Награды и поощрения Ярославской областной Думы Реестр награжденных лиц Положения о наградах и поощрениях. Сведения о доходах работников аппарата Ярославской областной Думы. Контрольно-счетная палата Собрание молодых законодателей Институт уполномоченных по правам.

Межпарламентское сотрудничество Совет председателей представительных органов власти МСУ Правовые основы и полномочия Общественной палаты. Законодательные основы деятельности График приёма граждан депутатами Обращение в Ярославскую областную Думу Анализ работы с обращениями граждан Справочная информация Запрос информации о деятельности Думы.

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции Антикоррупционная экспертиза Методические материалы Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Комиссия ЯОД по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ЯОД Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Обратная связь для сообщений о фактах коррупции.

Проект вносит депутат Ярославской областной Думы М. Законодательство Ярославской области Программа законопроектных работ Проекты правовых актов, внесённые в Думу Проекты законов, принятые в 1 чтении Проекты правовых актов в комитетах Законы и постановления, принятые Думой Поиск по законодательству Оценка регулирующего воздействия.

Государственные программы Законодательные основы Ресурсы Правительства Ярославской области Информация о ходе реализации. Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры Законодательные инициативы Обращения.

Информационно — аналитические материалы Обзоры Информация и аналитика Бюджетная аналитика Отчеты о работе Думы. Ярославская областная Дума , г. Ярославль, Советская пл. Телефон , Факс Обращения граждан Официальная корреспонденция: duma adm.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Некоторые документы о коровьем бешенстве признаны утратившими силу

Автор: Вовун , 4 Мая в Нормативные правовые акты, правотворческая деятельность. Суд первой инстанции признает недействующим с момента принятия один из пунктов решения районного маслихата с момента принятия в порядке главы 28 ГПК РК. Апелляционая инстанция отменяет решение суда и выносит новое решение — отказывает в удовлетворении иска. Любопытно одно из оснований отмены дословно :. Несмотря на это истец обжаловал лишь само решение маслихата, но одновременно вопрос о правомерности вышеприведенного заключения управления юстиции не возбудил, а свою очередь суд первой инстанции на это нарушение Закона!

Национальные технические регламенты на транспортные средства признаны утратившими силу

Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты положения нормативных правовых актов СССР по перечню согласно приложению N 2. Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев Прим.

Bertazzoni Spa — производитель бытовой техники премиум класса. История итальянской компании Bertazzoni началась в XIX веке, когда Франческо Бертаццони основал производство дровяных печей и построил свой первый завод. Его потомки в середине XX века стали выпускать первые духовые шкафы, газовые плиты и варочные панели.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих. Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии. По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта — 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Глава V. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу. Если признается утратившим силу нормативный правовой акт, которым ранее признавался утратившим силу другой нормативный правовой акт, то этот другой нормативный правовой акт не становится действующим. Для того, чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежними наименованием и содержанием. В перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:.

Читайте так же:  Схема электронного конкурса по 44 фз

Указ «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

Принят Палатой представителей 14 декабря года Одобрен Советом Республики 22 декабря года. Настоящий Закон определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия издания , опубликования, действия, толкования и систематизации. Статья 1. Основные термины, применяемые в нормотворческой деятельности. В нормотворческой деятельности применяются следующие основные термины и их определения:. Правовые акты, принимаемые издаваемые с целью осуществления конкретных разовых организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными. Правовые акты, перечисленные в частях второй, седьмой—двенадцатой, семнадцатой и восемнадцатой статьи 2 настоящего Закона, могут иметь ненормативный характер.

Глава V. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу

Этот сайт использует файлы cookie. Узнайте больше о целях их использования и изменении настроек cookie в вашем браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с текущими настройками браузера Узнайте больше о файлах cookie. Соответствующее постановление опубликовано на Национальном правовом интернет-портале Беларуси.

Признаны утратившими силу постановления, связанные с банкротством

В связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты или их структурные элементы, если они противоречат включенным в новый нормативный правовой акт нормам права или поглощаются ими. При признании утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые для его реализации. Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы права, для реализации которых приняты нормативные правовые акты нижестоящего уровня.

Статья 40. Признание утратившими силу и отмена правовых актов (отдельных положений правовых актов)

В связи с принятием Кодекса Украины по процедурам банкротства утратили силу 4 постановления Кабмина:. Кроме того, в соответствие Кодексу приведен Порядок согласования условий и проведения санации государственных предприятий до открытия производства по делу о банкротстве за счет небюджетных источников финансирования. Бизнесу Юристу Бухгалтеру. Русский Украинский.

Некоторые указы Президента РК признаны утратившими силу

Об упразднении отдельных совещательных и координационных органов и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Губернатора Ленинградской области. В целях приведения нормативных правовых актов Ленинградской области в соответствие с действующим законодательством.

Купить систему Заказать демоверсию. Порядок оформления муниципального нормативного правового акта о признании утратившими силу об отмене, приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 5 Человек, Получивших Суперспособности в Результате Несчастного Случая

Глава V. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу

Глава V. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу

53. Если признается утратившим силу нормативный правовой акт, которым ранее признавался утратившим силу другой нормативный правовой акт, то этот другой нормативный правовой акт не становится действующим. Для того, чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежними наименованием и содержанием.

54. В перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:

1) нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам нормативный правовой акт, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст основного нормативного правового акта ранее вносились изменения;

2) нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь нормативный правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы нормативного правового акта, структурные единицы статьи нормативного правового акта, в том числе абзацы). При этом указывается эта структурная единица нормативного правового акта, а нормативные правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения, не указываются.

55. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в проекте нормативного правового акта, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в проекте нормативного правового акта о внесении изменений в нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов, а также может быть самостоятельным проектом нормативного правового акта. В случае если признание утратившим силу нормативного правового акта (или утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта) оформляется отдельным проектом нормативного правового акта, то наименование такого проекта нормативного правового акта должно отражать предмет его регулирования и содержать слова «о признании утратившими силу».

В случае если в проекте нормативного правового акта, устанавливающем новое правовое регулирование, содержится статья о признании нормативных правовых актов (или их структурных единиц), ранее регулировавших данные правоотношения, утратившими силу, то в наименовании проекта нормативного правового акта такая статья не отражается.

Оформление одновременного внесения изменений в нормативный правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же нормативного правового акта производится в соответствии с пунктом 33 настоящего Положения.

56. При включении каждого нормативного правового акта в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование нормативного правового акта, а также источник его официального опубликования (обнародования).

57. Признание утратившими силу нормативных правовых актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех нормативных правовых актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной нормативный правовой акт вносились изменения, не допускается.

58. Каждый нормативный правовой акт включается в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Нормативные правовые акты, содержащиеся в гаком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).

Читайте так же:  Акт рекламация на бракованное оборудование

59. Нормативные правовые акты в перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.

60. При необходимости установить в одном перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых нормативные правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.

61. Если в нормативном правовом акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь нормативный правовой акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.

62. Если в нормативном правовом акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные нормативные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный нормативный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.

63. В перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только нормативные правовые акты, которые действовали до принятия нового нормативного правового акта, но также нормативные правовые акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими нормативными правовыми актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.

64. В перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются нормативные правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Нормативные правовые акты (нормы) временного характера в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие нормативного правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной нормативный правовой акт. Так и продляющий его нормативный правовой акт.

65. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт, подпункт, абзац или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт, подпункт, абзац или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.

66. Если в пункте или статье нормативного правового акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.

67. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.

>
Порядок применения настоящих рекомендаций
Содержание
Решение Льговского Городского Совета депутатов Курской области от 20 июня 2017 г. N 61 «О Положении о правовых актах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Техника признания нормативных правовых актов полностью или частично утратившими силу

Одно из оснований прекращения действия нормативного правового акта — это официальная отмена, осуществляемая с помощью издания специального акта нормотворческим органом. Акт перестает действовать также в случаях, когда он фактически заменен позже изданным актом, регулирующим тот же предмет, или когда в жизни отсутствуют те фактические условия, при наличии которых этот акт должен применяться.

Такие акты получили наименование «акты, фактически утратившие значение». Акты, действие которых рассчитано на определенный срок, прекращают таковое по его истечении, поэтому нет необходимости специально их отменять. Акты, действие которых обусловлено наличием особых обстоятельств или событий, теряют свою силу тогда, когда прекращаются эти особые обстоятельства или события. Как правило, прекращение действия таких актов должно быть сформулировано в специальном акте.

Наличие актов, фактически утративших значение, — это, в принципе, ненормальное явление и свидетельствует о недостаточной культуре правотворчества. Много трудностей возникает при толковании таких актов, так как отсутствие официального указания об их действии запутывает исполнителей, порождает на практике споры и недоразумения. Ведь нормативные акты часто принимаются не по одному и тому же, но близким и соприкасающимся вопросам и поэтому исполнителям не всегда ясно, должен ли действовать предыдущий акт, и если должен, то в каком объеме, прекратил ли действие акт, рассчитанный на условия и обстоятельства, которые ныне отсутствуют. Поэтому установление нового нормативного регулирования, его упорядочение невозможно без официального решения судьбы актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, без расчистки законодательства от устаревших, фактически утративших значение актов. Это один из основных принципов, отправных начал правотворческой деятельности.

Перечни актов, признанных утратившими силу, констатируют факт прекращения действия определенных норм права и в этом смысле действуют однократно. Для предотвращения возможных ошибок и упущений при составлении перечней проекты последних согласуются со всеми министерствами, ведомствами и другими учреждениями, круг деятельности которых непосредственно связан с предметом готовящегося перечня.

Во многих случаях вновь изданный нормативный акт заменяет собой старый акт не полностью, а лишь в какой-то определенной части. В остальном же объеме последний продолжает действовать, так как не всегда новый акт издается по тому же самому вопросу и регулирует его в том же объеме, что и старый акт.

В таких случаях возникает необходимость не отменять предыдущий нормативный акт, а лишь ограничить сферу его действия, исключив то, что по-иному урегулировано в изданном позже акте. Тогда какой-либо акт, отдельная его часть, конкретная статья или их совокупность признаются утратившими силу не полностью, а лишь в той или иной части, определяемой какими-либо общими признаками.

Читайте так же:  Требование об оплате долга юридического лица

Отмена нормативных актов и отдельных статей по формуле «в части. » широко распространена в работе нормотворческих органов. Между тем такая отмена неудобна для практики. Исполнителю трудно разобраться в содержании такого акта или отдельной статьи, потому что последние нуждаются в дополнительном толковании для установления точной сферы их действия. Отсюда возможны недоразумения, особенно в тех случаях, когда акт или отдельная статья отменены «в части. » несколько раз.

Необходимо найти технически более совершенную форму отмены актов не в полном объеме, которая лучше способствовала бы расчистке законодательства, его упорядочению. Такой формой может быть только новая измененная редакция акта или отдельного пункта, если они должны быть отменены в определенной части. Конечно, изменение редакции акта или отдельной статьи — более, трудоемкая и сложная работа, чем их отмена в части, однако такая форма представляется более целесообразной.

Но неправильно в то же время было бы ударяться в другую крайность и утверждать, что практика отмены нормативных актов «в части. » вообще является неприемлемой и должна быть полностью ликвидирована. В некоторых случаях она как раз и является наиболее целесообразной. В частности, если редакционных изменений в крупном по объему нормативном акте предполагается очень много, то более правильным будет отменить его «в части. », так как иначе нужно по сути дела издавать совершенно новый акт.

Отмена акта «в части. » предпочтительней и в случаях, когда нормативный материал нестабильный, предполагается несколько раз изменять содержание акта или когда изменение редакции значительно усложнит его, сделает более громоздким. Что же касается отдельных статей, пунктов, абзацев нормативных актов, то в подавляющем большинстве случаев целесообразнее менять их редакцию, чем признавать утратившими силу в какой-то части.

Следующим шагом на пути совершенствования правил подготовки проектов нормативных правовых актов должны стать глубокая конкретизация, внесение в эти акты изменений и дополнений с учетом применения их на практике. В процессе этой работы Центр из существующих в нормотворческой практике различных способов оформления правовых решений осуществляет поиск наиболее оптимальных, применением которых достигалось бы единообразие в оформлении нормативных правовых актов, упрощался бы процесс разработки проектов нормативных правовых актов. При этом максимально должны учитываться замечания и предложения государственных органов по практике применения закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и Временных методических правил.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 525 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Арбитражный суд Кемеровской области

«О рассмотрении арбитражным судом ненормативных правовых актов и документов, не вступивших в законную силу»

1. Вопрос: Обязательно ли рассмотрение по существу заявления о признании требования налогового органа об уплате налога налогоплательщиком недействительным, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен или утратил силу в связи с истечением срока его действия?

Ответ. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не лишает заявителя на реализацию права на защиту интересов, нарушенных в период действия этого правового акта.

Следовательно, суд обязан разрешить спор по существу заявленных требований.

В основе данного вывода лежит следующее.

Как следует из ст. 137 НК РФ, право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц возникает у лица в случае, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В части 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными сформулировано несколько иначе.

В частности, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

[3]

В пункте 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 N 6/8 также разъяснялось, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Соответственно, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения или действий (бездействия) незаконными и при рассмотрении заявления судом налогоплательщику необходимо обосновывать одновременное наличие двух обстоятельств:

несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не может быть препятствием к обращению в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, также как и для рассмотрения указанного заявления судом то обстоятельство, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен (налоговым органом, его издавшим, или вышестоящим налоговым органом).

Данное утверждение основывается на правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 12.05.2005 N 244-О: положения п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 во взаимосвязи со ст. 253 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Читайте так же:  Выплаты донору россии в этом году

Аналогичная правовая позиция изложена и в определении КС РФ от 20.10.2005 N 442-О: при рассмотрении подобных дел арбитражные суды обязаны выяснить, затрагивает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Кроме того, в п. 18 информационного письма Президиума ВАС России от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Как указал Президиум ВАС России, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (как по делу, не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде).

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, во-первых, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и, во-вторых, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, отмена оспариваемого ненормативного правового акта налоговым органом, его издавшим, либо вышестоящим налоговым органом сама по себе не является безусловным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании данного акта недействительным. Не являются указанные обстоятельства и основанием для прекращения производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Указанная правовая позиция была высказана Конституционным судом РФ, что отражено в определении от 12.07.2006 N 182-О. Так, в частности, КС РФ указал, что положения п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 192 и ч. 5 ст. 195 данного Кодекса — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования — предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный акт решением принявшего его органа или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Данный вывод Конституционный Суд РФ мотивировал следующим. Суд не может быть связан ходатайством органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт о прекращении производства по делу лишь на том основании, что в процессе рассмотрения дела этот акт утратил силу. Безусловное следование суда заявленному заинтересованным лицом (органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт) ходатайству, которое, как свидетельствует сложившаяся правоприменительная практика, может преследовать определенный процессуальный интерес — достижение в судебном процессе желаемого для себя (уполномоченного органа) исхода дела путем прекращения производства по нему, означало бы недопустимое ограничение самостоятельности суда как носителя судебной власти при осуществлении правосудия, независимости и подчинения судей только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 118, ст. 120 Конституции РФ). В силу принципа самостоятельности судебной власти суд не может быть лишен необходимых для осуществления правосудия дискреционных полномочий.

Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, — утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений ч. ч. 4 и 5 ст. 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (ст. 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим обстоятельством.

Выраженная Конституционным Судом РФ правовая позиция должна распространяться и на оспаривание ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, так как дела данной категории возникают из публичных правоотношений.

2. Вопрос: Вправе ли суд рассмотреть спор по существу заявленных требований если установит, что решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, законность которого (решения) оспаривается, не вступило в законную силу ?

Читайте так же:  Консорциум как юридическое лицо

Ответ: Поскольку не вступивший в законную силу документ (в частности, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения) не приобрел статуса правового акта, порождающего правовые последствия, то, данный документ не отвечает тем требованиям, которые установлены законодателем в целях определения подведомственности экономических споров и других дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Следовательно, суд обязан прекратить производство по делу.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого правового акта, решения или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый правовой акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство не содержит определения, что понимается под ненормативным правовым актом.

Исходя из положений общей теории государства и права, под правовым актом ненормативного характера государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов государственной исполнительной власти понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако, обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности возникают только после вступления в законную силу документа, содержащего данные предписания и распоряжения.

Следовательно, до вступления в силу данный документ юридических последствий не порождает, то есть, не содержит в полном объеме признаков, характерных для определения его в качестве правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде.

Согласно пункту 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, а в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности подлежит исполнению со дня вступления в законную силу.

[2]

Следовательно, налоговый орган, вынесший решение по результатам рассмотрения налоговой проверки, не вправе производить действия, связанные с исполнением решения, до дня вступления такого решения в силу.

Таким образом, поскольку не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не обладает статусом правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Вступление в силу нормативных правовых актов

Важнейшим является определение временного момента начала действия нормативного правового акта. Применительно к тем или иным видам финансовых правоотношений установление начала действия нормативного правового акта является юридически значимым обстоятельством. Традиционно действующая правовая система государства определяет несколько способов вступления нормативных правовых актов в силу: с даты официального опубликования нормативного правового акта; с момента его принятия; с даты, указанной в нормативном правовом акте; по истечении определенного периода времени с даты его публикации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу [1] .

Акты Президента России и акты Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Видео (кликните для воспроизведения).

Применительно к регулированию отдельных видов финансовых отношений законодатель устанавливает определенный порядок вступления в силу нормативных правовых актов и их действие во времени.

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  2. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

  3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
Порядок признания утратившим силу нормативных актов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here