Программа пэк в росприроднадзор

Советы опытных юристов по теме: "Программа пэк в росприроднадзор". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Внимание природопользователям I, II, III категории:

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 74 от 28.02.2018 г. утверждены требования разработки программы производственного экологического контроля, содержание программы, порядок предоставления отчета об осуществлении производственного экологического контроля.

Кто должен разрабатывать программу производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий для каждого объекта с учетом технологий, особенностей производственного процесса и оказываемого негативного воздействия.

Обратите внимание: если объектам Вашего предприятия не присвоена соответствующая категория, настоятельно рекомендуем обратиться в Росприроднадзор или орган исполнительной власти в субъекте РФ с заявлением о постановке на учет установленной формы.

Компания Агава оказывает услуги по постановке на учет объектов негативного воздействия. Оставьте заявку и получите квалифицированную помощь в корректном составлении заявки и определении категории, согласно установленным законодательством критериям.

Срок действия

Программу производственного экологического контроля необходимо переработать в случае изменения технологических процессов производства, замены оборудования, сырья, участвующего в производстве, что приводит к изменению характера и вида негативного воздействия на окружающую среду. ПЭК необходимо скорректировать в течение 60 рабочих дней с момента проведения изменений.

Какие сведения необходимо указать в программе производственного контроля

Программа ПЭК должна содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Компания Агава осуществляет разработку программ производственного контроля. Обращайтесь и мы подготовим программу в самые короткие сроки и в соответствии с Приказом МПР № 74 от 28.02.2018 г. Стоимость разработки уже максимально снижена — от 14 тыс. руб.!

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля

Основание

Приказом № 261 от 14.06.2018 г. Министерства природных ресурсов и экологии утверждена форма отчета об организации и результатах осуществления программы производственного экологического контроля

Кто обязан подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II, III категорий.

Когда необходимо подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля необходимо предоставлять ежегодно, в срок до 25 марта года, следующего за отчетным.

Куда подавать отчет

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля составляется в двух экземплярах: один из которых хранится на предприятии, а второй экземпляр с электронной версией отчета на магнитном носителе необходимо доставить лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в:

  • территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – по объектамIкатегории и объектам II, III категории, подлежащих федеральному госэконадзору;
  • территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий региональный экологический надзор — объектамII,IIIкатегории, подлежащих региональному госэконадзору.

Отчет также может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Отчет должен быть подписан непосредственным руководителем предприятия.

Компания Агава успешно оказывает услуги по подготовке отчета по ПЭК. Оперативная и качественная подготовка за 5 тыс. руб.

Кто, когда и как сдает отчет о результатах ПЭК

Все предприятия, которые обладают объектами негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) с I по III категорию должны раз в год сдавать в Росприроднадзор отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля или отчет о результатах ПЭК.

Чтобы сдать отчет о результатах ПЭК, сначала предприятие разрабатывает программу производственного экологического контроля. Содержание программы регламентирует п. 2 Требований Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74. Важно, что для каждого объекта НВОС нужно разработать отдельную программу производственного экологического контроля и по каждой программе сдать отдельный отчет.

Форма отчета утверждена Приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261, а порядок заполнения — Приказом Минприроды РФ от 16.10.2018 № 522.

Сдайте отчет о результатах ПЭК через интернет с помощью системы Контур.Экстерн.

Что входит в отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:

  • адрес места нахождения, код объекта, категорию объекта;
  • наличие источников выбросов и их характеристики;
  • сведения о применяемых технологиях;
  • сведения о собственных либо о привлекаемых лабораториях, их адреса и аттестаты аккредитации;
  • перечень загрязняющих веществ для воздуха;
  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках;
  • результаты наблюдений за загрязнением воздуха, если они есть;
  • результаты учета объемов забора воды из водного объекта и сбросов сточных вод;
  • результаты наблюдений за водными объектами;
  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть;
  • результаты мониторинга на объектах размещения отходов,если они есть.

Когда надо отчитаться о результатах ПЭК

Организации сдают отчет о результатах ПЭК до 25 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2019 год нужно отчитаться до 25 марта 2020 года.

Что грозит за несдачу отчета о результатах ПЭК

За непредставление отчета о результатах ПЭК предусмотрены штрафы по ст. 8.5 КоАП РФ: для юрлиц — 20 000–80 000 , для должностных лиц — 3 000–6 000 , для граждан — 500–1 000 .

Читайте так же:  Аявление об обьявлении розыска автомобиля фссп

Отчитайтесь о результатах ПЭК через Контур.Экстерн. Электронную подпись вы получаете при подключении к системе.

Как сдать отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК можно сдать следующими способами:

  1. В электронном виде с помощью системы Контур.Экстерн.
    • Заполнить форму в системе вам помогут подсказки.
    • Перед отправкой отчет проходит автоматическую проверку на ошибки. Система подтвердит, что все поля в отчете заполнены корректно, нет пустых строк или расхождений в цифрах, а также отсутствуют форматно-логические ошибки. Если же ошибка будет найдена, вы сможете ее исправить — это поможет вам отчитаться с первого раза.
    • Чтобы передать отчет в РПН, достаточно нажать кнопку «Отправить», не нужно тратить время, чтобы лично посещать отделение РПН и стоять в очередях.

  1. В электронном виде через личный кабинет природопользователя на сайте РПН — при условии, что у вас есть учетная запись юрлица. Учетная запись физлица не подойдет. Также отметим, что в Модуле природопользователя нет формы отчета о результатах ПЭК.

Программа производственного экологического контроля в организации

Виды экоконтроля

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства. В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные. Требования к содержанию этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Читайте так же:  Ксерокопии паспортов на шенген визу

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Отчетность по программе ПЭК

Законодательная база

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 67 устанавливает требования к производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Согласно закону, производственный экологический контроль осуществляется для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательных требований в области охраны окружающей среды. Юридические лица и ИП, которые имеют объекты негативного воздействия I, II и III категорий, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), по данной программе проводить контроль, полученные данные документировать и хранить.

Требования к программе содержатся в приказе Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Согласно требованиям статьи 67 и приказа № 74, программа должна содержать разделы:

  1. общие положения;
  2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  3. сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  4. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  5. сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  6. сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Кроме того, программа для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Система должна быть создана не позднее чем через 4 года после получения комплексного экологического разрешения. Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля, требования к средствам измерения и учета, фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов ОНВ утверждаются Правительством Российской Федерации. Система автоматического контроля должна представлять собой автоматизированный комплекс измерительного оборудования, снабженный системой считывания в постоянном режиме показателей выбросов и сбросов, сбора этих сведений, хранения и передачи в государственный реестр объектов ОНВ.

На данный момент подзаконные акты не приняты. Приказ № 74 на данный момент эти требования не включает, других нормативных актов, разъясняющих порядок разработки программы с учетом автоматических систем контроля пока нет.

При составлении и осуществлении ПЭК необходимо включать в программу в первую очередь вещества, характеризующие применимые технологии и особенности производства. Такие вещества называют маркерными.

Читайте так же:  Можно ли снимать сотрудника омон

Перечень маркерных веществ по каждой из отраслей промышленности, относящихся к сфере применения наилучших доступных технологий, приведены в справочниках НДТ, разрабатываемых Бюро НДТ и размещаемых в свободном доступе. Кроме того, в справочниках приведены описания этих технологий, передовой опыт предприятий, оборудование, соответствующее требованиям НДТ.

Согласно закону, документация по ПЭК должна содержать информацию:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления;

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК составляется отчёт в уполномоченный орган. Для объектов федерального уровня надзора отчет направляется в Росприроднадзор, регионального уровня – в местный орган исполнительной власти субъекта РФ. Форма отчёта утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Отчет оформляется в 2 экземплярах, один экземпляр которого хранится у предприятия, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, для составления отчетности по программе ПЭК необходимо провести ряд предварительных работ. Разберемся, что именно нужно сделать.

Этап 1. Определиться с источниками воздействия

Если у предприятия есть действующая разрешительная документация, а именно:

  • проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ);
  • проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС);
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

в этом случае данный этап уже пройден. В указанных проектах проведена инвентаризация источников выброса, сброса и образования отходов. Эта информация является базовой для дальнейшей работы. И хоть сами проекты уже вышли из правового поля и будут действовать до конца установленного срока, но не могут быть по истечении срока переработаны, но результатами проектирования вы можете пользоваться еще долгое время.

Если таковых проектов на предприятии нет, необходимо провести отдельные работы, а именно:

  • инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ с определением контролируемых веществ в сточных водах;
  • определение номенклатуры образующихся отходов и способов обращения с ними.

[1]

Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

  • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
  • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
  • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
  • заполняются разделы программы.

Этап 3. Выполнение производственного экологического контроля

На данном этапе согласно утверждённой программе выполняется непосредственный контроль выбросов, сбросов и отходов. В зависимости от установленного метода контроль может проводиться расчетным путем с использованием методических рекомендаций по расчету тех или иных показателей либо инструментальным путем с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории. Полученные результаты контроля в виде расчетов и протоколов измерений необходимо хранить на предприятии.

Этап 4. Заполнение и подача отчёта по программе ПЭК

После окончания отчётного года результаты контроля анализируются, заполняются соответствующие таблицы и графы отчёта. Отчет формируется, утверждается руководителем и подается в уполномоченный орган до 25 марта года после отчетного.

Так выглядит общий алгоритм работы в рамках производственного экологического контроля. Для различных категорий объектов ОНВ он отличается, что будет определяться в ходе работы. Для объектов, которые разработали программу ПЭК уже в 2019 году, сдавать отчёт по данной программе не требуются, однако нужно отчитаться по старой форме программы (если она была разработана) и/или провести аналитический контроль по планам-графикам, утверждённым в составе старой проектной документации (напрмиер, в проекте ПДВ).

Как заказать отчет по программе ПЭК

Вы можете перейти на страницу Отчетность ПЭК и доверить выполнение отчетности по программе ПЭК специалистам НПО Эксперт24.

О необходимости разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Согласно требованиям ФЗ РФ № 7 – ФЗ любое предприятие или организация (относящаяся к объекту первой, второй или третьей категории по воздействию на ОС), при осуществлении деятельности которых происходит образование отходов,загрязнение атмосферного воздуха, грунта или почв, поверхностных или подземных вод должны разработать и согласовывать программу производственного экологического контроля (ПЭК), а также предоставлять отчет о ее выполнении ежегодно до 15 февраля в Росприроднадзор.

Производственный экологический контроль состоит из комплекса мероприятий по наблюдению, оценке состояния и прогноза действий на объекте, оказывающего негативное воздействие на атмосферу.

Программа ПЭК может разрабатываться самостоятельно экологом предприятия, но чаще всего привлекают стороннюю компанию, которая имеет право проводить работы в области экологии, так как разработка проекта ПЭК — дело сложное и очень ответственное ввиду значительного размера шрафов, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ — нарушения связанные с ненадлежащим осуществлением ПЭК влекут наложение на юридических лиц административного штрафа от 20 000 до 100 000 руб.

Читайте так же:  Образец заполнения отчета производственного экологического контроля

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ — если ПЭК в области обращения с отходами не осуществлялся, то применяют штрафные санкции юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ — искажение или сокрытие информации в предоставленной программе ПЭК влекут наложение на юридических лиц административного штрафа от 20 000 до 80 000 руб.

Кроме того, отсутствие ПЭК делает предприятие безоружным в случае предъявления надзорными органами претензий в части возмещения вреда, нанесенного окружающей среде. Суммы претензий и исков, направленных в суды общей юрисдикции, достигают десятков миллионов рублей.

Квалифицированные специалисты нашей Компании «Агава», независимо от специфики деятельности Вашего предприятия, разработают и согласуют программу ПЭК.

Подать заявку на разработку ПЭК Вы можете одним из следующих способов:

Программа пэк в росприроднадзор

Программу ПЭК необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категории. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 67, гл. XI Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, в соответствии с утвержденной программой ПЭК. Программа ПЭК содержит, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Результатом работы является разработанная программа производственного экологического контроля (программа ПЭК).

Ненадлежащее осуществление ПЭК может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 000 руб. по ст. 8.1 КоАП РФ и до 80 000 руб. по ст. 8.5 КоАП РФ.

Программу ПЭК нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • в стоимости проектных работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке программы ПЭК в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • отсутствие собственной аккредитованной лаборатории ведет к необходимости привлечения дополнительных субподрядных организаций, и, следовательно, к увеличению общей стоимости работ и сроков;
  • разработчик не выезжает на объект для проведения необходимых лабораторных замеров ввиду значительной территориальной удаленности от объекта проектирования;
  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I–III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

[2]

• о фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления;

[3]

• о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Читайте так же:  Что значит жилье по социальному найму

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I–III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018, однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

Напомним, ГОСТы носят рекомендательный характер применения, но могут быть ориентиром и источником информации.

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

• положение о ПЭК;

• программа производственного экологического мониторинга;

• инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации.

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

Источники


  1. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  2. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  3. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
Программа пэк в росприроднадзор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here