Программы для развития деревни

Советы опытных юристов по теме: "Программы для развития деревни". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов

belchonock / Depositphotos.com

Подписано соответствующее постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696. Оно разработано Минсельхозом России во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина.

Согласно документу 1 , ключевыми целями государственной программы являются:

  • сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%;
  • достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%;
  • повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%.

В структуре госпрограммы выделено две части – проектная и процессная. Первая включает пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий». А вторая – три ведомственные целевые программы («Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий»).

Реализация программы намечена на период 2020-2025 годов. Общий объем ее финансирования предусмотрен в сумме около 2,3 трлн руб., из них 1 трлн руб. – из средств федерального бюджета.

Заявка на 2020 год по программе «Комплексное развитие сельских территорий» 03.05.2018

Постановление от 31 мая 2019 г. № 696

Опубликован: 10.06.2019 10:46:47,

Опубликован: 10.06.2019 10:46:25,

14а_Рекомендации Форма паспорта по благоустройству

Опубликован: 10.06.2019 10:45:58,

14_Перечень проектов Благоустройство

Опубликован: 10.06.2019 10:45:20,

13_Заявка на отбор Благоустройство

Опубликован: 10.06.2019 10:44:41,

Опубликован: 10.06.2019 10:44:12,

12_Форма паспорта ККЗ

Опубликован: 10.06.2019 10:43:31,

Опубликован: 10.06.2019 10:42:52,

Опубликован: 10.06.2019 10:42:15,

8_9_ПРИЛОЖЕНИЯ (бюджетная заявка, реестр объектов по газу и воде)

Опубликован: 10.06.2019 10:40:54, ;
Обновлён: 10.06.2019 10:41:44,

Опубликован: 10.06.2019 10:40:29,

Опубликован: 10.06.2019 10:39:55,

5_Заявка на отбор Занятость

Опубликован: 10.06.2019 10:39:26,

4а_Дополнительно по КЖЗ

Опубликован: 10.06.2019 10:39:01,

4_Форма паспорта компактной жилищной застройки

Опубликован: 10.06.2019 10:38:33,

3_Реестр Компактная жилищная застройка

Опубликован: 10.06.2019 10:38:01,

[2]

2_Формы сводных списков

Опубликован: 10.06.2019 10:37:21,

1_Заявка на отбор

Опубликован: 10.06.2019 10:37:01,

Полезные ссылки

Министерство сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности

На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.

Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?

— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.

Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.

— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?

— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.

Мост через болото

— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?

— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.

— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?

[1]

— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.

Читайте так же:  Возврат налога с процентов по ипотеке

Чтобы был эффект

— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.

— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.

— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.

— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.

— Это распространяется на всех или только на жителей села?

— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.

— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?

— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.

— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?

— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.

— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?

— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.

— О каких проблемах конкретно вы говорите?

— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.

Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.

Если хотят перемен

— Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?

— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?

— В том числе – через нацпроекты?

— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.

Читайте так же:  Ответы на запросы прокуратуры пример

Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.

Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)

[3]

Программы для развития деревни

Минсельсхоз РБ начал сбор заявок от муниципалитетов для получения субсидий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной Минсельхозом РФ по поручению президента РФ Владимира Путина. Объем финансирования составит 2,3 трлн руб, в том числе за счет федерального бюджета — 1 трлн руб. Программа была утверждена 31 мая этого года.

Как отметил и.о. заместителя премьер-министра правительства — министра сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов на совещании в правительстве РБ, основной целью госпрограммы является сохранение доли сельского населения не менее 25,3 проц. в общей численности населения. Кроме того, документ направлен на повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений (доступ к коммунальным услугам) в сельских населенных пунктах до 50 проц.

«Ежегодно на социальное развитие села будет направляться по 250 млрд руб, в то время как сейчас вся господдержка АПК составляет порядка 300 млрд руб. Это уникальная возможность, которой надо правильно воспользоваться», — сказал глава аграрного ведомства. Граждан и предприятия ждут новые льготные кредитные системы: кредиты на покупку и строительство жилья со ставкой до 3 проц., на приобретение инженерного оборудования для домовладений под 5 проц. годовых, на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и подключение к ним по ставке до 5 проц.

Поддерживая аграрного вице-премьера, врио Главы республики Радий Хабиров призвал сельские муниципалитеты активнее претендовать на средства нацпроекта.

«Всем участвовать в заявочном периоде. Давайте выжмем максимум из этой программы, — рекомендовал он. — Куда ни приедешь — везде нужны газ, вода, социальные объекты. Вот сейчас появилась возможность получить это».

Подготовила З. Равилова.

С 2003 по 2019 годы в республике реализовывались федеральные программы «Социальное развитие села» и «Устойчивое развитие сельских территорий» которые были направлены на повышение уровня жизни селян. За этот период совокупный объём финансирования составил 19,23 млрд руб (в т.ч., федеральные деньги — 5,88 млрд, бюджет Башкирии — 7,8 млрд руб). По привлечению средств из федерального бюджета республика находится среди лидеров.

За это время более 10 тысяч семей республики, в том числе и жителей нашего района, улучшили свои жилищные условия, введено 830 тыс. кв. м. жилья, построено 1,4 км водопроводных сетей, 1,4 км газопроводов, 44 фельдшерско-акушерских пунктов, 570 км линий электропередачи, 168 км сельских дорог, построено 15 многофункциональных спортивных и детских площадок.

В настоящее время в очереди на социальные выплаты на строительство или приобретение жилья в сельской местности РБ стоят 4 400 семей по программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

Подробности: как государство планирует развивать сельские территории

С 2000 года сельское население России сократилось на 2,14 млн человек, на начало 2019 года оно составляет 37,3 млн человек, или 25% населения страны. Для того, чтобы сократить отток людей из сел и способствовать развитию сельского хозяйства, Минсельхоз разработал государственную программу комплексного развития сельских территорий, которую планирует реализовать с 2020 по 2025 годы. Milknews изучил документ и рассказывает, что будет меняться на селе.

Что происходит в сельской местности сейчас

По итогам переписи населения в 2010 году в России насчитывалось более 19 тыс. населенных пунктов, в которых никто не проживает. 87% сельских жителей выбрали для жизни поселения до 10 тыс. человек. “Они отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, не имеют базы для оказания населения образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг”, — говорится в пояснении к недавно разработанной госпрограмме Минсельхоза.

Уровень безработицы на селе только по официальной статистике почти в два раза больше, чем в городе — 8% против 4,3%. 20% сельских жителей получают доходы ниже прожиточного минимума, более 67% жилищного фонда не имеет необходимого благоустройства.

По данным Минсельхоза, 400 тыс. сельских школьников приходится учится во вторую и даже третью смену. В некоторых поселениях и вовсе нет школ, учащимся ежедневно приходится проходить по 8 км до ближайшего учебного учреждения. Не намного лучшая ситуация складывается и с доступностью медицинских услуг. Чтобы получить первичную помощь, среднему жителю сельской местности нужно преодолевать по 11 км до больницы или фельдшерского пункта. В некоторых регионах расстояния до лечебных учреждений весьма больше усредненных значений: в Сибирском федеральном округе — больше 12 км, а в Северо-Западном — 35 км.

Только половина из населения деревень имеют скоростной интернет дома, для сравнения — в городе эта цифра составляет почти 80%. Всего 29% сельских поселений подключены к магистральному газопроводу, только 37% имеет центральную систему водоснабжения, в менее, чем 4,5% есть центральная канализация.

По действующей программе в 2019 году из федерального бюджета выделят 17,4 млрд рублей на развитие сельских территорий. При этом, как отмечает Минсельхоз, каждый год российские регионы направляют заявки на софинансирование, в 4 раза превышающие предусмотренный объем средств.

Из-за высокой потребности регионов в дополнительном финансировании села в прошлом году президент Владимир Путин по итогам совещания в Ставрополе поручил подготовить новую программу развития сельских территорий. В ее рамках планируется развивать новые технологии в сельской местности, улучшать жилищные условия селян и повышать уровень их занятости. Реализация программы, по оценкам ведомства, позволит не только сохранить население в деревнях, но и привлечь новые кадры из города.

Что планируется сделать

Одной из главных целей новой программы станет повышение доли благоустроенного жилья в деревнях. Для этого планируется разработать и внедрить инструмент сельской ипотеки, которая предусматривает возмещение банкам недополученных доходов по займам. Сельские жители смогут получать ипотеку по выгодной ставке от 0,1 до 3% годовых на срок до 25 лет. Помимо ипотеки, они смогут брать льготные кредиты на развитие инженерной инфраструктуры, то есть на подведение коммуникаций к домам, по ставке до 5% годовых.

Предполагается также сохранить и уже действующие инструменты: например, софинансирование строительства жилья специалистам, которые переехали в сельскую местность, с привлечением средств работодателя. Через 5 лет проживания аграрий может выкупить жилье по цене, которая не превышает 10% расчетностой стоимости строительства, или за 1% — через 10 лет. Субсидировать планируется не только покупку частного жилья, но и компактную застройку в регионах. Ранее Milknews подробно писал про инструменты поддержки начинающим фермерам, которые сегодня работают.

Читайте так же:  Берут на работу с административной судимостью

В рамках программы государство также будет возмещать предпринимателям до 30% от затрат по заключенным трудовым договорам с учащимися и предоставлять льготные кредиты по ставке до 3% на развитие инфраструктуры села.

За счет бюджетных средств планируется обновить транспорт на селе, построить и реконструировать систему водоснабжения и канализации, газифицировать и благоустроить деревни. Так, в мероприятиях программы прописано создание в сельской местности пунктов по раздельному сбору мусора, проведение интернета, строительство школ и детских садов, развитие дорожной системы.

Государство планирует потратить на реализацию программы 50 048 млн рублей в 2019 году, 43 994 — в 2020 и 33 609 — в 2021. Всего на развитие сельских территорий государство рассчитывает потратить более 1 трлн рублей.

Что думают участники рынка

Представители отрасли сельского хозяйства уверены, что новая программа устойчивого развития сельских территорий необходима сектору. Она поможет привлечь новые кадры, предотвратить отток населения и сокращение численности сельских поселений.

Ведущий специалист по учебно-методической работе Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Верещагина, член Общественной палаты Вологодской области Ольга Нечаева уверена, что молодые специалисты не будут работать в сельской местности без должного уровня развития сельских территорий. “Финансовая поддержка от государства, растущие зарплаты в сельском хозяйстве, безусловно, привлекают молодежь в село, но удержат ли они надолго молодого специалиста, если в конкретном сельском населенном пункте нет необходимой инфраструктуры: детского сада и школы, организации досуга, медицинской помощи и, наконец, благоустроенного жилья? Если существенно сократить разрыв в обустроенности жизни между селом и городом, если сделать жизнь в сельской местности социально-комфортной, то не только сельская молодежь останется в хозяйствах – смело можно прогнозировать и приток городского населения”, указала эксперт Milknews.

Ольга Нечаева отметила, что считает государственную программу развития сельских территорий важной и своевременной. “На сегодняшний день, по результатам опроса студентов, более половины выпускников очной формы обучения Вологодской ГМХА после окончания вуза планируют работать по специальности на сельхозпредприятиях агропромышленного комплекса, предприятиях молочной отрасли и переработки сельхозпродукции,” — сообщила Ольга Нечаева. По ее словам, за время обучения в вузе и жизни в городе молодые специалисты уже привыкают к определенному комфорту. “Если снять все болевые точки, то, безусловно, молодежь обязательно останется на селе работать и будет развивать сельские территории”, — уверена Ольга Нечаева.

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов согласен, что первоочередной задачей государства остается создание комфортной среды в сельской местности. Он особо отметил, что государству необходимо активно заниматься развитием инфраструктуры на селе: подводить отопление, центральное водоснабжение, интернет, работать над доступностью образования и медицины. «Всем нам нужны кадры, а если не создавать для них комфортной среды, то жить в селах никто не захочет. Но это обязательно должна быть очень целостная программа, имеющая стройную логику и причинно-следственные связи всех инструментов,”- прокомментировал ситуацию директор генеральный Союзмолоко Артем Белов Milknews. По его словам, государству нужно проанализировать текущее состояние сельских территорий. Сегодня вводится большой объем качественного жилья в крупных агломерациях. Так, в 2018 году общий ввод жилья в России составил 75 млн м2. При этом на селе сегодня 32% жилых помещений оборудованы газом, водой и связью. Это очень грустно, и именно на это я бы бросил все силы «, — указал эксперт.

Член аграрного комитета Госдумы РФ, основатель молочного холдинга «Молвест» Аркадий Пономарев считает , что помимо развития комфортной среды, нужно заниматься развитием образования. “Доля молодых работников в сельском хозяйстве — всего 12%. В профильные вузы зачастую идут ради «корочки»”, — указал он. По его словам, для привлечения специалистов в сельское хозяйство нужно нанимать опытных педагогов, в том числе из-за рубежа, внедрять новые технологи и вернуться к практике распределения студентов после учебы, подкрепив ее льготами, например, подъемными и предоставлением жилья. “Отмечу, что развитием трудовых ресурсов для села сегодня занимается и бизнес. И это правильно”, — указал Аркадий Пономарев.

Премьер-министр и спикер пытаются спасти программу развития села

Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в коридоре Государственной Думы

Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Вдвое больше или вдвое меньше

Премьер-министр Медведев 2 октября, после рабочей встречи со спикером Думы Володиным, поручил Минфину «изыскать дополнительные средства», чтобы в два раза увеличить средства на программу по развитию села. Как сообщило агентство «Прайм», встреча спикера и премьера прошла сразу после заседания совета Госдумы, который назначил первое слушание законопроекта о федеральном бюджете на 23 октября.

Сейчас этим законопроектом на госпрограмму комплексного развития сельских территорий намечено выделить 35,824 млрд рублей в 2020 году и на миллиард-полтора меньше в каждом из двух последующих годов. Но теперь, вместо 100 с небольшим миллиардов рублей, должно быть изыскано не менее двухсот. «Председатель правительства дал поручение министерству финансов об изыскании дополнительных средств на госпрограмму по комплексному развитию сельских территорий в двукратном объеме от изначально запланированного», — сообщил Вячеслав Володин журналистам.

Напомним, что комплексное развитие, это не деньги на сельское хозяйство. Утвержденная 31 мая с.г. государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» нацелена на Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Наверное, излишне говорить, что госпрограмма состоит из проектной и процессной частей. Это диктуется современными подходами к государственному управлению. В проектной части в рамках пяти ведомственных проектов намечено развивать жилищное строительство на сельских территориях и улучшить благоустройство домовладений, содействовать занятости, развивать инженерную инфраструктуру и транспорт и в целом благоустраивать сельские территории. Для убогого, кроме наиболее благоприятных аграрных районов, российского села все это реально важно. А село нужно не только там, где все «само растет».

В процессную часть госпрограммы входят мониторинг и аналитика вкупе с информационной поддержкой, но еще и «Современный облик сельских территорий».

Опережающими темпами намечено реализовать программу на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, в Крыму, Калининградской области и в Арктической зоне России (где развито, к примеру, оленеводство).

И тут важно отметить, что финансирование госпрограммы в 2020–2025 годах за счёт федерального бюджета предусмотрено в объёме 1 трлн рублей (а всего 2, 3 трлн). Триллион! А Закон о бюджете в 3-х из этих 6-ти лет предусматривает в 10 раз меньше.

Было ли бы выделено 9/10 в оставшиеся три года? И будет ли выделено 4/5 после нового указания премьер-министра? Но он, по крайней мере, пытается уберечь госпрограмму от превращения в совсем уж фикцию. 200 с гаком миллиардов, это, будем считать, лишь вдвое меньше от того, что должно было быть выделено по программе на пол ее срока.

Читайте так же:  Выплаты и льготы сотрудникам ржд

Комплексно надо, товарищи, комплексно

Генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер сопоставляет еще два числа: на начало 2019 года доля сельского населения России оценивалась в 25,58%, а в государственной программе в качестве таргета указана доля в 25,3%. То есть, ее усилиями сельское население должно остаться практически на сегодняшнем уровне, даже чуть ниже.

Впрочем, если брать горизонт в 5-6 лет, именно задача неубывания числа жителей села может являться наиболее реалистичной. Сам Евгений Вальтер, правда, еще пессимистичней и считает бюджетные затраты на поддержание сельской демографии неэффективными. С этим не обязательно соглашаться, государственная бюджетная политика искони обладала влиянием на численность населения деревни, правда прежде, чтобы оно не падало, достаточно было не увеличивать налоговые изъятия, приходящиеся на крестьян.

Но сам по себе анализ процессов в сельской местности, приводимый экспертом, заслуживают внимания. Можно строить в селах доступное жилье, но в отсутствие социальной инфраструктуры, спроса на него не будет, отмечает он, можно строить больницы и школы, но в отсутствие рабочих мест, в них некому будет ходить. К сожалению, на сегодняшний день на селе единственными работодателями являются агромпромышленные комплексы, поэтому, например, с регионах, где сельское хозяйство развито, доля сельского населения выше, чем в среднем по стране, например в Краснодарском крае это 44,76%, Ставрополье — 41,64%.

Но нужно понимать, указывает Евгений Вальтер, что далеко не все могут найти работу в селе по специальности, гражданам с высшим инженерным или гуманитарным образованием те вакансии, которые предлагают агропромышленный комплекс на местах просто не подходят. Увы, но высококвалифицированные кадры на селе практически не востребованы, констатирует он.

Те же и интернет

Вообще, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, объективным KPI таких программ по улучшению жизни на селе могла бы стать продолжительность жизни селян: сейчас она в среднем на 2 года меньше, чем у горожан, и это довольно большой разрыв. Реформа здравоохранения, казалось бы, проводимая с благими намерениями, привела, например, к сокращению доступности неотложной скорой помощи в маленьких населенных пунктах, у которых раньше была хотя бы одна «скорая», а сейчас они делят ее с еще несколькими населенными пунктами или даже с городом. В результате теряются драгоценные секунды на реанимационные процедуры. Увеличив доступность скорой медицинской помощи, сразу же можно было бы сделать рывок в направлении увеличения продолжительности жизни.

Еще одно направление, которое представляется важным, говорит Илья Жарский — это развитие доступа в интернет в небольших селах, которое могло бы привести к расцвету этих сел. В 2018 году Владимир Путин предлагал улучшить программу сокращения так называемого «цифрового неравенства» — предоставлять доступ к Интернет через Wi-Fi для сел с населением не от 250 человек, а от 100 человек. По мнению эксперта, доступ в интернет в поселениях численностью от 100 человек, позволит этим территориям интенсивнее развиваться, ведь доступ в интернет связан с получением актуальной информации по частному строительству и сельскому хозяйству, связан с заказом запчастей для агротехники и ремонта частных автомобилей.

Опосредованно он также связан с притоком молодежи в село, так как доступ в интернет позволяет им учиться и организовывать свой досуг почти как в городе. У Ростелекома был такой проект в 2013-2017 годах, напоминает эксперт, но он почему-то завяз в бюрократических процедурах и недостатке финансирования, хотя цель декларировалась грандиозная — Wi-Fi в каждый населенный пункт от 250 человек, и по символическому тарифу в 45 рублей в месяц (потом же предлагалось сделать его и вовсе бесплатным).

А вдруг Дмитрий Медведев вспомнил именно об этой программе? Впрочем, если и так, должно и еще на что-то остаться от добавочных ста миллиардов.

Одобрена Программа развития села до 2020 года. На что потратят 90 млрд

Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил и подписал концепцию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Главные цели программы – создать благоприятные условия жизни в сельской местности, в том числе для молодых специалистов и их семей, и существенно повысить престиж сельского образа жизни.

На реализацию этих задач планируется затратить в общей сложности около 300 млрд рублей. Из них 90,4 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, 134,5 млрд из региональных бюджетов, и ещё 74,3 млрд – из внебюджетных источников. Программа будет реализована в два этапа (первый с 2014 по 2017 год, второй с 2018 по 2020 год), а её непосредственным осуществлением займутся Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и Министерство спорта.

В документе отмечается, что такие траты необходимы в связи с негативным положением, в котором оказалась сельская местность – в первую очередь, это отрицательная демографическая ситуация, а также проблемы с социальной и инженерной инфраструктурой, неразвитость дорожной сети. По пессимистичному прогнозу Росстата, численность сельского населения к 2021 году может сократиться до 36 млн человек (против 37,5 млн на момент переписи 2010 года), говорится в концепции.

На что направятся средства

По прогнозу, к 2020 году реализация программы поможет решить следующие задачи:

— улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
— сократить количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 22,2 тыс. чел.;
— расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики на 858 ед.;
— привлечь к занятиям физической культурой и спортом сельских жителей, прежде всего, молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв.м;
— улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети данных учреждений на 9,96 тыс. мест;
— повысить уровень инженерного обустройства села: газом — до 60,1%, водой — до 61,9%;
— охватить 132 сельских поселения комплексной застройкой;
— повысить гражданскую активность сельских жителей, активизировать их участие в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 местных инициатив;
— привлечь внимание общества к достижениям в различных сферах сельского развития путем проведения ежегодных всероссийских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).

Эти результаты должны стать показателем эффективности работы программы. При этом самая большая сумма – 141, 8 млрд рублей – будет выделена на улучшение жилищных условий. Ещё 121,4 млрд рублей пойдёт на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, 33,6 млрд рублей направятся на комплексную компактную застройку, а 1,8 млрд планируется выделить на гранты. Среди прочих трат – организация выставок достижений сельского хозяйства и финансирование научно-методического обеспечения программы.

Читайте так же:  Сколько берет адвокат от суммы иска

Итоги предыдущей программы

Новая федеральная целевая программа придёт на смену предыдущей программе – «Социальное развитие села до 2013 года», которая реализуется с 2003 года. В частности, за 8 лет на программу было затрачено около 266 млрд рублей, на которые:

– построено 15,6 млн. кв. метров жилья:
– введено в эксплуатацию 54,4 тыс. км распределительных газовых сетей,
– введено в эксплуатацию 14,2 тыс. км локальных водопроводов;
– введено емкостей телефонной сети на 705,5 тыс. номеров;
– построено и реконструировано 11,5 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38 и 6-10 кВ, 2,2 тысяч трансформаторных подстанций;
– построено общеобразовательных учреждений на 96 тыс. мест;
– построено учреждений культурно-досугового типа на 24,3 тыс. мест;
– открыто 461 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.

За оставшиеся 2 года эти показатели будут увеличены.

Реализация предыдущей программы позволила достичь ощутимых результатов – уровень рождаемости на селе повысился на 33,3%, а уровень смертности снизился на 11,5%. Такие данные приведены за период с 2002 по 2010 годы. Также программа принесла и экономический эффект, оцениваемый специалистами в 48 млрд рублей в год.

Михаил Орлов, президент группы компаний «Амбика-агро», специалист по сельскому хозяйству:

— Во-первых, уже сам факт того, что есть такие национальные проекты – это очень хорошо, потому что это всё таки значит, что правительство и общество признаёт факт, что ситуация в сельской России катастрофическая. Для тех людей, которые понимают, что такое Россия (а их не так много, в том числе и внутри самой России), поясню, вся наша культура, все наши корни – всё исходит из сельской России. Россия не родилась в городах.

Очень тяжело смотреть на эти программы, понимая, что не только наша экономика, но вся наша культура от этого зависит. Я боюсь, что второго элемента нет в этом алгоритме. Любой человек, который хоть немного поездил по России, понимает, что это колоссальные просторы, и они почти пустые. Возникает очень много вопросов. 10 лет тому назад, когда шли активные дебаты по поводу приватизации земли – были разговоры о том, что не надо приватизировать землю, потому что тогда придут агрохолдинги и заберут всё, а бедный народ не сможет работать. Это правда, но только в том, что этого народа просто нет. Есть, но его мало. Это не результат того, что земля была приватизирована, а результат того, что у народа не было инструмента, чтобы работать с землёй.

У нас был премьер-министр Столыпин, который генерировал колоссальный рост агроэкономики в Российской империи. Чем? Не тем, что кому-то что-то обещал и кого-то куда-то отправлял. Нет, он просто дал людям – сельскому населению (а его тогда было очень много – около 85% всего населения империи, а сегодня, по-моему, – меньше 20%) инструмент. Какой инструмент? Если у вас есть земля, с определённым набором доказательств того, что вы на эту землю имеете право – договор долгосрочной аренды или собственность и т.д., вам давали деньги под программы индивидуальные на 35 лет со ставкой в размере 1,5% в год. Т.е. с такими условиями финансовыми, с таким инструментарием можно было это поднять. При таких условиях Россия за десятилетие стала зерновой державой номер один в мире.

Поэтому сейчас вопрос, стакан полупустой или полуполный – понятен. С одной стороны, я очень рад, что такие программы есть – это значит, что всё-таки понимает общество, что это и есть самое важное. Другой момент– насколько этого достаточно, чтобы действительно что-то менять. И здесь встаёт вопрос исполнения, а исполнение у нас не всегда беспроблемное. Есть вопрос – насколько векторы развития сельской экономики будут иметь реально ко всему этому доступ. Есть разные категории – есть агрохолдинги, которые тоже очень много делают, например, создают рабочие места. Но у них обычно есть те административные ресурсы (мы прекрасно понимаем, что без них в России никак), которые позволяют развиваться быстрее. Вторая категория – это компании местного характера – эти люди сто лет назад назывались кулаками – они создают крупномасштабные фермы в регионах. Опять вопрос – получат они доступ к возможностям, предоставляемым этой программой, остаётся без ответа. Есть ещё мелкие фермеры.

Программа сама нормальная. Можно её критиковать, можно её хвалить. Но, знаете, это не так важно с учётом объёма катастрофы, создаваемой с 17-го года. Любой шаг вперёд – уже большой плюс. Можно долго критиковать, но из-за одного размера нашей страны, мы уже являемся третьим по объёму экспортёром зерна в мире. А вот представьте на секунду, если бы мы были эффективны. Мы были бы державой номер один.

Мы привыкли каждый день по многу жаловаться, что нам что-то не нравится, что хотим быстрее, лучше. Но сам факт, что что-то есть – уже хорошо. Это значит, что всё-таки по этому направлению мы идём. Хотелось бы, конечно, как во времена Столыпина за 10 лет увидеть результат, а теперь придётся терпеть 20 или 30 лет. Хотелось бы, конечно, всё это увидеть очень быстро.

Я не склонен защищать первое лицо в нашем государстве, но ему сочувствую, потому что под ним работает административный аппарат регионов, с которым очень тяжело иметь дело, который сложно назвать эффективным. Здесь не справился бы и новый Столыпин.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно долго жаловаться и критиковать, но я очень рад и благодарен правительству, что они эту задачу поставили, и что в нашем общем алгоритме развития это один из пунктов, который признали стоящим особого внимания и поддержки со стороны политического корпуса.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  5. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
Программы для развития деревни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here