Схема этапы контрактной системы

Советы опытных юристов по теме: "Схема этапы контрактной системы". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:

1. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе.

2. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и означает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок

3. Принцип профессионализма заказчиков предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

4. Принцип стимулирования инноваций является важнейшим принципом, который означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок играет немаловажную роль в реализации контрактной системы в сфере закупок и основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, а также обеспечивает взаимосогласованное правовое регулирования всей закупочной деятельности, осуществляемой различными отраслями законодательства.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

1.1.2 Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе

Основу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд составляют положения:

1. КонституцииРоссийской Федерации. Особое значению имеют положения ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению России такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. «г»), установление правовых основ единого рынка (п. «ж»), гражданское законодательство (п. «о»). В соответствии же сч. 1 ст. 76Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2. Гражданского кодексаРоссийской Федерации (нормы части первой ГК: глава 11 «Исчисление сроков» статьи 190-194, глава 28 «Заключение договора» статьи 447-449; нормы части второй ГК: статьи 525-534, статья 709, статья 769-775).

3. Бюджетного кодексаРоссийской Федерации(статьи 72-73, 301).

Определение в качестве основ законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГК РФ и БК РФ, т.е. основных законодательных актов соответственно гражданского законодательства и бюджетного законодательства, предопределено предметом регулирования данных законодательных отраслей.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее 44-ФЗ).

5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. Нормативные правовые акты Президент Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

7. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о контрактной системе в сфере закупок. Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития РФ.

9. Нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о контрактной системе в сфере закупок.

Полномочия ГК «Росатом» по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности регламентированы положениями ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласно ч. 1которой ГК «Росатом» на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности по вопросам, перечисленным в данной части.

10. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о контрактной системе в сфере закупок

12. Нормы международного договора.

Главенствующее, центральное и системообразующее место в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок отведено Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где определено, что другие федеральные законы, содержащие нормы права, связанные с закупкой товаров, работ, услуг, должны соответствовать его нормам.

Таким образом, 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях:

— повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,

— обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок,

— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В качестве элементов сферы применения выделяют:

1) планирование закупок товаров, работ, услуг;

2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключение гражданско-правового договора;

4) особенности исполнения контрактов;

5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Границы применения 44-ФЗ: Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

Читайте так же:  От сплетников завистников клеветников

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом;

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

Шпаргалка по срокам в 44-ФЗ

Друзья! Мы приготовили для вас небольшой, но очень полезный и информативный подарок!

Шпаргалка представляет собой архив структурированных по содержанию файлов в формате MS Word, Excel, PDF, которые без проблем открываются на любом компьютере и содержат доступную и наглядную информацию для ежедневного использования в работе с 44-ФЗ.

Краткое содержание шпаргалки

  • Письма минэкономразвития
  • Таблица штрафов по 44-ФЗ
  • Общая схема по срокам проведения процедур
  • Электронный аукцион
  • Запрос котировок
  • Запрос предложений
  • Конкурсы (открытый, закрытый, двухэтапный)
  • А также полезный бонус!

Скачать шпаргалку по 44-ФЗ

Чтобы скачать бесплатную шпаргалку, нажмите на кнопку ниже!

Новый этап развития контрактной системы 44-ФЗ

Новый этап развития контрактной системы 44-ФЗ

О новом этапе развития контрактной системы рассказывает Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Михайлович Лавров.

Большие и долгожданные изменения в 44-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 1.05.2019 N 71-ФЗ, вступают в действие с 1 июля 2019 года: ускорение процедур проведения закупок, повышение конкурентности торгов, снижение рисков при исполнении контрактов, упрощение планирования закупок, снижение административной нагрузки на заказчиков.

Уважаемые коллеги! Контрактная система в сфере закупок, работ, товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд подошла к новому этапу своего развития, который с одной стороны основан на том, что было сделано за последние 6 лет, и, в частности, на том, что было сделано за 2018 год.

В прошлом году были решены две принципиально важные задачи. Во-первых, был завершен переход всех закупок на электронный формат. Отобраны впервые по объективным критериям 8 электронных торговых площадок, которые установили взаимодействие с 22 коммерческими банками и с Единой информационной системой. И что самое ценное, как писали в средствах массовой информации, никто не заметил этой очень существенной реформы, которая уже упростила и ускорила процедуру закупок.

Во-вторых, это не менее важно, впервые за последние годы Правительство утвердило четкую стратегию развития контрактной системы. Это отдельный раздел концепции повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2024 года. И реализация этой концепции уже началась.

Только что принят федеральный закон о внесении комплексных изменений в 44-ый Федеральный закон по показанным здесь пяти основным блокам. В совокупности они образуют очень серьезную комплексную реформу всей системы закупок.

Первое направление или цель этой реформы. Существенно ускорить все процедуры закупок. С этой целью предлагается целая система мер. Во-первых, как вы видите если в настоящее время извещение не может быть размещено ранее чем после десяти дней после внесения изменений в план-график, то теперь этот срок сокращен до одного дня. Во-вторых, существенно повышена планка так называемого короткого аукциона, то есть аукциона, в котором извещение может размещаться не 15, а 7 дней.

Если раньше такие аукционы могли проводиться только для закупок менее трех миллионов рублей, то теперь в общем случае менее 300 миллионов рублей, а для строительных работ не более 2 миллиардов рублей. То есть мы существенно увеличиваем количество закупок, которые теперь могут проводиться по ускоренной процедуре.

Кроме того, как видно также из этой таблицы, сокращаются сами по себе сроки рассмотрения заявок проведения торгов. Если суммировать вместе все описанные нововведения, мы увидим практически двукратное сокращение сроков осуществления закупок. Например, по наиболее массовому строительному аукциону, ну стоимостью объектов менее двух миллиардов рублей, если раньше мы видели сроки, превышающие 40 или даже достигающие 48 дней, то теперь все эти аукционы могут проводиться в течение 20 — 22 дней.

Есть еще целый ряд дополнительных мер, который также косвенно, но существенно ускоряет процедуру закупок. Ну, во-первых, в настоящее время любой участник закупки, который не был отобран, в течение 10 дней может написать жалобу. С учетом того, что по регламенту ФАСа эта жалоба рассматривается 8 дней практически получается, что после завершения процедуры еще 18 дней не может быть заключен контракт, причем по инициативе того юридического лица или участника закупок, которое по тем или иным причинам не было отобрано в рамках этой процедуры. Мы предлагаем сократить количество дней для такого рода обжалований до пяти. И при этом тот участник, который определен победителем, безусловно будет по-прежнему иметь право обжаловать те или иные действия при заключении контрактов до момента заключения контрактов. Таким образом, с одной стороны пресекается злоупотребление обжалование процедур необоснованного, а с другой стороны есть гарантия того, чтобы победитель контракта заключит этот контракт ровно в соответствии с законодательством.

Очень важная новация, с которой сталкиваются многие субъекты федерации, особенно муниципальные образования, если на процедуру в рамках одной процедуры два раза не поступает заявки, то сейчас по закону нужно начинать новую процедуру, а это еще раз те же самые 20 — 30 дней. Но поправками в 44-ый Федеральный закон предлагается право заключить контракт в этом случае после предварительной проверки такой закупки с ФАСом, чтобы здесь также не было злоупотребления со стороны заказчика, с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, записанным в проектной документации.

Кроме того, при одностороннем расторжении контракта по инициативе заказчика это, к сожалению, случается, сейчас вынуждена начинаться новая процедура с очень сильным затягиванием сроков реализации всех проектов. В соответствии с принятыми поправками заказчик получает право он не обязан пользоваться, но может им воспользоваться, заключить контракт со вторым победителем этой же самой процедуры при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со своими обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. Это так же ускорение процесса реализации закупок.

Второе направление. Это повышение конкурентности закупок. Конечно это один из существенных недостатков нынешней системы закупок, когда в среднем на процедуру приходит три участника, отсюда и незначительное снижение цен и в целом низкая конкуренция. Одно из препятствий к этому излишняя переусложненность проектной документации. Для того, чтобы участвовать в процедурах на строительные работы претенденты должны по сути переписывать многотомную, многостраничную проектную документацию и любая ошибка создает им риски для исключения их из этой процедуры. Поэтому предлагается радикальное решение. Для строительных работ – только выражение согласия с опубликованной проектной документацией, не надо ничего переписывать, не надо ничего придумывать, надо подтвердить, что ровно то, что описано в технической документации, прошедшей и государственную экспертизу, и все рассмотрения, будет выполнено в установленные сроки.

Читайте так же:  Облагается ли налогом материнский капитал

С другой стороны, при таком подходе нужно подстраховаться от случаев демпинга. И для этого предлагаются две меры. Во-первых, проверка предквалификации или наличия опыта выполнения аналогичных строительных работ в объеме не менее 20% от контрактуемого проекта. И эта проверка должна проводиться не после подачи ценовых предложений как это имеет место в настоящее время, а до подачи. И таким образом, торг идет уже между квалифицированными участниками, каждый из которых обладает необходимым опытом, потенциально способен выполнить контракт и таким образом объективно оценивает свои возможности.

Видео (кликните для воспроизведения).

И еще одна мера. Если сейчас нет никаких ограничений, это показано здесь на самой нижней строчке, в отношении предоставления авансов, то существенной новацией будет то, что в случае падения цены более чем на 25%, а этот порог существует уже сейчас в законодательстве как признак демпинга, предоставление авансов будет запрещено.

Для субъектов малого предпринимательства вводятся дополнительные меры, которые снизят для них финансовую нагрузку и позволят им более активно участвовать в контрактации. Ну, во-первых, в обеспечении исполнения контракта. В настоящее время оно делается в общем порядке для таких субъектов. Предлагается освободить субъекты малого бизнеса от обеспечения исполнения контрактов в том случае, если они уже обладают за последние три года объемом реализованных контрактов на сумму не меньше, чем контрактуемые обязательства. Во-вторых, предлагается поменять размер, порядок расчета размера обеспечения. Если сейчас он считается в процентах от начальной цены контракта, а если она существенно снижается в процессе торгов, то логично считать ее от той цены, которую заявил победитель. Так и будет предложено в отношении субъектов малого предпринимательства. И разделение обязательств по контракту на основную часть, то есть, поставку, например, товара, и на гарантийное обслуживание этих товаров, отдельное обеспечение, что также будет способствовать снижению финансовой нагрузки.

Со следующего бюджетного цикла вступит в силу упрощенный порядок планирования закупок. В настоящее время мы все заказчики вынуждены составлять четыре документа: план закупок, план-график закупок и по два обоснования к каждому из этих документов. Это очень сложная система, перегруженная избыточной информацией, которая в принципе является невостребованной. Поэтому со следующего бюджетного цикла предлагается оставить один плановый документ — это план-график осуществления закупок, порядок его ведения, его форма, как и в настоящее время, будут определены Правительством. Точно также предлагается отменить отдельный документ, который сейчас называется «Обоснование закупок» и оставить от него только одну единственную позицию — это обоснование начальной максимальной цены контракта.

Целая система мер предложена для сокращения административной нагрузки на заказчиков. Ну, во-первых, как видно из этой таблицы, существенно повышаются пороги закупок, которые можно делать по упрощенной форме без соблюдения всех необходимых процедур. Если сейчас такой порог закупки — это 100 тысяч рублей разового контракта, то предлагается повысить его до 300 тысяч рублей, при этом общие потолки расходов на такого рода малые закупки 2 миллиона рублей или 5% от общего объема закупок заказчика продолжает действовать, но все-таки административная нагрузка на заказчика снижается, поскольку этот потолок он может достигнуть значительно меньшим количеством процедур, чем в настоящее время.

Так же важной новацией является увеличение потолка закупок лекарств по медицинским показаниям. Сейчас у нас есть такой формат закупок по решениям врачебной комиссии до 200 тысяч рублей, но есть случаи, когда этот потолок недостаточен, поэтому предлагается его повысить до одного миллиона рублей. Сейчас действует закрытый перечень товаров, работ и услуг, который можно закупаться по единице стоимости продукции, это когда конечный объем закупок неизвестен, но торгуется единичная цена. Этот инструмент востребован, он хорошо себя зарекомендовал и поэтому предлагается снять абсолютно все ограничения. Любую закупку теперь можно производить за единицу товара работы и услуги.

Целый ряд дополнительных поправок, которые освобождают заказчика от избыточных действий. Например, право вносить изменения в контракты с единственным поставщиком, заключенные в сферах естественных монополий, другого поставщика в этой сфере все равно не будет и поэтому перезаключение таких контрактов ежегодно это просто лишняя трата сил и времени. Предлагается разрешить заказчику вносить изменения в такие контракты, в том числе продлевать сроки их действия. Исключается избыточная информация, которая уже у нас имеется в информационных системах, например, отчет об исполнении контракта. Нет необходимости размещать извещения о закупке у единственного поставщика, сделать необязательной как сейчас в целом ряде случаев, а добровольной экспертизу результатов исполнения контрактов и предоставить Правительству право утвердить типовые формы электронных документов и тем самым создать условия, мы планируем, что это будет сделано к 1 апреля следующего года, для полного завершения автоматизации всех процедур закупок, обмена документами в системе ЕИС.

[1]

За последний год у нас существенно расширился функционал банков, работающих и с заказчиками, и с поставщиками. Но до сих пор банки не являются субъектами контроля в рамках 44-го Федерального закона, что иногда вызывает проблемы. Поэтому предлагается в явном виде включить банки в качестве субъектов такого контроля.

Будет полностью реализована система электронного документооборота при подаче жалоб, а также будет рассмотрен вопрос о том, чтобы сделать подачу таких жалоб платной. Многие заказчики, добросовестные поставщики жалуются на то, что имеет место практика, ну по сути такое блокирование процедур закупок путем подачи неправомерных жалоб на рассмотрение которых уходит очень много времени. Мы считаем, что назрело время упорядочить эту работу и сделать ее более прозрачной, ни в коем случае безусловно не подвергая сомнению права участников, если они чувствуют, что что-то идет не так, они должны иметь возможность выразить свое отношение и требовать объективного рассмотрения таких своих предложений.

Введение единых типовых форм контрактов и актов сдачи-приемки, что позволит полностью автоматизировать все эти процессы и новый подход к системе нормирования закупок. Сейчас она работает, но слишком децентрализовано. Каждый заказчик по сути должен опираясь на общие требования, установленные соответствующими правительствами, придумывать свою систему норм, требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Мы предлагаем, поскольку уже можем опираться на ищущийся практический опыт применения такой системы, в едином порядке фиксировать нормированные товары, работы и услуги, и тем самым упростить для большинства заказчиков применение таких подходов.

Читайте так же:  Ведется ли статистика возврата бывших жен

Развитие закупок по принципу электронного магазина без проведения процедур, по принципу выбор предложения уже из готовых предложений, представленных участниками закупок. По мере того как эта система будет внедряться, можно повышать ее пороги, то есть повышать порог малых закупок, упрощать эту процедуру для подавляющего большинства закупок. Средний размер контракта сейчас 2 миллиона рублей, и мы тратим иногда необоснованно избыточное количество сил и времени на то, чтобы реализовать такую вот небольшую закупку.

В большинстве стран мира реализован принцип «Электронного магазина», когда относительно небольшие и простые закупки делаются по принципу выбора из готовых предложений.

Сейчас у нас идет пилотный проект в этой сфере. По его завершению будут подготовлены предложения по закреплению такой позиции на постоянной основе в законодательстве.

Ну и очень важное направление работы, которое мы планируем завершить в этом году, это создание каталога товаров, работ и услуг. В настоящее время он уже содержит более 50 тысяч позиций, они уже могут применяться в закупках, идет накопление информации. В этом году каталог будет полностью сформирован, и систематизация информации о ценах позволит существенно упростить процедуры определения начальных максимальных цен контракта.

Мы вместе с вами будем продолжать работу над совершенствованием контрактной системы, первые шаги уже сделаны, и рассчитываем, что в этом году добьемся запланированных результатов и уже со следующего года контрактную систему мы увидим в совершенно новом модернизированном, более эффективном и прозрачном варианте.

ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ: ПРИНЦИПЫ И ТЕРМИНОЛОГИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • сущность и содержание общественных отношений, регулируемых законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
  • • основные процессы и субъектов контрактной системы; уметь
  • • определять формы реализации основных принципов контрактной системы;
  • • определять виды централизации закупок; владеть
  • • терминологией контрактной системы;
  • • навыком реализации принципов организации закупок.

Основные положения

В настоящее время продолжается интенсивная реформа системы закупок. Ранее действующий Закон о размещении заказов многократно изменялся и дополнялся. Постоянная и конструктивная критика указанного закона привела к осознанию необходимости проведения коренной реформы, которая выразилась в формировании контрактной системы. В 2010 г. Правительство РФ заявило о необходимости формирования системы, регулирующей не только вопросы осуществления закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, но и вопросы планирования закупок и исполнения контрактов.

Первым шагом послужило издание распоряжения Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101 -р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». Данным правовым актом были предложены направления принятия решений в области совершенствования инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок. Реализация предложенных решений должна была способствовать обеспечению более тесной связи стратегического и бюджетного планирования и целенолагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, а также созданию механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.

Таким образом, была начата работа над подготовкой законодательного акта, который на разных стадиях процесса законотворчества выносился на общественное обсз’ждение. В марте 2013 г. был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а 5 апреля 2013 г. подписан Президентом РФ Закон о контрактной системе, который вступил в силу 1 января 2014 г. за исключением положений, в отношении которых специально установлены иные сроки вступления в силу. В полном объеме Закон о контрактной системе вступит в силу с 1 января 2017 г. (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Порядок вступления в силу Закона о контрактной системе

Закон о контрактной системе внес принципиальные изменения в систему закупок. Если ранее приоритетом было максимальное снижение цены контракта, то в настоящих условиях заказчику необходимо обосновать саму закупку. Кроме того, оценке подлежит результативность закупки, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Смещается акцент в закупочной деятельности заказчиков от суммы бюджетных средств, направленных на размещение закупки, к результату, полученному от ее размещения. Этому, в частности, способствует расширение регулируемого цикла закупки (рис. 1.2).

Бюджетная реформа, в рамках которой предусмотрен переход на программно-целевое бюджетное планирование, нуждается во внедрении инструментов мониторинга и аудита осуществления закупок, расходования бюджетных средств, обоснования и нормирования закупок. Это позволит эффективно проводить бюджетную политику расходов, что предполагает оптимизацию и результативность расходов бюджета, а также полноценный контроль достижения государственными и муниципальными заказчиками показателей и индикаторов документов программно-целевого планирования. Принципы организации контрактной системы также направлены на реализацию программно-целевого принципа организации деятельности заказчиков, заложенного в основу бюджетной реформы.

В рамках развития системы информационного управления государственными финансами существенно изменяется система информационного обеспечения контрактной системы в рамках принятых концептуальных решений в области создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В целом развитие системы контрактных отношений направлено на создание открытой конкурентной среды для всех участников контрактной системы, обеспечение баланса интересов участников контрактной системы.

Рис. 1.2. Основные процессы контрактной системы

Продолжающаяся административная реформа также оказывает влияние на организацию контрактной системы. Так называемый принцип «разумной централизации» в системе государственного и муниципального управления учитывается и при формировании контрактных отношений. Так, в частности, субъекты РФ в рамках своей компетенции наделены правом принимать НПА, регулирующие общественные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок продукции, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Результатами действия указанного принципа являются практика развития региональных информационных систем, осуществление ведомственного контроля в сфере закупок, осуществление централизованных и совместных закупок.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок — это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием ЕИС в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой ЕИС не предусмотрено Законом о контрактной системе), в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Читайте так же:  Автомобиль в наследство делится имущество

Если максимально упростить данное определение, то получится, что контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием ЕИС, в соответствии с законодательством РФ и иными НПЛ о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок продукции, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

  • 1) планирования закупок продукции;
  • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 15 Закона о контрактной системе;
  • 4) особенностей исполнения контрактов;
  • 5) мониторинга закупок продукции;
  • 6) аудита в сфере закупок продукции;
  • 7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Гайд для заказчиков

Из нашего гайда вы узнаете, что нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ: от планирования до заключения контракта.

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Госзаказчики имеют право проводить только запланированные закупки. В течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год необходимо опубликовать в ЕИС обобщенный план закупок и подробный план-график. С 2020 года документов по планированию станет меньше: план закупок отменят. В план-график включают (ч. 3 ст. 21 44-ФЗ):

  • Идентификационный код закупки,
  • Название закупки с указанием всех характеристик,
  • Количество товара/ объем работ,
  • Обоснование закупки, НМЦ и способа закупки,
  • Дополнительные требования к участникам закупки,
  • Размер обеспечения заявки и контракта,
  • Сроки закупки и работ по контракту: дату объявления, этапы, сроки исполнения.

Также заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц. После изменения плана-графики необходимо выдержать паузу в 1 день, прежде чем приступать к любому этапу закупки (объявление, изменение документации, подписание контракта).

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Читайте так же:  Административный кодекс легкий вред здоровью

Соблюсти сроки размещения

При запросе котировок заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если сумма меньше 250 000 рублей или закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Сроки в бумажных и электронных процедурах отличаются, будьте внимательны.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. На 17 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

[3]

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

10. Разместить отчетность

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.

Источники


  1. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

  2. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
Схема этапы контрактной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here