Стимулирование государственных служащих

Советы опытных юристов по теме: "Стимулирование государственных служащих". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

Научная статья посвящена изучению различных мероприятий и методик, которые влияют на мотивацию государственных гражданских служащих. Цель статьи заключается в проведении научного анализа методик и способов мотивации государственных служащих в разных странах. Проблема усиления служебной дисциплины в современном мире является одной из самых насущных проблем в жизни государственных служащих. На неё возлагается особое внимание высших органов государственной власти и общества в целом. В большой мере именно от дисциплины зависит плодотворность и действенность государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, методы стимулирования государственных служащих, награждения и поощрения госслужащих, служебная дисциплина.

На сегодняшний день в России главным рычагом государственного управления является Конституция. Отражается это в первую очередь на государственной службе [1]. Обусловлено это тем, что перед государством стоит ряд задач, решение которых в большей степени зависит от организации и эффективности труда чиновников, и, в особенности, от руководителей государственных органов. Как известно, только достойная и сильная власть, принимающая разумные решения, и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом. Именно поэтому на передний план выдвигаются проблемы становления и развития государственной службы. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что подготовка кадров является важнейшим фактором обеспечения позитивной стабильности государственной службы. Четкого определения «государственная служба» нет. Это особый вид профессиональной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Лица, занимающие должности в государственных органах, — госслужащие.

Понятие «дисциплина» имеет обширное применение как в науке, так и в повседневной жизни. При этом данный термин часто имеет разную трактовку. Одни подразумевают под понятием уже сложившиеся привычки воспитания человека,
другие считают, что термин означает сборник правил поведения человека, третьи — лишь видят послушание в смысле, преподнесенным данным термином. В большинстве случаев под дисциплиной принято понимать конкретный порядок поведения людей, отвечающий нормам, сложившимся в обществе, а также правам и требованиям определенной организации. Исторически доказано, что не существует такой области в жизни общества, в которой государство сможет обходиться без определенной дисциплины и организации, и при этом выполнять все общепринятые нормы и правила поведения.

Дисциплина бывает нескольких видов: государственная, социальная, учебная, трудовая и др. Государственная дисциплина занимает особое место, так как она основывается на правовых нормах, принятых государством. Государство устанавливает правила и нормы поведения и создает органы, необходимые для обеспечения должного поведения. Служебная дисциплина — одна из разновидностей государственной. Она имеет особое значение в жизни государства, а именно, обеспечивает и упорядочивает систему отношений в служебных коллективах, тем самым исполняя роль организующего фактора. Ее нормы и правила регулируют отношения между подчиненными и руководителями, а также между сотрудниками, которые равны по должности или званию. Хорошо сложенные дисциплинарные отношения играют важную роль в устойчивости и надежности организации связи между объектом и субъектом управления. Дисциплина способствует соблюдению правовых актов, установленных законодательством, и иных правовых актов, предназначенных для осуществления деятельности государственного служащего [2].

Таким образом, служебная дисциплина включает в себя соблюдение гражданскими государственными служащими служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, принятого в соответствии с действующим Федеральным законом или другими нормативными правовыми актами. Предусмотрены правовые средства укрепления дисциплины на государственной службе: награждения и поощрения за службу, а также дисциплинарные взыскания [2]. Каждая из приведенных мер играет важную роль в укреплении служебной дисциплины, и все они являются мерой стимулирования служащих. Служебная дисциплина побуждает всех сотрудников к полному соблюдению Конституции и законов Российской Федерации, а также добросовестному исполнению приказов начальника и выполнению своих должностных обязанностей.

Сравнительный анализ государственной гражданской службы в зарубежных странах: Китае, США, Великобритании, Японии, Франции, Германии, позволил выделить ряд отличающихся от российских методов стимулирования служащих. Так, например, китайская государственная служба отличается от российской тем, что имеет ранжированную иерархию государственных органов, и поэтому процесс исполнения либо неисполнения служебной дисциплины сказывается на повышении или понижении его ранга, соответственно. Для гражданина Китая — серьезный стимул нести честную и добросовестную службу [3]. В Великобритании мерой воздействия на служащего, нарушившего дисциплину, является принудительное повышение квалификации, тренировка или практика, сопровождаемая надзором. В России аналога не имеется. К тому же, в Соединенном Королевстве действует система вознаграждений, основанная на разделении госслужащих на отдельные группы: эффективные и очень эффективные. Данный способ подразумевает постоянную оценку труда госслужащих [3].


В США, в случае нарушения обязанностей, к государственным служащим применяются следующие меры дисциплинарного взыскания, отличные от российских: временное отстранение от работы, без выплаты зарплаты до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней. В качестве мер поощрения в Соединенных Штатах успешно действует практика предоставления высокооплачиваемых постов в частном секторе при выходе высокопоставленного госслужащего на пенсию. Великобритания и США отличаются поощрением различных форм коллективного воздействия при решении каких-либо служебных задач. Это способствует усилению связи в коллективе и повышению командной работоспособности.

Проблема усиления служебной дисциплины в современном мире является одной из самых насущных проблем в жизни государственных служащих. На неё обращается особое внимание высших органов государственной власти и общества в целом [5]. В большой мере именно от дисциплины зависит плодотворность и действенность государственной службы.

В настоящее время государственные служащие находятся под воздействием целого ряда негативно воздействующих факторов, которые способствуют резкому снижению уровня служебной дисциплины. К ним относятся неполные правовая и социальная защита работников и их семей, отрицательное психологическое информационное воздействие, определенные морально-психологические и профессиональные качества отдельных работников, и другие условия, способствующие совершению сотрудниками противоправных деяний. В связи с перечисленными причинами снижения уровня служебной защиты возрастает важность профилактической преподавательской работы с государственными служащими, направленной на формирование профессионально ориентированной основы личности исполняемого, повышение уровня ответственности за реализацию служебного дела [6]. Персональная работа по совершенствованию личностного дисциплинарного поведения помогает сформировать внутреннее убеждение служащих в необходимости обоснованного, инициативного и требовательного соблюдения уставов, законов, приказов, наставлений и иных подзаконных нормативных актов.

Читайте так же:  90 закон о земельном участке инвалиду

В современном мире следует не допускать снижения морального и психологического состояния служащих. Для этого требуется проводить огромную и качественную работу по усовершенствованию всей системы воспитания и стимулирования служащих, которая призвана повысить их дисциплинированность. Методы по улучшению дисциплины и в частности методы стимулирования гражданских служащих имеют огромную значимость, поскольку способствуют улучшению качества службы всех служащих и их стремлению добросовестно служить своей стране. В России на сегодняшний день Министерством труда и социальной защиты РФ разрабатывается большое количество мероприятий и методик, которые, так или иначе, влияют на мотивацию государственных гражданских служащих. Эти методы находятся в процессе разработки и совершенствования, но в ближайшие несколько лет они имеют все основания стать частью государственной гражданской службы.

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2013. 440 с.
3. [Электронный ресурс]. URL: http://cde.osu.ru
4. Лукьянова Г. И. «Трудовые отношения современной Франции». М.: Трудовое право, 2016.
5. Дряхлое Н. И. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
6. Занковский А. Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М: Флинта: МПСИ, 2014.

Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2018, № 3

Стимулирование государственных служащих

Стимулы деятельности государственных служащих

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств республиканского бюджета; в установленных случаях льготы по налогообложению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др.

Меры поощрения. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, специальные — правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса конкретных категорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 года № 554, положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341.

Специальные меры поощрения также разнообразны: досрочное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение деятельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит значительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования действенности служебной деятельности. Она органично связана с правовыми основами этой деятельности государственных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государственными служащими, особенно наделенными юридическими властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» на руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена персональная ответственность за состояние исполнительской дисциплины в соответствующих органах.

Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. При этом однократным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполнение таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

За такого рода нарушения должностные лица и работники вышеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). К ним могут быть применены и другие правоограничения. Они не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами и т.д. (п. 4 указа).

Однократные грубые нарушения дисциплины в системе государственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно, являются основанием для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Последнее обстоятельство должно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения, в которые не могут быть внесены указами Президента Российской Федерации. Например, законодательством пока не предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т.п.

Читайте так же:  Когда появятся льготные авиабилеты для пенсионеров

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права.

Конспекты юриста

Мотивация и стимулирование профессиональной служебной деятельности государственных служащих

План курсовой работы

1. Теоретические основы изучения мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

  • 1.1. Сущность и содержание понятий «трудовая деятельность», «мотивация» и «стимулирование». Теории мотивации и стимулирования труда.
  • 1.2. Система мотивации и стимулирования труда, методы и формы стимулирования персонала.

2. Практический опыт мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

  • 2.1. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
  • 2.2. Мотивация и стимулирование профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ульяновской области.

Для успешного функционирования любой организации каждый руководитель должен уметь правильно управлять ресурсами, в том числе человеческими, чтобы все сотрудники были готовы и выполнять свою работу было в их интересах. Он должен знать, что от него ожидают его подчиненные, какие результаты от них можно ждать, как можно воздействовать на работников и т.д. Все это эффективная система мотивации.

Так же в процессе управления человеческими ресурсами важно стимулирование гражданских государственных служащих. Стимулирование — это метод воздействия на персонал, преимущественно материально, для достижения организационных целей.

Из-за специфики деятельность гражданских государственных служащих мотивация является одним из более важных и сложных элементов организации.

Развитие системы мотивации в системе государственного управления способствует повышению эффективности работы государственных служащих и повышению их квалификации, что способствует более эффективному выполнению ими своих профессиональных обязанностей государственных служащих и повышает лояльность к государственному управлению, государству и интересам общества, сокращению масштабов коррупции, что означает повышение эффективности деятельности правительства и органов государственного управления в целом.

В свою очередь, уровень эффективности деятельности правительства является показателем престижа страны и уровня ее социально-экономического развития.

Процесс улучшения работы государственных служащих включает в себя комплекс мер по улучшению работы Государственной службы в Российской Федерации (внедрение новых качественных способов стимулирования работы, методов найма, методов оценки персонала, создания карьерных условий), в соответствии с реформой государственной службы. Все эти меры так или иначе связаны с модернизацией нынешней системы мотивации госслужащих. Важным направлением в осуществлении этих мер является ориентация на зарубежный опыт.

Недостаточная мотивация руководителей государственных органов к внедрению технологий управления персоналом в связи со сосредоточением на вопросах непосредственной компетенции в итоге снижает эффективность решения задач государственного органа и исполнения его функций.

[2]

Большое негативное влияние на эффективность государственной службы оказывает низкий уровень обеспечения установленных государственных гарантий, а также неадекватная современным потребностям система оплаты труда государственных служащих, что не позволяет применить на практике мотивационные механизмы.

В результате сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется возрастающим недостатком квалифицированных кадров, способных долговременно и эффективно осуществлять служебную деятельность. Особенно ощутима нехватка молодых специалистов, ориентированных на многолетнее прохождение государственной службы. Краткосрочные карьерные устремления порождают нестабильность системы исполнения государственных полномочий и коррупцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы мотивации государственных служащих в настоящее время весьма актуально и пронизывает все меры по совершенствованию государственной службы в Российской Федерации.

[3]

Объектом данного исследования является мотивация и стимулирование трудовой деятельности.

Предметом данного исследования являются эффективные способы, формы и методы мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ульяновской области.

Целью данной работы является изучение форм и методов мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  • 1. Исследовать сущность и содержание понятий «трудовая деятельность», «мотивация» и «стимулирование», теории мотивации и стимулирования труда;
  • 2. Рассмотреть систему мотивации и стимулирования труда, методы и формы стимулирования персонала;
  • 3. Изучить зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
  • 4. Исследовать особенности мотивации и стимулирования муниципальных служащих в Ульяновской области;
  • 5. Провести анализ сильных и слабых сторон мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ульяновской области.

Методика исследования в данной курсовой работе включает в себя: анализ литературы, связанной с проблемой мотивации и стимулирования гражданских государственных служащих, анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по данному вопросу, логический, сравнительный, структурный и функциональный анализ источников.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литературы, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Российской Федерации.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивации и стимулирования гражданских государственных служащих, явились работы Гусаровой М.С, Генкина Б.М., Митрофановой Е.А., Кибанова А.Я., Половинко В.С., Гиляутдинова Р.Р.

Зарубежный опыт систем мотивации и стимулирования рассмотрен на основе работы Арсмтронга М. «Практика управления человеческими ресурсами».

Отечественный опыт реализации мотивационного процесса рассмотрен на основе работ Сыченковой Е.В., Мирзаевой И.И., Демидова Н.Е. ,и на основе программ развития государственной гражданской службы.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятия «трудовая деятельность», «мотивация», «стимулирование», виды и формы мотивации и стимулирования гражданских государственных служащих.

Во второй главе рассматривается зарубежный опыт по системам мотивации и стимулирования, анализируются сильные и слабые стороны системы мотивации гражданских государственных служащих в Ульяновской области.

Читайте так же:  В этом году дадут донорские феврале

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Основные виды материального стимулирования деятельности государственных служащих (стр. 2 из 3)

— выплаты по обязательному государственному страхованию;

— возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

Видео (кликните для воспроизведения).

— возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

— государственное пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Статья 55 Федерального закона регламентирует другой вид стимулирования – это поощрения и награждения за гражданскую службу, указать стоит только на материальные:

— объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

— награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

— выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

К иным формам, в частности, относятся премии. Например, Правительство Российской Федерации постановило осуществлять в 2007 — 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[6] .

Перечислим некоторые проблемные поля в системе стимулирования государственных служащих посредством различного рода поощрений:

— наличие значительных различий величины денежного содержания федеральных государственных служащих органов исполнительной власти со служащими региональных и муниципальных органов управления, а также с работниками частного сектора в разрезе эталонных профессиональных групп (в пользу последних);

— несовершенство механизма ряда выплат (в частности, премии за важность и сложность работы, ежемесячное денежное поощрение);

[1]

— неполная реализация компенсирующей или стимулирующей функций рядом выплат (надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

— надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну);

— отсутствие связи системы оплаты труда с результатами деятельности государственных служащих[7] .

Для устранения противоречий в системе стимулирования существует федеральная программа ее реформирования.

Повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизация порядка оплаты труда на государственной службе являются необходимыми условиями успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей[8] .

Федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» в качестве одной из основных определена задача совершенствования системы материального стимулирования труда с целью повышения профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих, повышения престижа государственной службы. В программе отмечается, что существующие механизмы стимулирования служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере. Для повышения мотивации государственных служащих предлагается внедрение принципа оплаты труда по результатам. Например уже сегодня материальное стимулирование гражданских служащих ФНС РФ осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности[9] .

Таблица: Реформа системы стимулирования труда государственных служащих[10]

Специфика труда государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и управления Основы совершенствования системы стимулирования труда государственных служащих
Социально-экономическая значимость труда государственных гражданских служащих состоит в: 1) обеспечении ими на профессиональной основе исполнения полномочий государственных органов (прежде всего – органов исполнительной власти); 2) создании условий для повышения эффективности общественного производства Целью совершенствования системы стимулирования труда государственных служащих является повышение результативности и качества их труда и, как следствие, повышение качества взаимодействия государства и общества, качества предоставляемых гражданам публичных услуг, оптимизация условий повышения эффективности общественного производства (которая среди прочего достигается за счет привлечения творческого и профессионального потенциала государственных служащих).
Интеллектуальная составляющая труда, находящая выражение в сборе, переработке и передаче информации, в подготовке и исполнении государственных решений Уровень оплаты труда государственных служащих должен быть сопоставим с уровнем оплаты труда специалистов, занимающих управленческие должности схожей сложности в частном секторе экономики. Специфика интеллектуальной составляющей труда государственных служащих предполагает среди прочего хорошую оснащенность их рабочих мест современными средствами доставки, сбора, хранения, передачи и т.п. информации.
Сфера приложения труда – государственное управление Основные акценты стимулирования: 1) высокая социальная ценность труда, его престиж; 2) значительность выполняемых функций по обеспечению полномочий государственных органов и предоставлению государственных услуг населению; 3) сохранение социальных гарантий служащих государственной службы
Характер труда – труд: а) наемный; б) коллективный; в) интеллектуальный; г) творческий; д) инновационный; е) ответственный Формирование денежного содержания государственных служащих из двух составляющих: 1) гарантированной выплаты (оклада); 2) части, определяемой по результатам деятельности. Величина гарантированной выплаты должна составлять не менее 50% общей величины денежного содержания служащего. При оплате труда по результатам деятельности может быть использован экспертный метод, предусматривающий необходимость участия в процессе оценки результативности труда самого государственного гражданского служащего, его коллег по работе и непосредственного начальника.
Средство воздействия на объект управления – информация; Способ воздействия на объект управления – властные полномочия, предоставленные занимаемой должностью государственной службы Необходимость разработки системы мер, направленных на усиление заинтересованности служащих в повышении уровня своей профессиональной компетентности и качества предоставляемых ими услуг.
Высокая степень правовой регламентации, дифференцированная в зависимости от занимаемой должности государственной службы Основу определения величины денежного содержания лиц, замещающих должности государственной службы, должен составить служебный контракт, содержащий, среди прочего критерии компетентности работника для соответствующего труда, а также условия и критерии оплаты труда по результатам деятельности.
Читайте так же:  Возврат между юридическими лицами согласование

Итак, одной из наиболее острых проблем реформирования и модернизации системы государственного управления в России является повышение эффективности труда государственных гражданских служащих. По показателям эффективности государственного управления и качества публичных услуг Россия сегодня находится в числе стран, которые имеют более низкий уровень экономического развития и человеческого потенциала.

Эффективная государственная служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Экономическая же составляющая значимости рассматриваемого вида труда определяется его местом в системе общественного разделения труда и тем вкладом, который труд государственных служащих вносит в повышение эффективности общественного производства. Этот труд не создает потребительские ценности, не удовлетворяет индивидуально-личностные потребности, не изменяет качество материальных основ общества, но он способствует формированию определенных условий для их развития и тем самым оказывает непосредственное воздействие на характер, скорость и качество протекания социально-экономических процессов[11] .

Возможно в будущем реформа системы материального стимулирования государственных служащих, правильное применение тех или иных видов материального стимулирования приведет к положительным результатам и сделает систему государственной службы более совершенной.

1. Федеральный закон 27 мая 2003 года № 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ.

Основные виды материального стимулирования деятельности государственных служащих (стр. 1 из 3)

Социально-экономическое развитие страны во многом предопределяется результатами деятельности государственных органов. В свою очередь эффективность государственного управления в значительной степени зависит от профессиональной компетентности лиц, занятых на государственной службе. Именно государственные служащие участвуют в выработке общенациональных целей и приоритетов, формировании и реализации различных аспектов государственной политики. В связи с этим повышение результативности профессиональной деятельности государственных служащих является одним из важнейших направлений реформы государственной службы[1] . Современное государство разработало различные механизмы стимулирования государственных служащих. Основными видами стимулирования являются материальное и нематериальное поощрения. В свою очередь, существуют и различные разновидности каждой категории поощрений.

стимулирования государственных служащих

На первых этапах развития российской государственности (IX–X вв.) функции государственной службы не были дифференцированы на управление и принуждение, труд служащих строился не на профессиональной, а на вассальной основе. Его реализовывали княжеские дружинники и наместники. Управленческие функции, как таковые, прорисовывались нечетко и не были оформлены нормативно. Ситуация изменилась лишь в XVIII в., когда вследствие качественных и количественных изменений в содержании и характере труда госслужащих в России начали складываться профессия и специальности государственной службы, зародилась ее профессиональная культура, были разработаны технологии включения человека в профессиональную деятельность.

Термин «оплата труда» государственных служащих в качестве аналога имеет понятие «денежное содержание», введенное Петром I. С тех пор экономическая и правовая природа материального вознаграждения государственного служащего во многом совпадает с природой заработной платы.

Сегодня система стимулирования труда государственных служащих – это комплекс материальных и нематериальных стимулов, который призван обеспечить качество и эффективность труда данной категории служащих, привлечь в сферу государственного управления талантливых и результативных работников, раскрыть и реализовать их потенциал. Для государственного служащего, как и для любого другого наемного работника, оплата труда есть доход, который он получает в обмен на свой труд в системе государственного управления. Тем не менее, современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих[2] .

Мотивирование трудового поведения государственного служащего представляет собой такое воздействие субъекта на объект, которое рассматривается как комплекс целенаправленных воздействий на процесс формирования мотивации, включающее в себя практическое применение совокупности внешних и внутренних личностных факторов[3] . Мотивация включает две системные составляющие: 1) внешнюю мотивацию и внешне мотивированное поведение и 2) внутреннюю мотивацию и внутренне мотивированное поведение. Они определяют применение различных по своей природе способов мотивирования и использование механизмов действия внешних и внутренних факторов.

Профессиональная служебная деятельность федерального государственного служащего представляет собой сложную многофункциональную деятельность, в которой выделяется два вектора ее развития: консервативный – направленность на обеспечение стабильности общества; инновационный – направленность на принятие нестандартных решений в условиях реформ.

Структура федеральной государственной гражданской службы определяется структурой государственной службы по ветвям власти и дифференциацией каждой из этих ветвей на определенные федеральные государственные органы. Федеральная государственная гражданская служба исполнительной власти включает четыре элемента: гражданская служба Президента РФ; гражданская служба Правительства РФ; гражданская служба федеральных министерств, служб и агентств; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь данные структуры разделены на центрально-федеральный (первые три) и федерально-региональный (четвертый) уровни.

Специфическими, присущими исключительно труду государственных гражданских служащих, являются следующие критерии: направленность труда; сфера его приложения; специфика интеллектуальной составляющей в части конечных результатов труда; специфика творчества в части его нормативной ограниченности; характер разрешаемых противоречий; способ воздействия на объект управления; высокая степень регламентации профессиональной деятельности. Эти особенности необходимо учитывать в процессе определения основ совершенствования труда государственных гражданских служащих[4] .

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание служащих призвано выполнять следующие функции:

— обеспечивать служащих, а также членов их семей жизненными благами, необходимыми для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений;

— заинтересовать работника в постоянном улучшении результатов труда;

— оптимизировать размещение служащих по субъектам РФ, государственным органам (регулирование рабочей силы определенного качества на рынке труда);

— формировать престиж профессии на рынке труда, социальный статус служащего;

— являться источником страхования социальных рисков;

— способствовать привлечению к работе и закреплению в государственных органах специалистов, обладающих соответствующими знаниями, навыками и личностными качествами.

Читайте так же:  Вступление в наследство и замена правопреемника

Денежное содержание гражданского служащего состоит из:

— месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы,

— месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего,

— ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства РФ[5] .

Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены обычный и особый порядки выплаты денежного содержания. Особый порядок отличается от обычного структурой организации и механизмом выплаты денежного содержания по должностям гражданской службы. Однако до настоящего времени отсутствует нормативная база применения особого порядка оплаты труда. В частности, отсутствует перечень должностей государственной гражданской службы, по которым может устанавливаться данный порядок оплаты труда; не прописана структура денежного содержания и механизм формирования части фонда оплаты труда служащих при данном порядке оплаты. Вместе с тем, в законе указывается, что включение должности государственной службы в перечень должностей, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, не означает прямого перехода служащего на новую систему оплаты.

стимулирования деятельности государственных служащих

Согласно статье 52 ФЗ № 79, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, гражданским служащим гарантируются в частности:

— равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы;

— право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

— медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет;

— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

Стимулы деятельности государственных служащих

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служа­щие имеют право: на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообложению, на жилую площадь. Пре­дусмотрены надбавки к должностным окладам за особые усло­вия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные вып­латы по итогам службы за квартал и год и др.

Меры поощрения. Общие меры поощрения установлены за­конодательством о труде, специальные — правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса конкрет­ных категорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощре­ния в виде награждения орденами и медалями, присвоения по­четных званий, присуждения государственных премий.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Россий­ской Федерации; почетные звания РФ. Основания и порядок награждения ими регламентируются Положением о государ­ственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука­зом Президента РФ от 2 марта 1994 г., с изменениями, внесен­ными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. [68] , положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 [69] .

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение деятельности государственных служащих, направлены на повы­шение эффективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит значительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирова­ния действенности служебной деятельности. Она органично связана с правовыми основами этой деятельности государствен­ных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их на­рушения государственными служащими, особенно наделенны­ми юридически-властными полномочиями, затрагивают непос­редственно интересы государства, могут ущемлять права и сво­боды граждан.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дис­циплинарной, административной, материальной, гражданско- правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административ­ного права. Вопросы дисциплинарной, административной и мате­риальной ответственности (в том числе государственных служа­щих) по административному праву рассматриваются в IV раз­деле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10099 —

| 7532 — или читать все.

Источники


  1. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  3. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  4. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
  5. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
Стимулирование государственных служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here