Тарифная сетка преподавателей

Советы опытных юристов по теме: "Тарифная сетка преподавателей". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

[3]

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

[2]

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.
Читайте так же:  Памятник ветерану вов бесплатно кому положено

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785
«О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»

С изменениями и дополнениями от:

6 января 1993 г., 27 февраля 1995 г., 20 декабря 2003 г.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 декабря 2008 г.

Об обжаловании настоящего постановления см. решение Верховного Суда РФ от 16 октября 1998 г. N ГКПИ98-536

Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. N 2705-1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона Российской Федерации «О повышении минимального размера оплаты труда» и Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 895 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Считать необходимым:

осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее — Единая тарифная сетка).

Установить, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 марта 1999 г. N 311 с 1 апреля 1999 г. повышены в 1,5 раза должностные оклады работников организаций бюджетной сферы, которые финансируются из федерального бюджета и на которые не распространяется Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, по состоянию на 1 сентября 1995 г.

Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 171-р условия оплаты труда, установленные настоящим постановлением, распространены на российских специалистов и технический (вспомогательный) персонал, привлекаемых к обеспечению деятельности Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 767 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1995 г. N 189 пункт 2 настоящего постановления признан утратившим силу в части утверждения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы согласно приложению N 1

2. Утвердить Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы согласно приложению N 1, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих согласно приложению N 2, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы согласно приложению N 3.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти относит к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки другие должности, не предусмотренные приложениями N 2 и 3 к настоящему постановлению.

Предоставить право руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации в установленном порядке, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов Единой тарифной сетки, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда Российской Федерации, исходя из 11 и 12 разрядов Единой тарифной сетки.

О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) гражданского персонала отдельных подразделений Центра управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанных с особенностями деятельности этого Центра см. постановление Минтруда РФ от 20 июня 1994 г. N 48

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти устанавливает разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам.

Об отраслевых разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников бюджетной сферы см. справку

См. Квалификационные требования по воинским должностям профессорско-преподавательского, руководящего и научного состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные приказом Минобороны РФ от 8 мая 2003 г. N 155

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 января 1993 г. N 14 пункт 3 настоящего постановления признан утратившим силу с 1 февраля 1993 года в части размера месячной тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы

О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку

3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, осуществить необходимые подготовительные работы, имея в виду приступить в IV квартале 1992 г. к введению Единой тарифной сетки с месячной тарифной ставкой (окладом) I разряда в размере 1350 рублей в пределах бюджетных ассигнований на 1992 год.

Читайте так же:  Ходатайство об исправлении ошибки в иске

4. Министерству труда Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местной администрации осуществлять контроль за соблюдением оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Единой тарифной сеткой.

5. Установить, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.

Информация об изменениях:

7. Установить, что разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, провести в IV квартале 1992 г. аттестацию служащих и перетарификацию рабочих в соответствии с квалификационными требованиями.

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации осуществлять контроль за проведением аттестации и перетарификации работников.

Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации утвердить в двухнедельный срок основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

См. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, исходя из указанных основных положений, разработать в месячный срок соответствующие отраслевые положения.

8. Установить, что министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга дают разрешение на введение Единой тарифной сетки в подведомственных учреждениях, организациях и на предприятиях по мере их готовности и при наличии необходимых финансовых средств.

9. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим постановлением ставки (оклады) с учетом коэффициентов, надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок (окладов) с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном учреждении, организации и на предприятии в той же или более высокой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате.

10. Министерству труда Российской Федерации:

провести с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимую организационную и методологическую работу, связанную с введением Единой тарифной сетки;

давать в необходимых случаях разъяснения, связанные с применением настоящего постановления.

Постановлением Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 48 утверждено разъяснение о порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании

Постановлением Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 32 утверждены Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения ЕТС

О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры см. постановление Минтруда РФ от 15 марта 1993 г. N 54

11. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов на введение Единой тарифной сетки.

12. Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации подготовить и представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием настоящего постановления.

Приложение N 1
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Пункт 2 постановления, в части утверждения настоящего приложения, утратил силу.

Информация об изменениях:

О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку

Приложение N 2
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки
по общеотраслевым должностям служащих

О принципах тарификации служащих и порядке установления им разрядов оплаты труда см. постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 32

Приложение N 3
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным
должностям служащих отраслей бюджетной сферы

Об отраслевых разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников бюджетной сферы см. справку

*В настоящем приложении приведены должности работников, характерные для соответствующей отрасли. Общеотраслевые должности приведены в приложении N 2.

Тарифная сетка по разрядам на 2019 год

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями). Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже МРОТ, в 2019 году его размер составил 11 280 рублей.

Региональные МРОТ могут быть выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимальный МРОТ с 01.01.2019 — 18 000 рублей, в Москве с 01.10.2018 — 18 781), и руководители предприятий должны ориентироваться именно на показатели своих регионов.

Единая тарифная сетка

Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала.

Читайте так же:  Распределение добавочного капитала между учредителями ндфл

Тарифная сетка оплаты труда

Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.

Видео (кликните для воспроизведения).

При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная сетка в коммерческом секторе

В случае если создать тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2019 самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2019 года — документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

Рекомендуем изучить Отраслевое соглашение работников наземного городского электротранспорта: в нем учтены все особенности оплаты труда работников, а также приведена тарифная сетка.

Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 о том, что средний заработок руководителя может быть не выше, чем восьмикратный средний заработок работников (актуально для государственных и муниципальных учреждений).

Пример, как коэффициент превращается в зарплату

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Тарифная сетка для бюджетников

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Что такое тарифная ставка

Все вопросы, касающиеся вознаграждения за выполненную работу, всегда живо волнуют и работодателя, и персонал. Ежемесячные выплаты могут иметь разный характер, состоять из разнородных компонентов и начисляться, исходя из отличающихся оснований. Рассмотрим понятие тарифной ставки, подробно проанализируем, как происходит ее расчет, а также проясним основные отличия между тарифной ставкой и окладом.

Что такое тарифная ставка

Люди не могут получать одинаковое вознаграждение за свою работу. Размер суммы, предназначенной к выплате в качестве зарплаты, зависит от:

  • квалификационного уровня персонала;
  • трудности возложенных на сотрудника трудовых функций;
  • количественной характеристики работы;
  • условий занятости;
  • времени, предназначенного для выполнения работы и др.

[1]

Дифференциация зарплаты по степени выраженности этих пунктов выполняется в рамках тарифной системы трудового вознаграждения. Ключевым ее элементом является тарифная ставка как главная составляющая зарплаты.

Тарифная ставка – закрепленная документально величина финансового вознаграждения за достижение трудовой нормы той или иной степени трудности работником определенной квалификации за принятую единицу времени. Это «костяк», минимальная составляющая расчета за труд, на основании которой и строится сумма, получаемая сотрудниками «на руки».

СПРАВКА! Сумму, меньшую, нежели тарифная ставка, работник не может получать ни при каких обстоятельствах, если все функциональные обязанности им выполнены в полной мере, – это гарантированный законом минимум.

Не являются частью тарифной ставки:

  • компенсации;
  • стимулирующие выплаты;
  • социальные начисления.

Расчетное время тарифной ставки

Временным периодом, за который рассчитывается тарифная ставка, может быть любой удобный работодателю промежуток:

Часовые тарифные ставки удобно устанавливать, если на предприятии действует сменный график, обусловливающий режим суммированного учета рабочего времени, а также когда работают сотрудники-почасовики.

Дневные тарифные ставки применяются, когда работа имеет статус поденной, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ.

Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях работник «закроет» месяц независимо от того, сколько часов было отработано им по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку.

Функции тарифной ставки

Применение для начисления в денежной форме вознаграждения за выполнение трудовых функций – тарифная система оплаты – имеет ряд преимуществ перед другими формами оплаты.

Тарифная ставка как единица расчета заработной платы выполняет ряд важных функций:

  • делает соразмерными оплату труда и его содержание;
  • разделяет минимальную часть оплаты в зависимости от количественных и качественных признаков труда;
  • упорядочивает стимулирование труда в предусмотренных условиях (например, на вредном производстве, при солидном стаже, переработке и т.п.);
  • помогает адекватно рассчитать оплату при разных системах организации труда и рабочих графиках.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главный принцип применения тарифных ставок – одинаковое вознаграждение за равную меру труда.

Как происходит расчет тарифной ставки

Единичной ставкой, с которой соотносятся все остальные разряды, является тарифная ставка 1 разряда – она определяет сумму, положенную сотруднику без квалификации за его работу в течение установленного временного промежутка.

Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды). Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия. В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент.

Читайте так же:  Сколько дают за участок многодетным семьям

К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах. Исключение – труд в организациях, финансируемых из государственного бюджета, где начисления происходят по Единой тарифной сетке (ЕТС).

Зная тарифный коэффициент и величину единичной ставки, всегда можно рассчитать полагающийся конкретному сотруднику размер выплаты согласно тарифу.

Пример расчета тарифа по ЕТС

На философский факультет государственного университета устраивается преподаватель, имеющий ученую степень кандидата философских наук и звание доцента. Он принят на должность доцента кафедры культурологии и назначен куратором студенческой группы. По Единой тарифной сетке, расчетный период которой равняется месяцу, его квалификация соответствует 15 разряду. Рассчитаем его заработную плату.

Минимальная оплата по ЕТС, соответствующая 1 разряду, равна значению МРОТ. Ее нужно умножить на тарифный коэффициент по 15 разряду тарифной сетки, а именно, 3,036.

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, регламентирующий порядок и размер полагающихся преподавательскому составу надбавок. Для нашего примера воспользуемся данными из этого законопроекта.

Для расчета тарифа нужно:

  1. Перемножить межразрядный коэффициент и МРОТ
  2. Прибавить занятие доцентской должности (+ 40%)
  3. Прибавить полагающиеся надбавки за наличие ученой степени (например + 8 000 руб.), а также кураторскую доплату (например + 3 000 руб.).

Пример расчета тарифа для почасовой ставки

Если сотрудник трудится по системе суммированного учета рабочего времени, то его тарифная ставка будет зависеть от часовой нормы на данный год – ее покажет производственный календарь, а также установленную на предприятии месячную тарифную ставку.

1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.

2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

Чем отличается тарифная ставка от оклада

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Что показывает тарифный коэффициент

Зачем нужен

Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться. И причина этого — в разном уровне квалификации работников и сложности выполняемой ими работы. В зависимости от квалификации и сложности работникам присваиваются разряды и устанавливаются тарифные коэффициенты (ТК).

Приведем некоторые примеры:

  • 1, наиболее низкий, присваивается таким рабочим, как протирщик часовых стекол, рабочий по обслуживанию бани, истопник, няня и другие;
  • 2-6 — наиболее многочисленная категория самых разных рабочих профессий;
  • до 8-го «дотягиваются» наладчики различного оборудования (технологического, полиграфического, испытательного и т. д.).

Список всех профессий и разрядов дан в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, но информации, как рассчитать тарифный коэффициент разряда, он не содержит. Кроме того, начиная с 01.07.2016 при определении квалификации обращаются к профессиональным стандартам. В них используется понятие «уровень квалификации» (от 1-го до 8-го).

Как рассчитать

В Советском Союзе действовала единая тарифная сетка, в которой были установлены минимальные ставки (самого низкого квалификационного разряда для конкретной профессии) и ТК. В настоящее время такой сетки нет и возникает вопрос: что показывает тарифный коэффициент на практике и зачем он нужен.

Показывает он следующее: чем выше квалификация рабочего, трудоемкость работы, тем больше ТК, на который умножается минимальная ставка. Нужен он для дифференциации оплаты труда рабочих по одной профессии, но выполняющих работу разной степени сложности.

Сегодня государство регулирует минимальные ставки и ТК лишь в отношении бюджетников (базовый документ — так называемая Новая система оплаты труда и отраслевые соглашения). Остальные предприятия вправе создавать сетки и рассчитывать ТК самостоятельно. Для этого определяют:

  • сколько разрядов одной профессии (специальности) вы введете;
  • какой планируется разрыв между низшим и высшим уровнями квалификации;
  • как увеличивается ТК — равномерно (1; 1,2; 1,4; 1,6…) или прогрессивно (1; 1,2; 1,5; 1,9…).

Для расчета коэффициента с равномерным увеличением воспользуемся формулой:

(макс. коэф. – мин. коэф.) / (кол-во разрядов – 1).

Решено для токарей ввести 5 разрядов: с 2-го по 6-ой. Разрыв в ТК — 2 (низший — коэф. 1, высший — коэф. 2).

Решение: (2 – 1) / (5 – 1) = 0,25.

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609
«О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2004 г., 18 августа 2005 г.

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 настоящее постановление признано утратившим силу

О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку

Во исполнение Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4150) с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте так же:  Возврат не законно списанной приставими суммы

1. Ввести с 1 октября 2003 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению.

2. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов, связанных с изменением тарифных ставок (окладов), для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств федерального бюджета на 2003 год.

3. Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

4. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст.4365) в части тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Председатель Правительства
Российской Федерации

2 октября 2003 г.

С 1 октября 2003 г. вводятся новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы устанавливается в размере 600 рублей в месяц.

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2003 г. N 200, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3901

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 522 с 1 сентября 2005 г. размеры тарифных ставок (окладов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609, повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 902 с 1 января 2005 г. размеры тарифных ставок (окладов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 , повышены в 1,2 раза для работников федеральных государственных учреждений. Действие постановления не распространяется на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы)

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 настоящее постановление признано утратившим силу

Приложение. Тарифные коэффициенты и ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

к постановлению Правительства РФ

от 18 марта 1999 г. N 309

(с изменениями от 30 марта 2000 г.)

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Утратил силу с 1 января 2001 г.

Информация об изменениях:

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы:

с 1 января 2001 г. — в размере 132 рублей в месяц;

с 1 декабря 2001 г. — в размере 450 рублей в месяц

Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2000 г. N 764 увеличены тарифные ставки (оклады) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы:

с 1 января 2001 г.: на 68 рублей — тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 рубля — второго разряда; на 10 рублей — третьего разряда; с 1 июля 2001 г.: на 168 рублей — тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 рубля — второго разряда; на 96,9 рубля — третьего разряда; на 77,9 рубля — четвертого разряда; на 54,9 рубля — пятого разряда; на 27,9 рубля — шестого разряда

О расчете тарифных ставок (окладов) ЕТС, увеличенных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 октября 2000 г. N 764, см. разъяснение Минтруда РФ от 18 января 2001 г. N 1, утв. постановлением Минтруда РФ от 18 января 2001 г. N 9

Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2000 г. N 282 с 1 апреля 2000 г. повышены в 1,2 раза тарифные ставки (оклады) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, предусмотренные настоящим постановлением

Указом Президента РФ от 20 марта 2000 г. N 539 впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона с 1 апреля 2000 г. повышена в 1,2 раза тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленная Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ

Разряды оплаты
труда
10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные ставки
(оклады)* 360 405 460 520 585 660 735 815 905
Видео (кликните для воспроизведения).

* Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.

Источники


  1. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  3. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  4. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  5. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
Тарифная сетка преподавателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here