Военные травмы могут классифицироваться следующим образом

Советы опытных юристов по теме: "Военные травмы могут классифицироваться следующим образом". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Каталог статей

В соответствие с Постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. N 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (далее Разъяснения) учреждения МСЭ определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ: «военная травма» и «заболевание получено в период военной службы».

[3]

Таким образом, в рамках названных Федеральных законов, имеющих большую юридическую силу, чем Разъяснения, отсутствуют ограничения для освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу, в учреждениях медико-социальной экспертизы.
Инвалидность гражданам, проходящим военную службу, устанавливается в общем для всех граждан порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, с использованием Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н. и других документов, регламентирующих деятельность нашей службы. Вопрос об установлении военнослужащим степени ограничения способности к трудовой деятельности подробно изложен в письме Департамента социальной зашиты Минздравсоцразвития России от 19.06.2009, который был разослан в свое время во все филиалы учреждения.

Поговорим о причине «военная травма».
Ее определение дано в ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Данная причина определяется, когда увечья или заболевания, полученные при указанных обстоятельствах, а так же их последствия привели к установлению инвалидности.

[1]

2. Какие документы необходимо представить для установления причины?
Факт получения увечья, заболевания в период прохождения военной службы подтверждается следующими военно-медицинскими документами:
-свидетельством о болезни; — справкой ВВК;
— справкой по форме №16;
-справками военно-медицинских учреждений;
-справками Центрального архива Минобороны РФ, Архива военно- медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны РФ, Российского государственного военного архива.

3. В случае, если военнослужащий представляет свидетельство о болезни или справку ВВК с заключением ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью, заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий, заболеваний. Как пример: гражданин представил на освидетельствование свидетельство о болезни с заключением ВВК, где сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. У гражданина имеются ОЖД по данному заболеванию, соответственно причина инвалидности будет «военная травма»
Бывают случаи, когда:
— отсутствует формулировка причины увечья, заболевания в свидетельстве о болезни или справке ВВК;
— или формулировка указана не в соответствии с названной («военная травма»);
— или специалисты не согласны с заключением ВВК о причинной связи.
В этих случаях учреждения МСЭ могут обратиться в штатную ВВК для
пересмотра или уточнения причины увечья, заболевания и в дальнейшем руководствоваться ответом.

[2]

Если увечье, заболевание военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой «общее заболевание». Например, у впервые проходящего освидетельствование военнослужащего в заключение ВВК сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. ОЖД по данному заболеванию на момент освидетельствования нет, но имеются ОЖД по сопутствующей патологии «сахарному диабету», заболеванию не указанному в заключении ВВК.В этом случае причина инвалидности будет «общее заболевание».

[3]

Как пример, к вам обратился УВОВ, направленный ЛПУ с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения 3 ф.кл. ХСН 2Б стадии». На освидетельствование гражданин представил военный билет о службе в действующей армии в период 1943-1944 гг. и справку Центрального архива Минобороны о полученном на фронте в 1944 г. ранении «травма малоберцового нерва после огнестрельного ранения нижней конечности». По заболеванию органов кровообращения выявлены ОЖД и имеются основания для установления 2 группы инвалидности. Рассмотрим причину инвалидности. Если отсутствуют ОЖД по последствиям травмы, полученной в период ВОВ (в данном случае посттравматической нейропатии), то причина инвалидности будет «общее заболевание», ну а если имеются ОЖД, позволяющие установить хотя бы 3 группу инвалидности, то причина будет «военная травма».

Итак, мы коснулись всех категорий военнослужащих, которые имеют право на установление причины инвалидности «военная травма».
Акцентирую внимание на следующем моменте: в соответствии с п. 18 Разъяснений причина инвалидности «военная травма» сохраняется даже в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечья или заболевания, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ОЖД и установление инвалидности обусловлено вновь возникшими заболеваниями. Например, гражданин признавался инвалидом 3 группы по причине «военная травма» сроком на 1 год с диагнозом «Последствия огнестрельного ранения правой плечевой кости в 2008 году, проведенного оперативного лечения в виде консолидирующегося перелома левой плечевой кости в условиях МОС, выраженной комбинированной контрактуры левого плечевого сустава. Умеренные нарушения СДФ». При очередном переосвидетельствовании выявлены выраженные нарушения функции кровообращения в результате присоединившегося за год заболевания «ИБС. Перенесенный инфаркт миокарда в 2009 г.», а ограничений жизнедеятельности по последствиям ранения правой плечевой кости не выявлено. Но и в этом случае причина инвалидности останется «военная травма».

Следующая причина инвалидности наиболее часто встречающаяся с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Так написано в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья может быть подтвержден военно-медицинскими документами:
— свидетельством о болезни;
— или справкой ВВК;
— или справками военно-медицинских учреждений;
— справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива.
Если гражданин проходил военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, и в течение трех месяцев со дня увольнения из армии заболел или получил увечье, которые привели к инвалидности, то инвалидность рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется без представления военно-медицинских документов с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

Читайте так же:  Техпаспорт на квартиру срок действия

Как пример, солдат срочной службы, уволен из рядов ВС 01.09.2009. В октябре 2009 года заболел туберкулезом. В мае 2010 года был направлен на медико-социальную экспертизу по заболеванию «туберкулез», где представил военный билет о прохождении военной службы по призыву с датами службы и медицинские документы, характеризующие состояние здоровья. Признан инвалидом. В связи с тем, что заболевание возникло в течение первых 3 месяцев со дня увольнения причина инвалидности будет «заболевание получено в период военной службы».

Видео (кликните для воспроизведения).

При определении названных причин инвалидности в экспертном деле в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения.
При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других, предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается «общее заболевание». В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного очного освидетельствования.

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке расследования фактов получения травм* военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации** устанавливает порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Порядок расследования фактов получения травм военнослужащими в период мобилизации, военного положения и в военное время устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

2. Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим.

3. По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего, командир воинской части, как орган дознания, руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

4. При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

5. По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т.п.), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы. При этом, при необходимости, в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.

6. Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному надзору, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.) расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.

Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

7. При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

II. Порядок расследования факта получения травмы военнослужащим в воинской части

8. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется — начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части. В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе, в обязательном порядке отмечается могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части;
заявление пострадавшего;
уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
сообщение руководителя правоохранительного органа;
рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

9. По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

10. По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

11. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

12. Расследование проводится с целью определения:
обстоятельств и причин получения травмы;
степени вины пострадавшего военнослужащего;
лиц, непосредственно причинивших травму;
должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

13. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

14. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

15. Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим (далее именуется – заключение) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

16. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

17. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

18. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

19. Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника ме-дицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

_______________________________
* Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, мол-нией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.
** Далее в тексте, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Инст-рукция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации — Инструкцией; воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; военнослужащие (граждане, призванные на военные сборы) — военнослужащими.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК И БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Консультация юриста: Порядок разбирательства при получении травмы военнослужащим

Добрый день! 15 февраля 2011 года в н.п. Шали на полигоне в результате взрыва имитационной мины пострадал контрактник. В результате чего он был доставлен в травматологическое отделение. Было сделано множество операций на ноги. Есть видео, на котором видно, что это была не имитационная мина, а самая настоящая. Подскажите, пожалуйста, куда обратиться, чтобы виновники понесли наказание, какие выплаты положены пострадавшему. Какие законы защищают военнослужащих, в каких законах можно прочитать про выплаты и компенсации.

Заранее огромное спасибо!

Нина, 27 Таганрог

Здравствуйте, Нина! Искренне сочувствую Вашему горю и по возможности попытаюсь своим ответом помочь Вам. Итак, по порядку.

В ст. 3 Федерального Закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

В п. 1 ст. 16 Закона определено, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 18 Закона военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Федеральным Законом от 28.03.2000 года №52 — ФЗ «Об обязательном государственном страховании военнослужащих конкретизируются положения ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно ст. 4 страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее — страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

В ст. 5 определено, что размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания (далее — оклад) военнослужащего, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, — 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:

инвалиду I группы — 75 окладов;

инвалиду II группы — 50 окладов;

инвалиду III группы — 25 окладов.

Если в период прохождения военной службы, либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности;

Дата начала публикации 28.04.2011 11:09:00
Видео (кликните для воспроизведения).

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 5 окладов.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 20.10.2000 года № 505 «Об утверждении Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими» по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшему за собой временную или стойкую утрату им работоспособности командиром воинской части назначается административное расследование. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований. Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

В ходе расследования должностное лицо должно установить:

обстоятельства и причины получения травмы;

степень вины пострадавшего военнослужащего и содержатся ли в его действиях признаки состава преступления, предусмотренные ст. 339 Уголовного кодекса РФ (предусматривает ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы путём членовредительства);

лиц, непосредственно причинивших травму (если таковые имеются);

должностных лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности, определённых руководящими документами;

наличие прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности и наступившими последствиями.

Разбирательство завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим. По итогам расследования командир воинской части принимает решение об устранении причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечении должностных лиц к ответственности. Такое решение объявляется приказом командира воинской части. По окончании административного расследования командир, являясь руководителем органа дознания, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Указанное решение согласуется с военным прокурором гарнизона. Если по результатам административного расследования выявлены признаки состава преступления, то командир обязан рапортом доложить об этом военному прокурору гарнизона с приложением материалов административного расследования.

В страховую компанию для выплаты страхового пособия направляются следующие документы: заявление военнослужащего, в котором указываются его банковские реквизиты для перечисления страхового пособия; справка военно-врачебной комиссии об обстоятельствах и степени тяжести травмы, полученной военнослужащим; справка из финансового органа о размере оклада денежного содержания военнослужащего, необходимого для расчёта страхового пособия.

Вы, как заинтересованное лицо имеете возможность ознакомиться с результатами административного расследования, проведённого по описываемому Вами случаю травмирования военнослужащего и с решением командира войсковой части, принятым по данному факту. Если военнослужащий не согласен с решением командира, он в праве обжаловать его перед вышестоящим начальником, в военную прокуратуру гарнизона или в гарнизонный военный суд.

Александр Томенко,
военный юрист

Признание военной травмы и оформление выплат

Основным негативным моментом прохождения службы в рядах ВС можно считать травмы, получаемые при выполнении боевых заданий. Определение термина военная травма регламентируется как заболевание организма, приобретенное в период осуществления военной службы и выполнения должностных инструкций. При этом служащие вправе претендовать на различные выплаты в размере, установленном нормативной базой.

Нормативно-правовое регулирование

Военные являются специализированной категорией работников, правоотношения с которыми регулируются ФЗ-76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих». Их рабочая деятельность связана с вероятностью получения боевых травм, в том числе нанесения ущерба здоровью и жизни служащего. Если это травмы и ранения, ожоги, контузии, потеря ног и рук, или болезни, полученные в период осуществления военной службы из-за поражений от воздействия радиоактивных и других излучений, от компонентов ракетного топлива и иных токсичных химических материалов, от лучей электромагнитного поля, различных микроорганизмов и др., они входят в представление травмы в армии.

Для выявления такого положения собирается специализированная комиссия, формируемая на основании норм Положения о военной врачебной экспертизе, установленного постановлением Правительства России № 565 от 04.07.2013.

Положениями документа определено, что военная травма выражается в повреждении тела либо психики, получаемом при выполнении своих полномочий. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью при получении военной травмы, производится военным, получившим инвалидность из-за нанесенного телесного увечья, когда они исполняли непосредственные обязанности. То есть заболевания граждан, приобретенные при прохождении военной службы или военных сборов, не могут считаться военной травмой и, соответственно, подлежать возмещению в определяемом нормами права порядке.

Инвалидность лица устанавливается специально создаваемой для этого случая комиссией. И, кстати, она не имеет сроков давности.

Главой 59 ГК РФ регламентируется порядок возмещения вреда гражданам в результате получения повреждений, нанесенных при выполнении работы. Военнослужащим в этих обстоятельствах полагается возмещение в размере, определяемом положениями ФЗ-306 от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Порядок определения факта приобретения травмы

Основной причиной для установления величины компенсации пострадавшему является взаимосвязь между выполнением им должностных полномочий и обстоятельствами, послужившими источником для получения увечий.

Чтобы установить обстоятельства приобретения военной травмы, нужна экспертиза военно-врачебной медкомиссии, которая может содержать определение боевой травмы, приведшей к ухудшению состояния сотрудника. Получение увечий должно произойти в ходе военных действий в период выполнения боевых задач по защите интересов страны. Это может быть участие в межгосударственных столкновениях или антитеррористической деятельности в пределах страны либо за ее территорией.

Приобретя серьезные увечья и получив большой ущерб здоровью, офицер не может в прежнем режиме осуществлять свои обязанности. В такой ситуации ему полагается выплата возмещения, восполняющего понесенный ущерб.

Надо отметить, что определение военной травмы, урон от которой может возмещаться в определенном денежном эквиваленте, очень опосредованно. Для его уточнения ВВК производит экспертизу, уточняющую род заболевания, приобретенного во время исполнения служебных обязанностей, тяжесть полученного увечья. В случае несогласия с заключением, его можно опротестовать в суде.

Военные травмы могут классифицироваться следующим образом:

  • полученные при выполнении боевого поручения, но не связанные с отсутствием действий иных субъектов;
  • ущерб, нанесенный телесному здоровью из-за незаконных мероприятий сотрудников властных органов;
  • нанесенная при проведении дознания работниками органов прокуратуры, суда, таможни и других;
  • приобретенная при выполнении обязанностей в результате осуществления боевых операций за пределами государства;
  • вред, полученный под влиянием химических, радиационных и токсических веществ;
  • увечья, приобретенные при участии в конфликтных событиях в других государствах;
  • повреждения, обретенные в период введенной чрезвычайной ситуации или в специализированном формировании;
  • заражение тяжелыми инфекциями, такими как СПИД, ВИЧ, вирусный гепатит, из-за осуществления операции в границах оказываемого лечения;
  • вред, нанесенный укусом различного вида живых существ во время выполнения обязательств по защите государственных интересов;
  • обострение уже имеющегося заболевания при несении службы.

Возмещение вреда здоровью вследствие военной травмы

Учитывая характер служебной деятельности, для получивших травмы государство предусмотрело постоянные денежные пособия, если человек приобретает нетрудоспособность и теряет возможность нести службу. Им выплачивается их трудовой доход, который теряется из-за приобретенных увечий. Компенсация может выдаваться не только ежемесячно, но и единовременно.

Разовая компенсация ущерба здоровью по военной травме осуществляется в сумме:

  • служащим по контракту — 2 237 352,5 руб.;
  • военнослужащим срочного призыва или прибывшим на учения — 1 168 767,25 руб.

При этом, его размер определяет не только бремя приобретенного увечья, но и группа, в которую входит военный. Они являются выплатами при процедуре отставки из рядов ВС из-за приобретения заболевания.

ЕДВ инвалидам с военной травмой исчисляются в зависимости от разряда тяжести полученного вреда, определяемого ВВК:

  • 1 группа — 16 371,47 руб.;
  • 2 группа — 8180,73 руб.;
  • 3 группа — 3 272,29 руб.

Такие пособия подлежат ежегодной индексации на уровень инфляционного роста за конкретный период.

Они назначаются независимо от других, установленных законодательством выплат, и суммируются с остальными выплатами.

При наступлении смерти военнослужащего из-за болезни, начавшейся при исполнении своих служебных обязанностей, его родные вправе претендовать на финансовое возмещение, распределяемое среди родственников. Но при условии, что после отбытия военного со службы прошло не более года, в противном случае возмещение не производится.

Порядок оформления инвалидности военнослужащим

Правила проведения процедуры регламентированы постановлением Правительства РФ № 70. Они предполагают следующий порядок действий для достижения положительного результата:

  1. Взять направление на ВВК, проводимую лечебным учреждением, прикрепленным к конкретному воинскому формированию.
  2. Направить заявление о проведении медико-социального анализа, приложив к нему приказ об отставке из армии вследствие полученных повреждений и заключение о пригодности к осуществлению служебных задач.
  3. По истечении пяти дней медкомиссией оформляется вывод о стойкой потере здоровья с указанием определенной группы инвалидности и разновидности болезни. Такая экспертиза является основанием для вынесения вердикта о начислении военному пособий и компенсаций.

К оформлению документации существуют определенные требования, исполнение которых необходимо.

  1. Заключение о невозможности исполнять служебные обязанности нужно получить не позднее тридцати дней после отправления документов из ВВК.
  2. МСЭ вправе потребовать предоставления дополнительных документов.
  3. Получив заключение, один его экземпляр нужно передать в лечебную организацию, а второй остается у инвалида вследствие военной травмы.
  4. Если выносится отказ, он в письменной форме направляется заявителю и в медицинскую организацию с описанием причин и обстоятельств такого вердикта.

В дальнейшем потребуется установить инвалидность. ВВК определяет момент получения травмы в период исполнения обязанности. Для этого могут быть затребованы:

  • экспертная справка социально-медицинской направленности;
  • справка о болезни;
  • архивные выписки и другое.

Собрав пакет документов, необходимо обратиться в отделение социальной защиты граждан по месту жительства и предоставить:

  1. гражданский паспорт обратившегося;
  2. военный билет;
  3. послужной список либо листы трудовой книжки;
  4. выписку о нетрудоспособности с описанием категории травмы;
  5. справку из ПФ РФ о назначении пенсионных выплат инвалиду, получившему заболевание вследствие военной травмы;
  6. информацию о среднем доходе за предыдущий год.

В ПФР для оформления пенсионной выплаты по инвалидности подаются:

  • заявка в свободной форме;
  • медицинское заключение;
  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС.

Предоставленные сведения проходят проверку, по ее результатам осуществляются пенсионные начисления на банковский счет заявителя, установленного в заявке.

Размер пенсионных выплат по инвалидности

Сумма ежемесячных пособий устанавливается в зависимости от постоянного армейского содержания и выплачиваемой надбавки за долгую службу. Сумма оклада определяется на основании воинского звания претендента и его отношения к выполнению определенных служебных мероприятий. При этом будет вычислен среднемесячный оклад и конкретное льготное возмещение. Это могут быть компенсации:

  • при приобретении некоторых категорий товаров;
  • возмещение услуг ЖКХ;
  • лечение в заведениях санаторного и курортного типа;
  • иные виды льгот, устанавливаемых законодательно.

Надо отметить, что обязанностью государства является попечение о нетрудоспособных военнослужащих путем установления и выплаты пенсионных начислений, применения льгот и единовременных компенсаций. Приложив усилия к оформлению необходимой документации и подтвердив полученную травму или понесенный ущерб, можно приобрести различные преимущества финансового характера.

Если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете их задать в форме, расположенной ниже, либо поделиться своей информацией при наличии опыта в этой сфере.

Какая рана — боевая?

Каждый из кадровых военных хочет вернуться живым и невредимым из боя. Но иногда приходится погибать. Военный контракт предполагает и возможную смерть при выполнении задачи. Тому, кто не готов отдать жизнь за страну, не стоит становиться военным.

Но человек в погонах всегда уверен: государство не оставит в беде его семью, если с ним что-то случится на службе. Так оно и есть. Правда, иногда, если военный погиб не в бою, а, например, от болезней, вызванных боевыми ранами или полученных на службе, у его родных возникают проблемы в канцеляриях.

Для чиновников, смерть — понятие юридическое. Военные и его родные должны доказать, что всему виной именно военная травма, а не просто травма. Ведь людей в погонах убивают не только пули. А если человек надорвал сердце на службе?

Считать ли военной травмой инфаркт командира полка, который превратил отстающую часть в отличную?

Отдельная проблема: когда человек умирает после службы. Судьба компенсаций зависит от формулировок, записанных в деле отставника. А формулировки иногда подводят. Медики порой любят написать в своих заключениях что-то сложное, из чего чиновники делают вывод, мол, травма не боевая, а значит, и болезнь обычная.

Из-за этого страдают, например, сотрудники подразделений особого риска, связанных с атомными секретами страны. А также ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Если в заключении экспертизы сказано, что «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», то, как сказано в пояснительной записке, чиновники это не засчитывают как военную травму.

Поэтому один из сенаторов внес в Госдуму проект поправок в закон о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных льгот. Документ устраняет неопределенности в понимании военной травмы. Любые формулировки, привязывающие болезнь к службе, приравниваются к понятию военной травмы. Так что вдовам ветеранов подразделений не придется тратить нервы в канцеляриях, доказывая, что смерть мужа тоже боевая.

Сейчас, как сказано в пояснительной записке, создается парадоксальная ситуация.

Формулировка «военная травма» указывается, например, если военнослужащего укусила змея на полигоне. Конечно, это правильно: человек в любом случае был на службе и пострадал. Но почему чиновники перестают видеть военную травму у офицера из подразделений особого риска, умершего вскоре после увольнения? Хотя медики точно сказали, что болезнь заработана на службе.

«Причем эту ситуацию создал не законодатель, — говорится в пояснительной записке, — поскольку в законе не содержится каких-либо исключений для каких-либо категорий военнослужащих, исполнявших обязанности военной службы в каких-либо обстоятельствах, эту ситуацию создали правоприменители». Теперь особые разъяснения, предложенные в проекте, должны снять любые сомнения чиновников.

При этом сенатор подчеркивает, что принятие данной поправки не повлечет дополнительные затраты бюджетных средств, так как данный проект не расширяет круг лиц, подпадающих под действие данного закона, а лишь исключает возможность неправомерного вывода чиновниками из-под его действия некоторых лиц.

Напомним, по закону, если военнослужащий погиб от военной травмы в течение года после увольнения со службы, его семье положена компенсация в три миллиона рублей.

Также вдовы военных, погибших на службе, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию после того, как им исполнится пятьдесят лет.

Для назначения такой пенсии есть два условия. Первое: женщина должна состоять в браке с военнослужащим на момент его гибели. То есть если они были женаты, но развелись, право на пенсию теряется. Второе: женщина должна юридически оставаться членом семьи военнослужащего. Если она повторно вступает в брак, юридически она уже не член семьи. Право на пенсию тоже теряется.

Если все совпадает, правило работает. Пенсии назначаются и вдовам военнослужащих, погибших еще в советское время. Допустим, муж был молодым лейтенантом в 80-х годах прошлого века, погиб в авиакатастрофе, его вдове сейчас исполнилось 55 лет —она получит пенсию. Правда, если у нее потом был другой муж, пенсия уже не положена. Ведь юридически женщина перестает быть членом семьи военнослужащего.

Источники


  1. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.

  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  4. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  5. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
Военные травмы могут классифицироваться следующим образом
Оценка 5 проголосовавших: 1