Все законодательные акты касающиеся детей сирот

Советы опытных юристов по теме: "Все законодательные акты касающиеся детей сирот". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Выдача больничного производится после

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Нормативно-правовая база, регулирующая и защищающая права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

  • — Хартия детства;
  • — Декларация прав ребенка (1959);
  • — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • — Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст. 20 утверждается, что: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства — участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». В ст. 21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и / или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно — правовой базы социального обслуживания детей — сирот являются:

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;
  • 2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа «Дети — сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

  • — «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.);
  • — Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
  • — Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 21 декабря 2000 г.);
  • — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • — Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159 — ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [40], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

— При получении образования.

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [40];

— В области труда и занятости.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [40];

Читайте так же:  Письма принимаются по доверенности с документом

— При медицинском обслуживании.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [40];

— В жилищной сфере.

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Выводы по первой главе

Дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы.

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

[2]

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям.

Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшается, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Большинство детей-сирот не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, его социальной адаптации в нормальных современных условиях жизни.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Как воспользоваться социальными льготами детям-сиротам и куда следует обращаться?

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государство гарантирует поддержку и защиту в рамках действующего законодательства.

Дети-сироты – это лица, не достигшие совершеннолетия, у которых умерли оба или один родитель.

[3]

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица, не достигшие совершеннолетия, которые остались без попечения родителей в связи:

  • с лишением прав на воспитание детей;
  • с пропажей;
  • с признанием неспособными осуществлять адекватный уход за ребенком;
  • с отбыванием в тюремном заключении;
  • с нахождением под следствием;
  • с отказом от воспитания и обеспечения детей.

Какими же правами обладают дети-сироты, и какие льготы и выплаты от государства им положены?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Государственная помощь

Государство берет на себя материальную, социальную, образовательную, медицинскую, правовую и имущественную заботы. Работа по поддержке и социализации детей-сирот возложена на органы опеки и попечительства, социальной защиты населения и комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства.

Нематериальные права

Нематериальные права детей-сирот включают в себя получение:

  • медицинской помощи;
  • высшего или среднего специального образования;
  • право на трудоустройство;
  • право на посещение санаториев.

Если дети-сироты состоят на учете в органах занятости населения, они вправе получать пособие по безработице первые полгода. Его размер определяется для каждого региона индивидуально. Также, работодатель, у которого работает сирота, при сокращении его должности должен предоставить возможность обучения по новой специальности с последующим трудоустройством.

Для этого необходимо обратиться с заявлением в местные органы социальной защиты населения.

Право на медицинское обслуживание

Гражданам гарантировано получение ряда услуг в государственных медицинских учреждениях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • ежегодный медосмотр;
  • обеспечение лекарствами (по решению региона);
  • лечение за рубежом;
  • посещение оздоровительных учреждений не более одного раза в год.

Перечисленные льготы действуют до 23 лет.

Право на образование

Граждане имеют право на подготовку к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения на безвозмездной основе.

Дети-сироты зачисляются в такие заведения вне конкурса и на бесплатной основе при условии успешной сдачи всех вступительных экзаменов. Наравне с другими студентами они могут быть исключены из учебного заведения за нарушение дисциплины или неуспеваемость.

Стипендия не перестает выплачиваться и в случае нахождения студента в академическом отпуске по состоянию здоровья. Образовательное учреждение должно принимать активное участие в организации медицинской помощи такому студенту.

Иногородним студентам бесплатно предоставляется общежитие. Также государство гарантирует бесплатный проезд один раз в год от места учебы до места жительства и обратно.

Если обучение предполагает прохождение производственной практики, то она оплачивается в 100% размере установленной в организации заработной платы.

Материальные права

Материальные права включают в себя проживание в специальных государственных учреждениях, обеспечение необходимыми вещами, предоставление социальных выплат и льгот и решение жилищных вопросов.

Читайте так же:  Прибавка к пенсии за военный орден

Льготы и выплаты

Любой ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение льгот от государства. Сюда входят:

  1. Получение высшего или среднего специального образования.
  2. Питание в образовательных учреждениях (по решению регионов).
  3. Проезд на общественном транспорте.
  4. Обеспечение одеждой и предметами первой необходимости или денежная компенсация за них (по желанию получателя льготы).
  5. Скидки на оплату коммунальных услуг (по решению регионов).

Помимо предоставления льгот, государство оказывает сиротам материальную поддержку.

При оформлении детей-сирот в приемные семьи все льготы и социальные пособия для них сохраняются.

Государством также предусмотрено досрочное прекращение выплат в случае:

  • устройства на работу и появления постоянного заработка;
  • постоянного проживания за пределами страны;
  • получения иных выплат;
  • переезда на другое место жительства.

Право на получение жилья: условия и порядок обращения

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой, имеющие жилое помещение, сохраняют за собой право владения им на неограниченный срок. Право сохраняется вне зависимости от нахождения в специальном учреждении, проживания в общежитии учебного заведения или прочих условий.

Ни опекуны, ни попечители не вправе сдавать, продавать или совершать иные действия с жилым помещением, принадлежащим ребенку-сироте, без разрешения местных органов опеки и попечительства.

Для получения жилья должны быть соблюдены условия:

  • возраст до 23 лет;
  • отсутствие другого жилья, включая жилье по договору социального найма;
  • непригодность для проживания имеющегося жилья;
  • проживание в одной квартире с лицами, которые были лишены прав воспитания;
  • отсутствие прописки в другом жилом помещении.

Жилое помещение предоставляется в порядке очередности, поэтому нередки случаи, когда сирота получает жилье не сразу после выхода из детского дома, а по истечении большого количества времени. В некоторых регионах для разрешения сложившейся ситуации введена практика денежной компенсации, достаточной для приобретения жилплощади.

Куда обращаться для получения жилья?

Вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимаются местные органы опеки и попечительства. Для получения квартиры нужно обратиться в органы опеки по месту жительства с заявлением и пакетом документов, который включает в себя:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • справку об отсутствии недвижимого имущества;
  • справку из детского дома;
  • справку из органов опеки и попечительства о сиротстве.

После подачи документов будет принято решение о постановке или отказе в постановке в очередь на получение жилья по социальному найму.

Государственные программы по поддержке детей-сирот направлены на создание условий для развития полноценной личности и подготовки ее к самостоятельной жизни. В ряде регионов действуют собственные программы по оказанию помощи детям-сиротам. Информацию о них могут предоставить местные органы опеки и попечительства или органы социальной защиты.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Законодательные акты

Федеральные

Ознакомиться с законодательством Вашего региона Вы можете здесь

Приглашаем к участию!

Друзья! Наконец-то мы можем объявить о событии, к которому шли долгие полгода. Открыта регистрация на «I Международную научно-практическую конференцию по подготовке и сопровождению замещающих семей «Дома лучше». Современный опыт и перспективы», которая пройдет 5-7 декабря [. ]

Центр ранней помощи в Карелии

Хорошая новость из Петрозаводска. На базе специализированного дома ребенка открылся Центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это центр-результат долгого сотрудничества проекта «Дом для ребенка» благотворительного фонда «Дети ждут», Института раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга [. ]

Дома лучше

1 июля на Соборной площади Петропавловской крепости открылась выставка под названием «Дома лучше». Это фотопортреты детей, чьи давно знакомы фотографам фонда «Дети ждут». За них горячо переживали сотрудники фонда и еще много-много неравнодушных людей. И [. ]

Каждый ребенок заслуживает детства!

Поддержите наш фонд и помогите детям-сиротам найти любящие семьи!

© Благотворительный фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут». Все права защищены и охраняются законом. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только с разрешения администрации.

Фонд «Дети ждут» занимается профилактикой отказов от детей и содействием семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: переподготовкой специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей; подготовкой приемных родителей на базе собственной школы для приемных родителей; психологическим сопровождением приемных семей; содействием социализации приемных детей; профилактикой отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Рубрика: 13. Семейное право

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 1742 раза

Библиографическое описание:

Жарова О. Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13386/ (дата обращения: 27.11.2019).

Регулирование вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на положениях Конституции РФ. РФ провозглашается социальным государством, и одним из его приоритетных задач является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Для обеспечения указных задач создается и развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные социальные гарантии. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ [6].

На международном уровне основным актом в указанной сфере является Конвенция о правах ребенка, принятая 20.11.1989 в Нью-Йорке. Россия, на ряду с другими странами взяла на себя обязательство неукоснительно выполнять Конвенцию. Конвенция закрепила приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства. В соответствии со ст. 1 Конвенции ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. В России к детям относятся лица, не достигшие 18 лет. Государства — участники Конвенции признали за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и обязались принять необходимые меры для реализации этого права (ст. 26 Конвенции). Имущественные и личные неимущественные отношения с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом и Семейным кодексом РФ.

— профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

Читайте так же:  Автомобили получившие инвалиду

— социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

В течение 2013 г. реализовывался План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р. План мероприятий реализовывался во взаимосвязи с другими стратегическими документами, в том числе с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., приоритетными национальными проектами, соответствующими федеральными целевыми, государственными и ведомственными программами в отношении детей. В частности, можно обратить внимание на следующие мероприятия [7]:

— внедрение эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальный патронат в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

— совершенствование системы федерального статистического наблюдения в области выявления, устройства и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— внедрение эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечение этих организаций к семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме вышеуказанных основных законов, регулирующих вопросы социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3], в указанном законе содержаться основные положения Данный закон является основополагающим, он определяет общие принципы, содержание, меры государственной поддержки, регулирует отношения, которые возникают в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. На уровне субъектов РФ положения Закона № 159-ФЗ детализируются в актах законодательных и исполнительных органов власти, которые разрабатывают механизм применения и реализации норм на практике [8].

Похожие статьи

Жизнеустройство детейсирот и детей, оставшихся без.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот.

Понятие и особенности правового статуса детейсирот и детей.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот, социальное.

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот.

И снова о правах детейсирот: актуальные вопросы жилищного.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот.

Права детейсирот на жилье: пути и способы защиты

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот.

[1]

Правовое регулирование социальной поддержки детейсирот.

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Выявление и мониторинг количества детейсирот и детей.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот, социальное.

Социально-правовая защита детейсирот и детей, оставшихся.

Российская Федерация, ребенок, попечение родителей, государственная защита, лицо, жилье детейсирот, жилищное обеспечение, реализация, государство, Обеспечение. Права детейсирот на жилье: пути и способы защиты.

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей.

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детейсирот, социальное обеспечение.

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) — условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

  • — не лишались (не ограничивались) родительских прав;
  • — не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
  • — не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);
  • — имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Читайте так же:  В каких инстанциях утверждается пэк

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье.

В целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, перекрытия потока детей, направляемых в государственные учреждения органами опеки и попечительства, возможности помещения в семью детей и подростков, не имеющих статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми, депутатами областной Думы приняты в первом чтении проекты законов Волгоградской области «О патронатном воспитании в Волгоградской области» и «Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерах социальной поддержки».

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие. несовершеннолетний опека семья

В большинстве субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей.

Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Указанные примеры позволяют сделать вывод об активности правотворческого процесса органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся неравный социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Источники


  1. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  2. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Все законодательные акты касающиеся детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here