Выписка из нормативного акта утратевшего силу

Советы опытных юристов по теме: "Выписка из нормативного акта утратевшего силу". Если нужна дополнительная консультация - обратитесь к дежурному специалисту.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА (ультроактивность) – фактическое действие и применения нормативного акта, утратившего юридическую силу.

Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как бы «переживает» отведенный ему временной срок.

Целью установления ультраактивного действия норм «старого» закона является защита прав и интересов субъектов, вступивших в правоотношения до принятия нового закона, регулирующего данные положения. Принцип действия норм устаревшего нормативного акта применяется в большинстве случаев к регулированию длящихся отношений. (С.С. Алексеев).

Наиболее яркий пример переживание многих царских законов после Октябрьской революции, когда было от­менено все царское законодательство, но поскольку новое во многих отраслях не было создано, применялись прежние зако­ны царского времени. Продолжали действовать законы о при­знании церковного брака, наследования крестьянского двора, гражданского суда и процесса постепенно старые зако­ны заменялись новыми.

Действие нормативных актов в пространстве

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ – порядок определения территории, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего нормативный акт.

Действие нормативных актов в пространстве определено:

— территориальными границами государства,

— сферой властной компетенции органа, принявшего нормативный акт

— юридической силой акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны;

на территорию субъекта;

на территорию, указанную в самом нормативном акте;

на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории страны, нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления — в пределах соответствующих административных границ.

Особый статус экстерриториальности имеется у посольств и консульств иностранных государств. На их территориях действуют источники права соответствующе­го иностранного государства.

Действие нормативных актов по кругу лиц

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[3]

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9848 —

| 7702 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

2. Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов. Признание утратившим силу акта (его пунктов), который в свою очередь признает утратившим силу ранее изданный акт (его структурные единицы), не влечет признания действующим (восстановления действия) ранее изданного акта (его структурных единиц).

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

Информация об изменениях:

3.1. Правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оформление приостановления действия правового акта (отдельных положений) осуществляется по правилам, установленным подразделом 3.10 Инструкции по делопроизводству.

4. При регистрации правового акта о признании утратившим силу или отмене другого правового акта отдел по организационной работе и документообороту в обязательном порядке делает соответствующую отметку на оригинале правового акта, признанного утратившим силу (отмененного), и вносит соответствующие данные в его карточку в электронном банке документов Администрации. Если отдел по организационной работе и документообороту не имеет технической возможности внесения в карточку правого акта предусмотренных настоящим абзацем сведений, данные сведения вносятся Отделом муниципальных информационных ресурсов.

Информация об изменениях:

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление Администрации г. Костромы от 5 мая 2004 г. N 1256 «О Регламенте Администрации города Костромы»
Читайте так же:  Памятники для военных за счет государства

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2017 год

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные акты и дополнительные сведения о них, размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресу www.zakon.scli.ru.

Принципами ведения федерального регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке.

Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

  • сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • ввод информации в регистр;
  • гарантированное хранение информации в регистре;
  • ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;
  • ведение информационного портала регистра;
  • предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
  • режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

Федеральный регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.

Правовой основой для ведения федерального регистра являются следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»;
  • Приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
    • от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»;
    • от 22 декабря 2008 г. № 300 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов».

Состав сведений федерального регистра

В Федеральный регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты) и дополнительные сведения к ним.

Также подлежат включению в регистр:

[2]

  • муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть;
  • муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании его недействующим;
  • муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта.

В регистр включаются действующие муниципальные нормативные правовые акты вне зависимости от срока их действия и проведения юридической экспертизы.

В регистре содержатся как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.

Дополнительными сведениями являются:

  • экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на муниципальные акты;
  • акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);
  • решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;
  • решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов;
  • решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации;
  • предписания антимонопольных органов;
  • акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации;
  • письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов.

По состоянию на 20 октября 2017 г. в федеральный регистр включено более 6 млн 300 тыс. муниципальных нормативных правовых актов, из них действующих 5 млн 074 тыс.

За последние 5 лет федеральный регистр пополнился более чем на 4 млн 200 тыс. муниципальных нормативных правовых актов.

Диаграмма № 1. Динамика увеличения муниципальных нормативных правовых актов
в федеральном регистре с 2009 г. по 20 октября 2017 г.

Наибольшая нормотворческая активность наблюдается в муниципальных образованиях, входящих в Приволжский и Центральный федеральные округа (в федеральном регистре содержится 1 млн 606 тыс. и 1 млн 341 тыс. муниципальных нормативных правовых актов соответственно).

Также высокую нормотворческую активность показывают муниципальные образования, входящие в Сибирский федеральный округ (1 млн 135 тыс. актов).

Диаграмма № 2. Количество муниципальных актов в федеральном регистре
по федеральным округам

ЦФО – Центральный федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ

Внесение сведений в федеральный регистр

В базу данных федерального регистра вносится следующая информация:

  • номера регистрации муниципальных актов в регистре;
  • тексты муниципальных актов и дополнительных сведений;
  • реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название);
  • реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).
Читайте так же:  Возврат между юридическими лицами согласование

В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

Федеральный регистр в электронном виде ведется с использованием подсистемы «Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов».

В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

  • действующий;
  • недействующий (если муниципальный акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, или срок действия его истек, а также в случае признания судом муниципального акта недействующим);
  • действие приостановлено;
  • не вступил в силу (в случае если муниципальный акт принят, но в тексте имеется указание на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (обнародования) или на дату вступления в силу).

Диаграмма № 3. Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

Если к включенному в регистр муниципальному акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии действующему законодательству и уставу муниципального образования, в регистре содержится запись, что данный муниципальный акт «соответствует федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставу муниципального образования».

Если муниципальный акт вследствие противоречия федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования признан судом не соответствующим законодательству или не подлежащим применению, в регистре содержится запись, что он «не соответствует федеральному законодательству» или «не соответствует законодательству субъектов Российской Федерации», «не соответствует уставу муниципального образования». Если о наличии в муниципальном акте противоречий федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в регистре содержится запись «выявлено несоответствие федеральному законодательству» или «выявлено несоответствие законодательству субъектов Российской Федерации» или «выявлено несоответствие уставу муниципального образования».

Запись «не требует юридической экспертизы» содержится в регистре, если муниципальный акт вносит изменения ненормативного характера в муниципальный акт и не устанавливает новых норм права, а также в отношении муниципальных актов, которые после внесения в них изменений утратили нормативность.

Запись «муниципальный акт на юридической экспертизе» содержится в регистре в случаях, если сведения о проведении юридической экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии муниципального акта действующему законодательству и уставу муниципального образования.

Если юридическая экспертиза муниципального акта не проводилась, в регистре содержится запись «юридическая экспертиза не проводилась».

[1]

Диаграмма № 4. Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов по отношению к результатам проведения правовой экспертизы

Муниципальные акты поддерживаются в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

При внесении муниципального акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

При ведении федерального регистра обеспечиваются классификация и поиск муниципальных актов по соответствующим территориям муниципальных образований Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Предоставление сведений из федерального регистра

Сведения о муниципальных актах граждане вправе получить самостоятельно на сайте www.zakon.scli.ru в разделе соответствующего регистра.

Кроме того сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя (ул. Михалковская, д. 65, к. 1, г. Москва, 125438, e-mail: [email protected]).

В запросе на получение сведений, содержащихся в регистре, в документальном виде указываются:

  • для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • для организаций: наименование организации, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).

Предоставление сведений в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя осуществляется федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Минюсте России».

Типичные нарушения ведения федерального регистра

Видео (кликните для воспроизведения).

К типичным нарушениям требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» относятся:

  • неправильно указание даты принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов;
  • отсутствие номеров государственной регистрации;
  • отсутствие сведений об опубликовании (обнародовании) муниципальных актов.

Нормативные правовые акты, утратившие силу

Читайте также:

  1. I. Нормативные акты
  2. I. Нормативные источники
  3. II Нормативно-правовые акты РФ
  4. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  5. IV. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ведомственные нормативные акты в системе регулирования уголовно-процессуальной деятельности 1 страница
  6. IV. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ведомственные нормативные акты в системе регулирования уголовно-процессуальной деятельности 2 страница
  7. V Международные правовые акты как источник НПРФ.
  8. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  9. X. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
  10. XIV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  11. XVI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
  12. Административно — правовые отношения.

Иные акты

Нормативные правовые акты РФ

Международные правовые акты

I. Законодательство и иные нормативные правовые акты

Примерные образцы списка использованных источников

Примерные образцы сносок

(по ГОСТу Р 7.0.5-2008)

Первичная сноска:

[1] ФЗ РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп.)» // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

2 Трудовое право: Учебник / Под общ. ред. С. П. Маврина и Е. Б. Хохлова. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 83.

3 Иванов С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: автореф. дисс. … докт. юрид. наук. -М., 2004. – 25 с. — С. 7.

Вторичная сноска:

4 ФЗ РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп.)»…

Читайте так же:  Взыскание пени после решения арбитражного суда

5 Иванов С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда … С. 9-10.

Приложение 2

(по ГОСТу 7.1–2003)

(составляется по юридической силе, с последними изменениями и дополнениями. Акты одинаковой юридической силы указываются в хронологическом порядке (т.е. по убыванию дат принятия). По оформлению См. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82).

  1. Российская Федерация. Международные договоры. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: [декларация: от 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) генеральной Ассамблеи ООН] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  2. Российская Федерация. Международные договоры. Об экономических, социальных и культурных правах [Текст]: [международный пакт: от 16 декабря 1966 года] // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.

3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

4. Российская Федерация. Законы. О чрезвычайном положении [Текст]: [федер. конст. закон РФ: от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.

5. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. – 2002. — №1 (ч.1). – Ст.3.

6. Российская Федерация. Законы. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 18.

7. Российская Федерация. Концепция. Концепция развития гражданского законодательства РФ [Текст]: [концепция РФ: подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.-2008. -№ 29 (часть I). — Ст. 3482.)] // www.privlaw.ru

8. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ.- 1999. — № 18. — Ст. 2206. Данный акт не действует с 30 марта 2008 г.

9. Российская Федерация. Законы. Об исполнительном производстве [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3591.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 279 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве

Читайте также:

  1. II. Расчет учебного времени
  2. II. Расчет учебного времени
  3. II. Расчет учебного времени
  4. III Действие по кругу лиц
  5. III. Расчет учебного времени
  6. III. Расчет учебного времени
  7. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  8. XI. ПРОГНОЗ ОСАДОК ВО ВРЕМЕНИ
  9. А. Взаимодействие про-иРНК с белком.
  10. Аксиома 5. Симметрическое и комплиментарное взаимодействие
  11. АКФ сигналов, ограниченных во времени
  12. Анализ использования рабочего времени

Все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных параметров и на определенной территории (пространстве).

Действие нормативно-правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.

2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.

3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.

6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

l. По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море — 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1726 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте так же:  Что делать если потерялась временная регистрация

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оспаривание утративших силу актов.

КАС РФ устанавливает определенные особенности рассмотрения административного дела об оспаривании отмененных или утративших силу нормативных правовых актов.

Основания утраты силы или прекращения действия нормативного правового акта могут быть различными.

Нормативный правовой акт утрачивает силу в результате истечения срока действия, если он издан на определенный срок; прямой отмены данного акта другим актом; фактической отмены (замены), когда компетентным органом издан новый нормативный акт, установивший по данному вопросу новые правила поведения [1] .

Нормативные правовые акты могут утратить силу в порядке конституционного судопроизводства по решению Конституционного Суда РФ либо по решениям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятых в пределах их компетенции. Действие нормативного правового акта может быть прекращено в порядке административного судопроизводства по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

Кроме того, действие нормативного правового акта может быть приостановлено, т.е. фактически «парализовано» по решению органа или должностного лица, его принявшего, либо иного полномочного субъекта, поскольку федеральное законодательство, а также законодательство ряда субъектов РФ допускает возможность приостановления действия нормативных правовых актов [2] .

Кодекс административного судопроизводства, в принципе, допускает возможность проверки отмененных или утративших силу нормативных правовых актов, которые в период своего действия нарушали права административного истца. Согласно ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, оспариваться могут только те акты, которые утратили силу после обращения в суд административного истца. Если оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие до подачи административного искового заявления, то в соответствии с ч. 1 ст. 210 КАС РФ судья отказывает в принятии такого заявления.

Из сказанного следует, что в названных нормах сформулировано императивное правило судебного оспаривания прекративших свое действие нормативных правовых актов: суд проверяет законность спорного акта, если примененное к административному истцу нормативное предписание утратило силу после возбуждения дела и отказывается от проверки, если такое предписание утратило силу до возбуждения дела.

Однако это правило принимает весьма неоднозначный характер с учетом анализа положений ч. 2 ст. 194 и п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, согласно которым суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Данная формулировка основания для прекращения производства по делу страдает существенной неопределенностью и не согласуется с положениями ч. 1 ст. 210 и ч. 11 ст. 213 КАС РФ. Так, не ясно, касается ли данное положение нормативных предписаний, утративших силу до возбуждения административного дела, или относится только к тем нормативным правовым актам, которые прекратили свое действие после возбуждения дела, либо это основание прекращения производства по делу распространяется на те и другие акты? Понять это из формулировки п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ совершенно невозможно.

Неопределенность и противоречивость формулировки оснований для прекращения производства по делу, указанной в ч. 2 ст. 194 и п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, привели к тому, что на практике суды не принимают во внимание положения ч. 11 ст. 213 КАС РФ и по-прежнему прекращают производство по делу в отношении любых утративших силу или отмененных нормативных правовых актов, в том числе и тех, которые прекратили свое действие после возбуждения административного дела, указывая в определении, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца [3] .

В связи с этим в ст. 214 КАС РФ следует привести два различных основания для прекращения производства по делу. В отношении нормативных правовых актов, утративших силу (отмененных) до предъявления административного иска, достаточно указания на наличие основания, предусмотренного ч. 1 ст. 210 КАС РФ, а в отношении актов, утративших силу после возбуждения дела, — указания на отсутствие применения спорного акта к истцу, а при его применении — на отсутствие требования истца о проверке законности данного нормативного акта.

Кроме того, учитывая императивный характер правил, указанных в ч. 1 ст. 210 и ч. 11 ст. 213 КАС РФ, следует исключить из ст. 214 КАС РФ диспозитивную формулировку «суд вправе», которая, по сути дела, отдает на судейское усмотрение решение вопроса о прекращении производства по делу об оспаривании утративших силу или отмененных нормативных предписаний.

Редакция ч. 11 ст. 213 КАС РФ позволяет сделать вывод о том, что правом оспаривания нормативных актов, утративших силу после возбуждения административного дела, наделены только те граждане (организации), права или интересы которых нарушены или могут быть нарушены в результате применения отмененного акта в конкретном деле, когда нормативный акт, несмотря на его отмену, сохраняет действие применительно к длящимся отношениям («переживание» закона) [4] , участниками которых являются данные граждане или организации.

Что касается прокурора, органов государственной власти или местного самоуправления, а также иных публичных субъектов, то они не должны обладать правом оспаривания нормативных актов, утративших силу. Такой подход, по нашему мнению, соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 16.02.2006 № 13-0, в соответствии с которой проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения гражданина в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, являются недопустимыми.

Действовавшие ранее ограничения на проверку судами общей юрисдикции прекративших свое действие нормативных предписаний во многом были связаны с тем, что особенности их дисквалификации не предусматривались нормами гражданского процессуального законодательства. Это касалось и содержания резолютивной части судебного решения о признании незаконным подобного нормативного правового акта. К сожалению, в КАС РФ также не предусмотрено положений, устанавливающих особенности содержания такого рода судебных решений. Между тем в практике арбитражных судов была сформирована правовая позиция, отражающая особенности резолютивной части судебного решения о признании незаконным отмененного (утратившего силу) нормативного предписания. Так, Пленум ВАС РФ разъяснил судам, что в случае удовлетворения требования об оспаривании нормативного правового акта, который до вынесения решения был отменен в установленном порядке или действие которого прекратилось, арбитражный суд в резолютивной части указывает на несоответствие оспариваемого акта или его отдельных положений нормативному правовому акту, имевшему большую юридическую силу в период действия оспариваемого акта [5] . Очевидно, что аналогичное положение необходимо включить в КАС РФ.

Читайте так же:  300 га земли многодетным семьям

6. Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Обратная сила закона (нормативного правового акта)

Продолжительность действия нормативного правового акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Когда прекращается действие закона? Каким образом закон утрачивает юридическую силу? Согласно сложившейся практике это происходит в результате следующих обстоятельств:

1) в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

2) в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение того, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете «Общие положения о законе» Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что «законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона».

3) в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции России 1993 г., вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно – 12 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями».

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона.

Под обратной силой законапонимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что «закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы». Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Конституция как нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Местные нормативно-правовые акты. Локальные нормативно-правовые акты.

2. Доработать конспект.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие и признаки нормативных правовых актов. 2. Классификация нормативных правовых актов. 3. Понятие и виды законов. 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  3. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Выписка из нормативного акта утратевшего силу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here